Отмечать Новый год можно по-разному. Можно выбрать классический вариант — застолье, тазик оливье и пара ведер шампанского («Купуй Кіровоградське!»), в семейном кругу или с друзьями — на усмотрение. Кто-то предпочитает Карпаты: природа, снег, лыжи или санки, поддержка отечественного бизнеса. Таким, как я, кому не сидится дома и тесно в рамках одного государства, туристические фирмы предлагают огромный выбор стран. И, приняв во внимание хронический дефицит свободного времени, немного подумав и изучив предложения турфирм, я выбрал поездку в Прагу (Чехия).
2010-й год для меня стал годом открытия Европы. На его протяжении удалось посетить Будапешт, Вену и мюнхенский Октоберфест. Это я не хвастаюсь, а просто говорю, что новогоднюю поездку в Прагу было с чем сравнивать. Но обо всем по порядку.
Первым делом надо было определиться со сроками поездки. Поначалу планировалось отправиться в аккурат к Новому году. Так, чтобы слушать бой астрономических часов и отмечать праздник глотком шампанского напополам с бехеровкой. Но удалось забронировать места только на рейс второго января. Надо сказать, что это было и к лучшему. Дальше объясню почему.
На этом трудности, возникшие на родине, практически подошли к концу. Остальное было делом техники. Оплата путевки (порядка 150 евро), оплата визы (30 евро), заполнение анкеты, сбор документов (изготовление фото, справка о работе и ксерокопия загранпаспорта). Собственно, все. Дальше потянулись томительные дни ожидания подтверждения об открытии визы. Все-таки шенген дается хоть и многим, но не каждому.
Но вот «аська» отсигналила сообщением-подтверждением, и теперь уже официально можно собирать рюкзак. Кстати, несмотря на тот факт, что визу открыли в конце декабря, билеты на поезд до Львова (именно оттуда отправлялся автобус на Прагу) брал за сорок дней до дня отъезда (то же касалось и билетов на обратный путь). Все-таки новогодние праздники не только приносят радостную суету, но и становятся серьезным испытанием для железной дороги.
Прошел Новый год. Бенгальские огни сожжены, шампанское выпито, тазик оливье опустел наполовину. Пора отправляться. 15 часов поезда, и вот аперитив для души — прогулка по Львову…
Непосредственная точка отправки автобуса — железнодорожный вокзал. Это достаточно удобно. Ведь по прибытии во Львов есть возможность оставить вещи в камере хранения и непосредственно перед отъездом их оттуда забрать. Сам автобус стал одним из немногих неприятных сюрпризов. Во время наших предыдущих поездок это были отличные комфортабельные лайнеры. А в этот раз — попался очень неудачный экземпляр. Малое расстояние между сиденьями полностью уничтожило все удовольствие от процесса перемещения…
Следующая проблема — граница. Праздничный ажиотаж сделал свое черное дело. Если до этого три автобуса в очереди казались перебором, то второго января перед шлагбаумом их выстроилось более десятка (что творилось на подъездах к автомобильным переходам, передать вообще сложно). Так что еще 6 часов были вынесены в ранг негатива. Согревала только перспектива чешского пива, кухни и разминки во время пешеходной экскурсии.
Отмечу, что неприятные сюрпризы на этом и закончились. Граница осталась позади, автобус набрал скорость, выехав на европейский автобан, и в Чехию мы просто ворвались (территорию Польши пересекли чуть более, чем за 3 часа).
Сказки старого города
За окном автобуса — городские пейзажи, и именно с них начинается непосредственное знакомство со столицей. Мост, откуда открывается прекрасный вид на город, огорожен высокой сеткой, приваренной к перилам. Нам поясняют, что сделано это было для того, чтобы люди, решившие свести счеты с жизнью, выбирали для этого другие места, не мешая транспортному движению, которое в этом месте очень активное.
А что это за странный памятник метроному? Оказывается, в свое время здесь находился памятник Сталину, но времена и нравы изменились. Сталина демонтировали, а иллюстрацией к поговорке «Так проходит слава земная» и стал этот метроном. Работает он, кстати, только днем. На ночь он замирает указательным пальцем. Но, проезжая гору, где он расположен, я отметил одну деталь: в гранитную плиту вмонтирована мемориальная доска, посвященная советским солдатам-освободителям. Ее никто не разрисовал граффити (не говоря о том, чтобы пытаться сковырнуть), ее содержат в чистоте. Радуешься, что новомодные тенденции дележа славы победителей и охаивания героев Праги не коснулись.
