Следуя просьбам наших читателей, возвращаемся к рассказу о судьбе Алексея Ивановича (начало в «УЦ» №№ 3-4 от 20 и 27 января). Финал предыдущей части истории датируется 1996-м годом, когда Алексей вернулся в Кировоград, чтобы возглавить «АБ-Радио». Продолжаем повествование с этого момента…
Сегодня в эфире нашей радиостанции…
Алексей Иванович: — Приглашая меня на работу директором радиостанции, Александр Блюмин (бывший музыкант, звукорежиссер, основатель «АБ-Радио») выдал своеобразный карт-бланш: делай все, что считаешь нужным. Мы всему учились на ходу, создавали «что-то» из ничего, поскольку в Кировограде только начиналась эра FM-радиовещания. В то время «АБ-Радио» было противоречивым по структуре своего эфира. Мы пытались «втиснуть» все возможные форматы, за исключением шансона. У нас звучали джаз, рок, старая советская эстрада — все подряд, кроме, может быть, современной попсы (мы считали, что за прошедшие 50 лет накоплено много более достойной музыки, ее мы и использовали в эфире). Сегодня я не могу без улыбки вспоминать все те бессонные радиоподвиги, ночные эфиры… Короче говоря, у «АБ-Радио» имелись как плюсы — оно умело удивлять, так и минусы, вследствие того, что радио только создавалось и во многом было еще «сырым».
— Многие кировоградцы до сих пор помнят ваши авторские передачи в эфире «АБ-Радио», например: «Мой адрес Советский Союз»…
— В какой-то момент меня пробило на ностальгию, и захотелось сделать передачу, посвященную советской эстраде (сама программа не имела никакого политического подтекста). Все-таки это та музыка, на которой я вырос, на 1970-е годы пришелся период моего музыкального становления, а это время было связано с различными вокально-инструментальными ансамблями. В эфире этой передачи я чувствовал себя более открытым, наиболее искренним. Передача «Мой адрес Советский Союз» выходила в вечерний прайм-тайм, кировоградцы могли ее слушать, когда приходили с работы, занимались домашними делами. Насколько я помню, эту передачу слушали люди разного возраста: и молодежь, и люди возраста моих родителей.
В середине 1990-х самым массовым носителем музыки стали компакт-диски. Люди уже практически не слушали пластинки. Однако раздобыть CD с песнями прошлых лет было проблематично, а скачать в Интернете в течение часа все хиты советской эстрады за 50 лет (как сегодня) — просто невозможно. (Я сам на работу всегда ходил с большой дорожной спортивной сумкой, заполненной компакт-дисками.) Поэтому мы бросали клич: приносите записи старых песен для того, чтобы дать им новую жизнь, чтобы они звучали в эфире радио. Слушатели приносили пластинки килограммами, отдавали нам все, что пылилось на полках и не использовалось дома. Мы переводили с «вертушки» на пленку и ставили эту музыку в эфир.
Вообще в работе «АБ-Радио» тогда было очень много прикольного и необычного. Когда я рассказывал слушателям об очередном артисте, я мог тут же, в прямом эфире, позвонить ему домой. Для меня не представляло сложности позвонить в Москву, потрепаться с кем-то из музыкантов о его новом альбоме, сразу же послушать новинки. Никто даже не считал, сколько раз в эфире звучало: «Всем привет, я такой-то из такой-то группы, вы слушаете “АБ-Радио”». Мне всегда было интересно просвещать людей в области рок-музыки, и поскольку у меня много контактов среди музыкантов, почему бы не позвонить тому, чьи вещи сейчас звучат в эфире радио? По телефону кировоградцам живьем, без аккомпанемента, пел Николай Носков еще не известную на тот момент песню «Я тебя люблю». С праздниками слушателей «АБ-Радио» поздравляли Александр Градский, Максим Леонидов, Валерий Кипелов и т.д. В рамках передачи «Мой адрес Советский Союз» мы общались с Владимиром Пресняковым-старшим, Вадимом Мулерманом. В эфире радио звучало интервью музыкантов группы Nazareth, Scorpions, гитариста Майкла Эйнджело. Более того, мы помогали кировоградским меломанам реализовать мечту побывать на концерте кумиров. Поскольку «АБ-Радио» получило статус информационного спонсора (!!!) концерта Scorpions в Киеве, мы предоставили возможность фэнам группы купить билеты и организовали автобусную поездку на концерт. Некоторые фэны даже возвращались домой с автографами музыкантов…
— Алексей, а вы сами коллекционируете автографы музыкантов?
