11 декабря в областной филармонии праздновал свой юбилей народный ансамбль бального танца «Конвалия». Торжественный концерт, посвященный 40-летию со дня основания коллектива, собрал полный зал зрителей: как юных танцовщиков с родителями, так и ветеранов бального танца.
Губернатор Кировоградщины Сергей Ларин поздравил ансамбль грамотами и цветами, перецеловав попутно всех девушек, что стояли на сцене, а также поприветствовал художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Украины Виталия Завину, назначенного на должность ректора КГПУ им. Винниченко. «В Киеве есть поющий ректор, а у нас теперь – танцующий, чем плохо?» — пошутил Сергей Николаевич.
Мэр города Александр Саинсус тоже выступил с поздравительной речью и, раздав традиционные дипломы и грамоты, пожелал «Конвалии» дальнейшего «буйства весны», а руководство НПП «Радий», на базе которого репетируют танцоры, наградило своих подопечных ценными подарками.
Шикарный концерт, яркие постановки, красивые костюмы – все это завораживающее действо в очередной раз подтвердило, что не зря «Конвалия» — ансамбль народный и является одной из визитных карточек Кировоградщины.
С чего все начиналось, каким было далекое прошлое ансамбля, мы расспросили Анатолия Павленко, который танцевал в первом его наборе, с 1970 по 1974 год, под руководством легендарной Блюменталь Стрельбицкой (на фото), корифея бального танца в Кировограде.
Кстати, Блюменталь Абрамовну ждали в областной филармонии до последнего. Она обещала приехать на юбилей, повидаться со своими многочисленными воспитанниками, но, видимо, не сложилось. Мы попытались узнать, как сложилась ее судьба после эмиграции в Израиль, и, порывшись в Интернете, нашли одну небольшую заметку, датированную 2008 годом, – «Танцевать, несмотря на возраст»:
«…Вокально-хореографический ансамбль под руководством Блюменталь Стрельбицкой существует при Холонском клубе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны с 1996 года. Возраст танцоров впечатляет. Трое мужчин отметили в прошлом году восьмидесятилетний юбилей. Женщины также приближаются к этой цифре. Руководителю клуба ветеранов Виктории Меркасиной восемьдесят исполняется этим летом, а хореограф Блюменталь Стрельбицкая в свои восемьдесят семь в отличной спортивной форме, прекрасно танцует в ансамбле и осуществляет постановки новых танцевальных программ…»
Наш собеседник, Анатолий Павленко, помнит свои «бальные» годы очень хорошо.
— Начиналось все в 1970 году, когда Блюменталь Абрамовна Стрельбицкая набрала первую группу учеников из уже знаменитого ансамбля народного танца «Ятрань». Мы танцевали в его младшей группе в клубе им. Калинина. И после просмотра Блюменталь себе отобрала четверых детей – меня, Леню Корсунского, Валю Чудную и мою партнершу Аню Мовчан. И перешли мы во Дворец пионеров.
Бальных танцев тогда в городе вообще не было, это стало новинкой, даже неким вызовом, как заимствование западной культуры.
Детей Стрельбицкая набрала, и возник вопрос – как же новый коллектив назвать. Я так думаю, что, поскольку, мы были воспитанниками «Ятрани», то и назвали его просто -«Ятранчиком».
Два года мы оттанцевали, учились азам бальных танцев. А в 1973 году началась форсированная серьезная подготовка к отчетному концерту в Киеве. Тогда традиция такая была – каждая область должна была раз в год презентовать свои лучшие коллективы: вначале проходил отбор на районном уровне, потом – на областном. Тогда по результатам конкурса было решено, что в столицу едут «Ятрань», коллективы музучилища, музпеда и мы.
Наши тренировки перед отчетным концертом напоминали сборы спортсменов перед ответственными соревнованиями. Мы были освобождены от учебы в школе, с утра до вечера проводили время во Дворце пионеров, ходили туда, как на работу. С нами там занимались, тут же кормили в промежутках между репетициями. Все было поставлено на очень серьезный уровень, меня даже от выпускных экзаменов за 9 класс в школе освободили, я сдавал их учителям один-на-один, досрочно.
Подготовились мы хорошо, концерт прошел на одном дыхании. Это сейчас танцоры думают о том, как себе карьеру сделать и потом дивиденды получить, а мы были другие. Мы на самом деле думали о престиже области, как лучше выступить. Стремление не подвести руководителей было в душе у каждого, внутри сидел тот самый юношеский патриотизм. Мы понимали, что не просто танцуем для себя – а представляем область.
Когда мы вернулись из Киева, многие ребята ушли обратно в «Ятрань», предпочли народные танцы, а мне бальные больше нравились, и я остался в группе Блюменталь Абрамовны вместе с Леней Корсунским и моей партнершей. Постепенно мы совсем отделились от «Ятрани», Стрельбицкая набрала новых учеников, и самостоятельный коллектив стал называться «Конвалия».
