Медвежьи углы

ПОБЕДИТЕЛЯМ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Говорят: «Ты — то, что ты ешь». Думается, не менее (а может, и более) справедливой может считаться и расширенная формулировка этого утверждения — «Ты — то, как и где ты живешь». И если облагородить по мере возможностей внутренности своего жилища под силу практически каждому, то заасфальтировать улицу или двор, обеспечить их освещение, а уж тем более провести газ и/или канализацию — отнюдь. Трудно сказать, какая часть жителей Кировоградщины живет сегодня в самых настоящих медвежьих углах, где нет ни дорог, ни света, куда не ходит транспорт. В общем, цитируя представителей современного музыкального подполья, «где нет супермаркетов “Азбука вкуса” и жизнь немногим слаще уксуса»…

Изнанка «транспортной столицы»

Есть на карте Кировоградщины такой населенный пункт — Знаменка-2, или Знаменка-вторая, или попросту поселок Знаменка. С точки зрения территориального устройства, поселок — часть города Знаменка, главного железнодорожного узла области. Дома его жителей разбросаны вдоль автомобильной дороги, соединяющей Знаменку с областным центром — здесь еще теплится какая-то жизнь, еще одну часть населенного пункта пополам делит железнодорожное полотно, а от упомянутой автодороги отделяет обширная балка — по сути длинный, поросший лесом и кустарником овраг, где когда-то находился один из многих высохших водоемов Кировоградщины.

Для людей, живущих в этой части, которую в народе еще называют Подводяное — из-за близости к селу Водяное, асфальт и вообще дороги — явление из чужой жизни, начинающейся за оврагом, кончается почти за километр от дома. В самом Подводяном даже просто посыпанные отсевом улицы — большая редкость. Грунтовые проезды и проходы — дорогами их назвать сложно — после любого дождя становятся непроходимыми и сложно проезжаемыми, а ведь добраться до «цивилизации» и наоборот отсюда можно только по ним.

Чтобы попасть туда на машине (а значит, и на «скорой», и на пожарной машине), нужно сделать приличный крюк по проходящей поодаль киевской трассе, потом проехать через лес и поле — другого пути нет. И случись, не дай Бог, беда, люди, живущие в этом всеми забытом уголке «транспортной столицы», могут просто не дождаться помощи. Особенно в период бездорожья, который длится здесь полгода — с момента, когда начинаются дожди, и покуда грязь просто не замерзнет, а потом — когда Знаменка-вторая начинает оттаивать после зимы и пока окончательно не высохнет.

Дорога до ближайшего продуктового магазина и обратно из Подводяного, например, с улицы Петровского, займет у молодого человека минут двадцать-двадцать пять, а у пожилого, которых здесь большинство — и все 40 минут — час. Причем к одному из них нужно идти через все ту же балку, а к другому — через железнодорожное полотно. Весной, осенью, дождливым летом или теплой зимой — утопая в грязище по колено, вечером — в кромешной тьме.

Да, света на улицах, как и водопровода с канализацией, на Подводяном тоже нет. И людям, которые каждый день ездят на работу в Кировоград, а вечером возвращаются домой на электричке, сейчас, например, приходится ковылять и туда, и обратно в потемках, рискуя не только чистотой обуви и одежды, но и целостью костей. Ни один фонарь не горит и вдоль железнодорожного полотна, проходящего сквозь поселок, — в советское время такое было бы просто немыслимо, а сейчас — ничего, местные привыкли. Люди ведь ко всему привыкают. Как привыкают к отсутствию работы — «железка» не может вместить всех желающих, а другой здесь нет, привыкают к пьянству — от безысходности для большей части местного мужского населения, к тому, что, покупая одежду, думать нужно не о том, чтобы она сидела получше, а о том, чтоб было не жалко…

Кто-то, может быть, скажет, что бездорожье, темнота, вода из колодца, удобства на улице, пьянство и безработица — составляющие привычной ситуации, в которой живет большая часть украинских сел. Но, пардон, речь ведь идет, если вы не забыли, о территории четвертого по величине города области, ее транспортной столице, одном из важнейших железнодорожных узлов Украины…

В двух шагах от центра

Что там говорить — медвежьих углов хватает и в самОм областном центре, причем, простите за тавтологию, в десяти минутах ходьбы от центра. Перекресток улиц Гагарина и Кропивницкого — уже вроде как не совсем центр, но еще и не район Большой Балки. В двух шагах — советской еще постройки элитные, «обкомовские» и «горкомовские» дома, где жила и живет городская элита. Население же частного сектора здесь обитает в не меньшем бездорожье, чем в поселке Знаменка, и, к слову, канализации у них тоже нет. А несколько месяцев назад — еще шла предвыборная кампания — здесь пропал свет на улице.