Двери автобуса закрылись за спиной, и начался ознакомительный забег по городу. Путь начинается от центрального замка. Мы входим в ворота Пражского града, за которыми начинается пешеходная часть столицы (состоит из 5 центральных исторических районов Праги, которые в 1993 г. были включены в число объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО как архитектурно-исторический заповедник).
Смотрим на смену почетного караула и проходим дальше под арку ворот. Перед глазами — аккуратная небольшая площадь. На ней соседствуют резиденция президента и одна из визитных карточек Праги — собор Святого Витта (на фото). Католические соборы всегда поражали меня своим великолепием. Готическая архитектура в соединении с огромными витражами заставляют затаить дыхание. Когда выслушиваешь историческую справку о том, сколько строились эти соборы (стоимость строительства зачастую умалчивается), то понимаешь, отчего в средние века люди часто восставали против церкви. Прошли века, а мнение толпы осталось тем же: зачем строить собор / памятник Пашутину / площадь перед КГПУ, когда эти деньги можно потратить на раздачу гречки? Второму варианту большинство будет радо, а продвинутому человечеству, кроме полного желудка, достанется повод для воспевания убогости родного города. Но это я отошел от темы.
Особенностью чешского населения является то, что атеистов там 65%. Поэтому большинство памятников архитектуры содержатся в отличном состоянии, но работают они как туристические объекты, а не для проведения культовых обрядов.
Во время прогулки мимо нас в сторону резиденции проехали две «Ауди». Шутя поинтересовался у гида, уж не сам ли президент проехал мимо нас, на что получил утвердительный ответ. А как же «Майбахи»? Где кортеж охраны из 20 машин, где «скорая» и «пожарка»? Где пробки, вызванные перекрытием движения на несколько кварталов вперед, и спецсигналы? Одним словом — дикие люди. Совершенно не заботятся о занятости населения.
Вообще центральная часть Праги — это сплошной объект для любования. Проходя узкими улочками, восторгаясь архитектурой, отрешаешься от действительности. Не хочется думать ни о чем. Вот ты вышел на Карлов мост — центр сосредоточения уличных музыкантов, художников, торговцев арт-сувенирами (у каждого торговца, между прочим, на видном месте лотка приклеено разрешение на торговлю). Здесь можно встать и помечтать или загадать желание возле памятника Святому Яну.
Уходить неохота, но надо успеть на площадь, к астрономическим часам. Они разыгрывают каждый час маленькое представление из движущихся фигурок. Около циферблата скелет переворачивает песочные часы, отмеряя всем живущим оставшееся время. Рядом с ним — самолюбование, жадность и праздность, которые не хотят верить в то, что их часы сочтены. Вверху, в окошках, проходят святые, благословляя всех людей, присутствующих на площади. Гид с усмешкой замечает, что в свое время эти часы заменяли людям и кинотеатры, и телевизоры. Но, глядя на людей, собирающихся каждый раз, чтобы посмотреть на этот механизм, можно с уверенностью сказать, что ни «Аватару», ни «Темному рыцарю» такая посещаемость и не снилась.
Еще один значительный объект Праги — это старинный еврейский квартал (его называют «гетто»). Он очень небольшой, и все в нем компактно. Маленькая древняя синагога, жилые постройки, магазины и еврейское кладбище.
По многочисленным легендам, именно в этой синагоге находятся обломки легендарного Голема — глиняного слуги местного раввина и мага Льва Бецалеля. Голем стал одним из символов Праги (кстати, очень популярный сувенир в пражских магазинчиках). История Голема много раз становилась предметом трудов писателей, драматургов и режиссеров.
Но вернемся в нынешнее время. Сейчас повальное хобби чешского атеистического населения — содержание небольших собачек. Мест для выгула много — парки, скверы. Однако, любишь гулять — люби и прибирать за своим любимцем. Для любого чеха не зазорно носить за собой лопатку и пакеты для сбора экскрементов. Если пакет забыли дома — можно воспользоваться бесплатными, которые развешаны на специальных подставках.