Прошел год, в 1974 году я закончил школу, уехал в Новосибирск, поступил в культпросвет и с танцами, соответственно, попрощался.
— Расскажите немного о своем руководителе.
— Это человек, который посвятил всю свою жизнь бальным танцам. Она требовательная, даже строгая, но то, что ее любили все, – это однозначно. Любили за профессионализм и справедливость. Она была очень внимательной к нам, своим ученикам, помогала решать проблемы, которые возникали в жизни – не все же были из благополучной социальной прослойки. Так, детство моего поколения было заполнено – спортом, музыкой, танцами. Даже мыслей не было, да и времени, чтобы по подъездам шататься.
— Ваш любимый танец?
— Конечно, вальс – король танцев. Вообще бальные танцы тем и хороши, что это не индивидуальная, а общая работа тебя и твоей партнерши.
— Насколько важно взаимопонимание между партнерами?
— Очень важно. Без чувства партнера танца не получится. Надо привыкнуть друг к другу, сродниться. Помню, был случай, я сломал руку перед каким-то важным концертом, который проходил на сцене филармонии. И танцевал я с поломанной рукой, только потому, что Блюменталь Абрамовна решила не менять партнера Ане. Казалось бы, что сложного – танец тот же самый, движения. Но почему-то вышел на сцену в гипсе я…
…А вообще очень хотелось бы всех своих ребят найти, увидеть. Пока здесь, в холле, к сожалению, я нашел мало знакомых лиц…
Случайно попала на эту заметку и хочу напомнить, что после Стрельбицкой ансамблем "Конвалия" руководил 3 года теперь известный хореографи продюсер, живший долго в Москве, окончивший знаменитый ГИТИС по 2-м специальностям и имеющий сегодня свой институт балета и танца в Германии-Александр Зейлингер(Alexander Zeilinger). Можете поискать сайт его института в Германии. А вот Стрельбицкая поступила с ним в 1977 очень непристойно, организовав через свою подругу недостойную статью в местной газете"Фигаро здесь, Фигаро там" о том, что он работал в двух местах и получал 1,5 ставки вместо одной:-(
Все эти ненужные споры. У каждого свои воспоминания, главное — нет равнодушных. Среди корреспондентов я узнала Анну- это Аня Мовчан, ( где ты, дорогая, звони мне 0506471034). Мы тебя вспоминали на встрече в декабре, ждали!
Для меня ансамбль бального танца — это детство, радость,друзья, профессия, незабываемые годы! Уже в 1969 году я впервые участвовала в республиканском конкурсе бального танца в г. Киеве, моим партнером был Сергей Тимофеев ( он стал воееным и о нем нет информации), кроме нас в средней возрастной группе были Света Вакуленко и Илья Айбиндер , в старшей — Саше Овсянников, Таня Ахлестина, Таня Чудная ( партнера не помню).
Все начиналось во Дверце пионеров. Всех люблю, всех помню : Галку Дмитренко, Людмилу Ларенцеву, Наташу Кустрееву,Наташу Давыдову, Аню Мовчан, Иру Ковадло, Штафинского, Савченко- моего последнего партнера, Корсунского, Зейленгера и всех-всех.
А Блюма наша -несравненная- она основательница истории бальных танцев в Кировограде , а мы все продолжаем ее дело.
Приятно осознавать, что такое не забывают все люди, прошедшие эту школу. Дорогой партнер А.Павленко, я есть, приехать планировала, но не добралась (люди, верните аэропорт городу!)
Немного с хронологией событий не сложилось в статье, но в целом тепло и по-доброму, приятно осознавать, что кто-то помнит твое имя как минимум. О Блюме хочется сказать отдельно. Вот вам пример-влияние, так сказать, личности, на историю. Ведь на пустом месте, в маленьком зале Дворца пионеров было создано нечто, что потом десятилетя кого грело в жизни, а кого и спасало. Спрсите, было бы мое детсво таким счастливым , если бы не Блюма и наши Бальные- скажу, что нет. Целая жизнь в жизни-там было все-и успехи, и разочарования, и любовь, и предательство. Школа…. Всем нашим огромный привет-всех помню и люблю. Пишите.
горожанин, сына Блюменталь Абрамовны, прекрасного музыканта, зовут Юрий Стрельбицкий, а не Саша. Вы, очевидно, путаете его с солистом ансамбля Сашей Забровским. Они вместе выступали.