— Я помню свой первый автограф, полученный в 16 лет, — руководителя ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова. Но, откровенно говоря, я никогда не ставил самоцель набрать как можно больше автографов, хотя за свою жизнь посетил сотни концертов и общался с очень многими музыкантами. Я не маньячу и немножко придерживаюсь истины «не сотвори себе кумира». Как правило, я беру автораф только у тех, кто действительно достоин уважения. Например, это Би Би Кинг, Дэвид Боуи, Дэвид Кавердэйл, Джон Лорд.
— Возвращаясь к разговору о радиостанции, скажите, как вы относитесь к сегодняшнему радио?
— Многое, из того, что мы тогда делали на радио, было по наитию, по настроению, по вдохновению и представляло собой художественную самодеятельность под названием «Первые FM-эфиры в Кировограде». Но было искренним, от души! Всему свое время, сегодня такой подход уже неприемлем. К сожалению, то, что сейчас звучит в радиоэфире, меня не устраивает. Ди-джеи превратились в автоответчики и говорящих попугаев, рассказывающих что-то скучно и неинтересно. Мне не нравится, что на радио могут себе позволить сокращать музыкальные произведения в угоду рекламе! Сегодня на радио много рекламы и мало музыки, причем музыка — везде одна и та же. Многие станции не крутят новую музыку, используют только готовые хиты, они не дают шансов новым исполнителям! Поэтому сегодня тема радио мне неинтересна. Сам я его слушаю только в крайнем случае, когда нет другого источника музыки. Например, садясь в такси, я сразу же прошу водителя переключить приемник на волну «Радио-рокс». Которое, впрочем, меня тоже не всегда устраивает…
BIZ-TV, «ВИА Гра» и прочее
Алексей Иванович: — В 1998 году я уехал из Кировограда в Киев, где начал работать музыкальным редактором и программным директором телекомпании BIZ-TV. Это американский брэнд, который на территории России вещал еще с 1989 года. Право представлять этот брэнд в Украине купил упоминавшийся ранее Дмитрий Костюк, который когда-то заметил телепрограмму «Рок-полигон» и которого я в Москве познакомил с владельцем российского BIZ-TV Борисом Зосимовым, музыкальным продюсером многих известных групп, организатора фестиваля «Монстры рока» в Тушино. Следующие восемь лет я проработал на одном месте: создавал новые программы, подбирал ведущих, когда было нужно — сидел в прямом эфире как ви-джей; брал как журналист интервью у музыкантов, например Uriah Heep и т.д.
Владелец BIZ-TV Дмитрий Костюк сразу определил, что телеканал будет развлекательным и попсовым. Так как в эфире присутствовало много попсы, мне пришлось «изучить» и эту музыку. На BIZ-TV «крутились» клипы разных жанров: классический рок, рэп, новая танцевальная музыка, но всех артистов объединяло одно — они были только высокого класса. В пестром и разнообразном эфире соседствовали: Queen, Бритни Спирс, Snoop Dogg, Linkin Park. Как вы сами видите, эта музыка сильно отличалась от той, что звучала в «Рок-полигоне»… Единственная наша договоренность с Костюком по поводу репертуара телеканала: на BIZ-TV никогда не будет Киркорова, и это правило соблюдалось железно.
— У вас не было желания возродить на канале BIZ-TV программу «Рок-полигон»?