Естественно, что при наличии судоходной Влтавы невозможно не предложить гостям прогулку на речном катере. Памятуя о великолепии Будапешта (а также соблазнившись ужином, который входил в стоимость билета — 20 евро), решил непременно воспользоваться этой возможностью. Но был немного разочарован. Дело в том, что русло окружают высокие стены набережной. Поэтому с нижней палубы судна не видно было практически ничего (подняться на верхнюю палубу не позволяла погода). Ситуация немного исправилась, когда поднялись по шлюзу.
Коротко о выживании
Первый вопрос, который волнует украинского туриста, — сколько же брать с собой тушенки в дорогу. Скажу по секрету, что в первую свою поездку я стал жертвой собственных страхов. Домой было привезено полсумки «Мивины», тушенки, колбасы и прочего. Поэтому в этот раз я зарекся таскать на себе продуктовый склад (это не касается спиртного!). Из продуктов была взята коробка с бутербродами (на дорогу до Львова), а до Чехии хватило пары гамбургеров.
В самой же Праге завтраки входили в стоимость проживания в отеле. Меню не блистало разнообразием, но дожить до обеда было вполне можно. Выбор места для обеда — это отдельное удовольствие. Если нет желания искать кафешку по вкусу — к услугам рождественская ярмарка с лотками быстрой еды. Но не подумайте, что это шаурма из разогретого на машинном масле вчерашнего мяса. Копченые свиные ножки, мюнхенские сосиски и множество сладостей, название которых я даже не запомнил. Запить все это можно горячей медовухой или глинтвейном, не говоря уже о знаменитом чешском пиве. Как по мне, оно таки лучше мюнхенского.
Хотите чего-нибудь оригинального или просто устали и надо отдохнуть — к вашим услугам множество исторических кафе и ресторанов на любой кошелек и желудок. В целом прекрасно пообедать можно за 4-6 евро (это вместе с напитками и в центре, если пройдете в глубь города — и того меньше).
Ужин включает в себя все вышеозначенные варианты либо закупку продуктов в супермаркете и вечер в номере отеля (вариант не самый абсурдный, учитывая усталость от экскурсий и впечатлений).
Проезд по городу осуществляется через «ездэнки». Это временный проездной на все виды транспорта, ограниченный не по количеству посадок, а только временем. Оптимальные для туристов: за 24 кроны (1 евро) на один час либо за 100 крон (4 евро) на сутки. Последний удобно покупать, если есть намерение самостоятельных путешествий. Так, поездка в Вышеград на экскурсионном автобусе с гидом стоила 20 евро. Узнав, что до Вышеграда 7 остановок на метро (причем до станции метро от отеля надо было идти 5 минут), решил поддержать чешского перевозчика, а не украинский турбизнес.
Подведем итоги. Если вы решили ознакомиться с Европой, Прага — отличный вариант. Но не стоит вестись на рекламные уловки с предложением посетить Чехию новогоднюю. Множество туристов, очереди на границе, непредсказуемая погода могут надолго отбить у вас желание путешествовать. Лучше отправиться туда весной, и тогда я сам с удовольствием почитаю о ваших впечатлениях об этом чудо-городе.
Alex прав, и двойные стандарты — большая проблема не только для стран Европы. Впрочем, думаю, автор статьи имел в виду то, что многие люди тратят время и силы на отдых, не пытаясь его разнообразить. Дело не в деньгах (хотя Задорнов говорил, что все дело в бабках) — дело в желании куда-то ехать, открывать для себя мир, пусть даже самое ближнее зарубежье. Или даже не зарубежье — Львов, Тернополь, Сумы, Житомир, Чернигов, Донецк — есть люди, которые из родного Кировограда до старости так никуда и не поехали
продолжение.Почему знакомство,заимствоывание с зарубежным опытом часто сопряжено с самоуничижением:"Можно выбрать классический вариант — застолье, тазик оливье и пара ведер шампанского («Купуй Кіровоградське!»)? Видимо потому популярен Путин в России,которая ,кстати,в деле интеграции с Европой ушла дальше Украины,что он сумел достойно ответить Европе в своей мюнхенской речи,указав,в частности,на ее двойные стандарты.Это не политизация темы,это о способах и путях модернизации,умении проявить самостояние во время европеизации,
"Нужно отрываться от родной стороны"-ключевой смысл ,присутствующий во многих статьях ,либо их оценок,касающихся поездок за рубеж.После их прочтения,логичен вывод-"Спасибо — уже хочу в Прагу !"Не обустроить Родину по-европейски,а " теперь в Ерусалим , Поехали ! " Праздник продолжается! Да и что остается,если родной край это ТОЛЬКО"Сталин , голодомор"-выучили историю Родины!-Это не замечание мое,а материал к размышлению,причем человека,довольно сдержанно встретившего 1991г.