Жители 90-х номеров по Кропивницкого утверждают, что вроде как облэнерго начало менять здесь электроопоры (как всегда у нас, к зиме — самое время). Теперь старые, демонтированные столбы лежат кучей на пустыре перед городской поликлиникой №3. Давно лежат. Какие-то мужички пытались недавно срезать с них арматуру — приехала милиция и «повязала» их. А столбы лежат. И света нет. Нет на части Гагарина, Ленина, Кропивницкого. Как и асфальта, к слову, который со всех сторон заканчивается аккурат перед упомянутым перекрестком. И так уже много лет.

Когда-то, при Союзе еще, этот район частной застройки хотели снести, чтобы соединить автострадой улицы Кропивницкого и Полтавскую. Дело благое, но годы идут, и по соседству — на траектории «дороги мечты» — уже выросли двух- и трехэтажные коттеджи все той же элиты — с красивыми коваными воротами, обложенные импортным облицовочным кирпичом, крытые практичной «мягкой» черепицей. То есть дорога, скорее всего, отменяется — кто ж заставит-то небедных людей снести всю эту красоту? К слову, единственное светлое пятно на этой, неасфальтированной части улицы Кропивницкого сегодня — возле двух новых строящихся коттеджей. Видно, люди в состоянии сами себе обеспечить уличное освещение. А еще они «отсыпали» около себя часть дороги — до въезда с Егорова — и даже, говорят, заасфальтировали. А потом — там, где эта их частная красота (речь идет о части улицы!) заканчивается, положили поперек дороги бордюрный камень. «Здесь чужие не ездют»…

Спальные трущобы

Не одним частным сектором прирастают кировоградские медвежьи углы. Вот вам вполне многоэтажный и сравнительно новый район улиц Беляева-Волкова в Кировограде. Рядом с областным кардиодиспансером, поликлиникой УВД и школой №8. Целый массив панельных девятиэтажек стоит вечером и ночью в глухой, кромешной тьме — позднему (сейчас — после 4 вечера) пешеходу приходится надеяться разве что на то, что дорогу подсветят из соседних окон. Или носить с собой фонарь.

Потому что ни на одном столбе внутри жилмассива — ни одного источника света. А асфальт на проездах и условных тротуарах внутри дворов — в таком состоянии, что не только ноги сломать можно, но и автомобилем проехать — опасно. Прошлой зимой, например, после того, как пару раз замерзло-растаяло, а потом опять замерзло, таксисты просто отказывались ехать внутрь дворов, а частники надолго застревали в непроходимых ледяных торосах, били машины, ругались матом, тянули друг друга тросами… И так всю зиму и часть весны. Опять же, понадобись, например, жителям дома №4 по ул. Волкова в ту пору помощь пожарных или бригады «неотложки» — не факт, что последние попали бы к месту назначения вообще, не то что вовремя. И это не село, не поселок, и даже не окраина — здесь сотни людей живут в каждом доме!

Вместо послесловия

Это мы, собственно, к чему: если вдруг кто забыл — недавно в стране закончились очередные выборы. Причем выборы местные, на которых мы выбирали как раз тех, кто должен озаботиться непосредственно нашими с вами, маленькими и большими, местными же проблемами — ремонтом текущих крыш и раздолбанных дорог, освещением дворов, улиц и подъездов и так далее. И поскольку победили на этих самых выборах — и в Знаменке, и в Кировограде, и вообще в области те, кто обещал «услышать каждого», дойти до каждого дома, до каждого отдаленного района, то, наверное, стоило бы уже начинать — не словом, так сказать, а делом и личным примером. И не с того, что и так в порядке, а как раз с таких медвежьих углов. Чтобы изменения заметили те, кто их больше всего ждет. Ведь все мы — то, где и как мы живем.

И еще. Те места, о которых мы рассказали, — лишь три на выбор. Точечный, обусловленный собственным эмоциональным опытом автора статьи — там, где он сам чаще всего в последнее время ломал собственные ноги, проваливался в ямы, где живут его родные и близкие. О личном, так сказать, наболевшем. А сколько их таких еще — в каждом городе, селе, поселке области — хотелось бы верить, что знают те, кто «скрупулезно собирал информацию о проблемах из каждого ее уголка», как это было широко заявлено. Действуйте. Ждем…

Медвежьи углы: 2 комментария

  1. А будет ли там "чистая вода?" Это артезианскую скважину бить надо, а не подповерхностные воды в пищу употреблять…

  2. Облагородить дом ? У меня такая мысля есть : выкопать колодец рядом своей девятиэтажкой, чтобы была чистая, природная вода, так сказать, интересно во сколько обойдётся это удовольствие ?

Добавить комментарий