— А тогда передачи наподобие «Рок-полигона» уже стали неактуальны, потому что время очень изменилось. Люди уже утолили информационный голод в рок-музыке. Появился Интернет, где можно получать любую информацию о музыкантах, скачивать музыку в видео- или аудиофайлах. Это не значит, что я предал интересы рока. Просто я перешел на другой уровень. Я использовал все свои познания в музыке для того, чтобы сделать музыкальное телевидение (BIZ-TV был первым музыкальным каналом в Украине, сейчас их около десятка, но все они ориентируются на попсу) хорошим, максимально хорошим для любой аудитории.
Работая на телеканале, параллельно я был координатором и помощником продюсера Дмитрия Костюка (а также его советчиком) в проекте группы «ВИА Гра». Но в какой-то момент мне захотелось самому попробовать продюсировать музыкальную группу. Так совпало, что в то время новая киевская команда Dazzle Dreams искала менеджера, и кто-то посоветовал ребятам пригласить меня. Я верил, что команда может развиться, достичь успеха, и следующие три года — до осени 2010 г. — работал менеджером этой группы. Два месяца назад я поставил крест на данном проекте и сейчас работаю музыкальным продюсером и музыкальным редактором в компании, которая занимается крупными проектами в области шоу-бизнеса и телевидения.
Музыкальный турист
Алексей Иванович: — Может быть, своими откровениями я «разочаровал» некоторых своих старых убежденных фэнов, которые подумают, что моя сегодняшняя деятельность далека от той, по которой меня помнят в Кировограде. Но, поверьте, все, чем я сейчас занимаюсь, — тоже интересно. Здесь я могу использовать свои знания и ощущения, что такое хорошо и что такое плохо в музыке.
А в личной жизни я остаюсь нормальным рокером. Я дружу с теми людьми, кто разделяет мои музыкальные интересы, а чтобы не «закиснуть», регулярно езжу на разные рок-фестивали. Каждый год делаю себе подарок: отправляюсь в какую-то новую страну на какой-то крутейший фестиваль, причем предпочтение отдаю тем группам, музыку которых я люблю, но вероятность их приезда в Украину небольшая. Благодаря этим рок-путешествиям я видел вживую выступления, наверно, 80% своих любимых музыкантов: Dream Theater, Queensryche, Motley Crue, Black Sabbath под названием Heaven And Hell с Ronnie James Dio, Down (бывшая Pantera), Alice in Chains, Motorhead, Europe, Iron Maiden, Serj Tankian — вокалист System of a Down, Iced Earth, Manowar, Marilyn Manson, Machine Head, Gojira, Soulfly, Suicidal Tendencies. Но самые запомнившиеся, самые мои любимые, самые «крутые» концерты — это Pink Floyd (трижды!!!), Пол Маккартни (трижды!!!) и Queen.
В прошлом году я был в Стамбуле на крупном фестивале Sonisphere, где на одной сцене играла «большая четвёрка»: Metallica, Megadeth, Slayer и Anthrax. Я когда оказался на этом фестивале (кроме Big 4 там еще выступали Accept, Rammstein, Alice in Chains, Stone Sour — группа Кори Тейлора, экс-вокалиста Slipknot), то очень удивился, насколько в, казалось бы, азиатской стране Турции популярна рок-музыка. И мне стало стыдно за мою несчастную, маленькую «гопацкую» Украину. Три дня подряд стадион вместимостью 35 тысяч человек был забит зрителями, причем процентов 90 публики — местные, это понятно по внешности. Мы считаем Турцию не продвинутой страной, но даже там на рок-концерты приходило такое огромное количество зрителей.
А Киев, как вы помните, в 1999 году всему миру показал, какое это рок-село. Когда на олимпийском стадионе (вместимостью 83 тыс. человек) с участием суперзвезд поп- и рок-музыки, от Zucchero до группы Metallica, собралось ничтожно малое количество людей — не больше трех тысяч. Я хорошо помню удивленные лица музыкантов на пресс-конференции после выступления. Нигде в мире с группой Metallica такого не происходило ни до этого, ни после этого!