благодарю за витруальное путешествие по Праге. Нужно отрываться от родной стороны , хотя бы для того , чтобы почувствовать уважение со стороны совершенно незнакомых тебе людей , не сограждан даже. По поводу доступности чиновников высшего уровня , в Будапеште и в Вене мы просто проходили по кабинетом президента и как ни странно никто никого даже не думал не пущать . Ну а поучиться у Европы есть чему — не Сталин , не голодомор а дворцы, Соборы , площади неимоверной красот.И что поразительно , нет убирающих , видимая только красота и чистота. Завидно становится , что ж мы за народ такой ? В родной подъезд зашла после месячного отсутствия ( а уезжая лично убрала всю площадку ) и ужаснулась ,При домофоне ,без бомжей и пришлых — мусорка натуральная. Спасибо — уже хочу в Прагу ! А еще в Париж ! На Соловках была , теперь в Ерусалим , Поехали !
Статья Андрея о Дрездене: http://www.kirovograd.net/science_culture/2011/1/13/chetyre_prichiny_poehat_v_drezden.htm
На самом деле экскурсовод Виталий, отвечая на вопрос о Президенте, привел два примера. Цитирую: "Я расскажу вам два случая. Один никогда не мог случиться в Праге, а другой — никогда бы не произошел в Украине. Первый: веду по Тернополю туристов, переходим дорогу на правильный цвет светофора, я иду впереди — с флажком, за мной — туристы. На нас мчится, не реагирую на красный знак светофора, черный джип. "Разбрызгав" туристов в стороны, проносится свозь шеренгу людей. Я непроизвольно подношу указательный палец к виску. В ответ джип останавливается и распальцованный водитель выскакивает выяснять отношения…. Случай второй: веду я по Праге туристов, переходим дорогу по зебре, светофора нет. Я иду впереди — с флажком, за мной — туристы. Нас пропускает черная Ауди, и туристы спрашивают, почему у нее на капоте государственный флаг. Я поворачиваю голову и вижу, что это машина Президента… Туристы долго мне не верили"
А сколько ИХ ездило с охраной? Покоятся с миром..
Читатель P.S. Конгрессмен из штата Аризона ,в начале января,вероятно,тоже ездил без охраны.В результане ни его,ни спутников,больше нет в живых.И не среди скифов.
Читатель Однако,Блок продолжал:В последний раз,взираем мы,на мир ,раскосыми глазами! То есть скиф еще раз предлагал Европе мир,вместо войны.Компаративистика,на самом деле,сложное дело.Хотя,можно например,как Карлсон и А.Кузнецова,забраться на крышу и оттуда наблюдать за происходящим.Был бы пропеллер в указанном месте и счастливых полетов!
Кстати, наличием на улицах города аккуратных деревянных домиков, в которых продают горячие напитки и каштаны, новогодний Львов очень похож на Прагу и Дрезден. Помнится мер Владимир Пузаков предлагал заменить клеенчатно-брезентные "недоразумения" в центре города и сделать рождественский ярмарок в Кировограде в таких же "домиках". Жаль, не успел
Андрей, Вы — молодец, подметив в далекой Праге — Во время прогулки мимо нас в сторону резиденции (на Градчанах — чит.) проехали две «Ауди». Шутя поинтересовался у гида, уж не сам ли президент проехал мимо нас, на что получил утвердительный ответ. А как же «Майбахи»? Где кортеж охраны из 20 машин, где «скорая» и «пожарка»? Где пробки, вызванные перекрытием движения на несколько кварталов вперед, и спецсигналы? Одним словом — дикие люди. Совершенно не заботятся о занятости населения.
Прав был, очень прав Александр Блок, написав (не о чехах, о нас с вами, читатели): Да, скифы мы…