" У Спинула на сегодняшний день заслуг в сто раз больше, чем у Блюменталь когда-то. "
Ув. "треглавая"форумчанКА ((ка) пишу в полной уверенности,что вы женщина), к своему большому стыду я не знаю абсолютно Спинула.Может потому,что мои внуки живут далеко от Кировограда,а я не работаю на "Радии", может по др. какой некультурной причине. НО!… Во-первых,это ни в коей мере не умаляет, по всей вероятности, очевидных ЕГО заслуг.. Даже! если о нем не написала УЦ в данном материале.Хотя упомянуть — было бы (здесь полностью согласен!) и не лишне. Во- вторых. Статья посвящена вовсе не биографии ансамбля,хронологии его достижений,побед и успехов, как нынешних так и прошлых. Просто в связи с Юбилеем представился хороший случай вспомнить его основателей.А вот за это, автору, большое спасибо! Я сам, как бы, вернулся в прошлое.
Серж прав,да, были и до "Конвалии" в 70-е кружки бальных танцев. Только, замечу, детские. "Конвалия" же стала СОБЫТИЕМ в культурной жизни нашего провинциального города.Она подняла,если хотите, уровень его эстетической культуры. Для молодежи тех лет кумирами были футболисты "Звезды", гимнасты, артисты "Ятрани" и конечно же "хиппи". И вот тогда,вдруг, появилась,заставила о себе говорить и себя же уважать группа молодых людей, серьезно (профессионально) увлекшихся этой вовсе немодной "экзотикой", под руководством какой то, быстро ставшей легендарной, Блюмой,матерью, до того более известного в молодежной среде города, музыканта,если не изменяет память, Саши Стрельбицкого. Несомненно долго и с большим трудом мода на бальные танцы завоевывала свои позиции, но тот факт ,что сегодня,спустя 40 лет, кировоградская Школа уже известна далеко за пределами и обл.центра, огромная заслуга Блюменталь Абрамовны и ее первых учеников.О чем и напомнила нам А.Кузнецова.
Вчера младшая группа Конвалии выиграла национальный конкурс "Крок до зірок"
Уважаемая Марина, бан — крайняя мера. По поводу бана обращайтесь к Редактору. Еще раз напомню, что за все годы на сайте УЦ бану подвергся 1 (один) человек, да и то после долгих сомнений.
Уважаемый Админ!
Не кажется ли Вам, что таких "растроившихся личностей" как Эльмира -оно же Ирис — оно же Федор Фрес, которые пишут разные гадости, надо просто жестко банить?! Нечего с такими наглецами церемониться! Уберите эти злобные комменты — вот и все…
Комменты Эльмиры, Ирис и Федора Фреса написаны с одного IP-адреса. Это уже не раздвоение, а растроение личности да еще со сменой пола.
Уважаемый (ая) автор! Подобные вещи в интернет-сообществе считаются просто неприличными. Ну типа человек пишет две анонимки: одну — левой рукой, другую — правой. Себе же хуже делаете: доверия к вам никакого, а массовость создать не получилось.
Ну почему рядом статья про Анюту написана с восхищением и вниманием к этому коллективу. Березина написала о детском ансамбле как о своем родном, а Кузнецова только деньги получит за списанное с интернета. Не надо ставить рядом талантливые материалы и топорную работу. Анна, вы уже исписались. За ету статью Вам должно быть стыдно… Ничего нет про сегодняшних учителей в Конвалии.. А они делают большое дело с нашими детьми…
Марине- Как раз фото Стрельбицкой есть, а вот Завины, Спинула и Громова затихарили. Конвалию делает сегодня молодежь, вот о ком писать надо. Это они детей из дворов забирают и поднимают культуру. Время молодых и ихней работы.
Люди добрые!!! Как можно писать о юбилее Конвалии, не указав даже фамилии теперешнего руководителя. У Спинула на сегодняшний день заслуг в сто раз больше, чем у Блюменталь когда-то. Позор автору статьи, а скорее всего главному редактору, за такую писанину. Теперешняя Конвалия — это совершенно другой коллектив и совершенно другая работа. Каторжная работа с детьми и их родителями. Они уже сами завоевали пол-Европы и имеют свое лицо и свое имя. Анна Кузнецова, заканчивайте писать о нашей кировоградской культуре по заказу и указкам г.Мармера. Он в культуре слабак, пишите о своих впечатлениях и отстаивайте свое мнение.
Могли бы фото Блюменталь Стрельбицкой поместить — у человека большие заслуги перед кировоградской культурой.
А бальные танцы, конечно же, были в Кировограде и до 1970 года. Вообще истории кировоградской хореографии и творческим личностям, известным еще с 30-х годов 20 века, можно было бы целую статью посвятить.
Кстати, может "старожил" Павленко вспомнит и такие фамилии: Овсянников, Охлестина? А ведь эта пара уже блистала в бальных танцах, когда "все только начиналось…"
"Начиналось все в 1970 году… Бальных танцев тогда в городе вообще не было…" Склероз — болезнь века! В мае 1970 года во Дворце Пионеров проходил городской конкурс бальных танцев. Участвовали танцоры нескольких городских школ и один коллектив из района. Об этом даже была заметка в газете "Молодой коммунар". Так что все начиналось гораздо раньше!