Когда я посещаю все заметные рок-концерты, то всегда наблюдаю за реакцией и количеством публики. Последние концерты Кипелова или «Арии» во Дворце спорта собирали примерно 4-5 тысяч человек. Примерно столько же приходит на концерты «фирменных» артистов: Judas Priest, Whitesnake, Helloween, Deep Purple. Время аншлагов рокеров в Киеве закончилось. Я помню, когда впервые приехал в Киев из Кировограда на сольный концерт Йена Гиллана, во Дворце спорта был аншлаг. Олимпийский стадион в 1997-м на Scorpions был битком забит! Однако в 2000-х зрительский интерес стал сходить на нет. Возможно, дело в цене на билеты. Бывают билеты от 300 гривен и выше. Но мы сами выбираем, или дома слушать группу с пиратского диска стоимостью три доллара, либо увидеть выступление музыкантов вживую за 35-50 у.е. К тому же у нас любят завышать стоимость билетов. В некоторых случаях цена билета может доходить до 500-600 долларов. Это дико! В Европе совершенно другие подходы к зрителям, поверьте, я знаю, сколько стоит билет на концерт мировой знаменитости за рубежом. Но вот почему-то в нашей не очень богатой стране назначают очень высокие цены. Такое отношение к людям, которые хотели бы слушать музыку на «живых» концертах, только подтверждает — Украина не рок-н-ролльная страна. Цитируя Гребенщикова: «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране…»
Но я живу, постоянно слушаю музыку, слежу за новинками, открываю для себя новых артистов, не изменяю своим старым привязанностям. Ближайший концерт, на который я пойду, — концерт Риппера (т.е. Тима Оуэнса, экс-вокалиста Judas Priest, Iced Earth и Ингви Мальмстина) в клубе Route 66. А уже в марте в Киев приедут Megadeth и Slayer…
В завершение я хочу сказать спасибо многим моим друзьям и соратникам, без которых не было бы возможно все то, что я делал в Кировограде. Я благодарю Сергея Минаева за мою физическую неприкосновенность в начале «лихих» 1990-х, моих друзей Эдуарда Геву, Юру Маню Горобченко, Олега Косенкова, Александра Рыбу, Владимира Воху Горового и многих других. Rock You!..
А это и не Бутырка вовсе, а Вилли Токарев — тот, который песню "Пиковый туз" поет… И рядом — не Иванович, а двойник. Тройник.
Фамилия у Ивановича — Иванович! 100% инфа!
Блин, Иванович реально сфотался с одним из группы Бутырка! 100% инфа!
Как фамилия Алексея Ивановича?
Я конечно утверждать не буду, но вроде, когда в 99 приезжала Металлика, тогда на какой то площади в Киеве был бесплатный концерт Арии и все ломанулись туда…
P.S. ИМХО конечно, но Металлика не рулёзная группа (за исключением альбома 1991 года "Металлика"), а вот упомянутые в тексте Мегадез это конечно супер группа!!!
Віталій Проблема в том,что Ваша интерпретация выполнена в духе худших традиций советской социологии.Разумеется,таких философов мирового значения,как Ильенков,Зиновьев,Щедровицкий,советского времени,Вы не знаете и не читали.Старайтесь больше читать РАЗНЫХ книг и думать самостоятельно.
Низький рейтинг рок-музона у генетично спотвореній совєтською окупацією країни — цілком логічно. Рок це музика білих та вільних людей! А де такі є в країні, де стався природній відбір навпаки? Коли думаюче та трудяще було знищено та виморене голодами, а вижили ледарі, пристосуванці та стукачі, нащадки яких складають нині до 70% нашого народонаселення з його музуподобаннями у вигляді безмозкої попси, ніггерського репу та бидлошансону
Помню как в 99-м приежала Metallica, я еще в школу ходил, тогда билеты стоили очень дорого. Уровень жизни в то время не позволял многим фэнам попасть на концерт. Думаю если бы они сейчас приехали, было бы все по другому.
В Киев в прошлом году приезжали Depeche Mode, Placebo, 30 Seconds to Mars, Limp Bizkit и собирали довольно таки много людей. Так что концерт Metallica в Украине не за горами (возможно после следующего альбома).
ИванОвич его фио. я помню. онный когда-то мне помог издать брошюрку.