В воскресенье, 29 ноября, в селе Липняжка Добровеличковского района семья Дядечко, как обычно, собралась у телевизора. Навестить родителей пришел с семьей младший сын Владимир, из Винницы в гости приехали жена и сын старшего, Сергея… Очередной выпуск новостей – и в этот уютный семейный мир пришло горе. Невероятное, неожиданное, несправедливое…
Справка «УЦ»: 28 ноября в Пакистане, за 500 метров от взлётной полосы аэропорта Карачи, сразу после дозаправки и взлета потерпел крушение грузовой самолет Ил-76. На борту находилось 8 членов экипажа — 7 украинцев и один гражданин Российской Федерации. Все они погибли.
Самолет перевозил из Объединенных Арабских Эмиратов в Судан (рейс MGC-4412 Карачи-Хартум) груз гуманитарной помощи. Трагедия произошла в 1.48 по местному времени (23.48 – по московскому). Ил-76 упал на строящийся дом в военном городке, где располагаются учреждения авиации и флота. В результате возник пожар, охвативший около 20 зданий. Большая их часть не была населена.
Единая транспортная администрация Грузии подтвердила информацию об авиакатастрофе грузового самолета Ил-76, зафрахтованного грузинской компанией Sunway Airlines. Причина отказа в воздухе двух двигателей самолета пока не установлена.
Остаток воскресенья и весь понедельник Маргарита Дядечко лихорадочно созванивалась с сослуживцами мужа, Сергея. Как говорят родные погибшего пилота, они словно предчувствовали беду – целый день почему-то говорили только о нем, вспоминали их с Ритой историю знакомства … Последний раз супруги виделись 2-го сентября, а за час до очередного вылета он прислал СМС: «Привет из Карачи»… К этому времени в родительском доме уже был настроен ноутбук: на днях родные готовились общаться со своим Сережей по скайпу…
Мальчишка из небольшого села на Кировоградщине не представлял своего будущего без неба. После школы сын обычных тружеников колхоза подался поступать в Кременчугское вертолетное училище. Увы, состояние здоровья не позволило – сказали, нелады с сердцем… Вернувшись в родное село, парень год трудился трактористом. Но, работая на земле, детскую мечту о небе не оставлял. И поступил в Кирсановское авиатехническое училище (Тамбовская область). Проучившись год, родным привез зачетку с отличными оценками и твердо сообщил: мол, закручивать гайки в самолетах – совсем не то, о чем мечтал с детства. Чтобы приблизить заветное небо, Сергей Дядечко пошел служить в ВДВ. Отчаянный парень даже написал рапорт с просьбой отправить его в Афганистан. С огромным трудом от, возможно, рокового шага его отговорила семья…
Службу Сергей продолжил в Одесской области, а затем, на втором году, поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Изначально в элитный вуз сельского парнишку принимать не особо хотели. Но после того, как тот несколько раз «штурмовал» приемную комиссию, «упорного хохла» не только зачислили, но и зауважали. После окончания училища новоиспеченный пилот Ил-76 по распределению попал в азербайджанский Кировабад (ныне – Гянджа). К этому времени Сергей уже обзавелся семьёй, которую перевез на место службы. И начались командировки: Средняя Азия, Крайний Север, Владивосток… После распада Союза, уже в 92-м, семьям советских офицеров пришлось срочно эвакуироваться из Гянджи. Как раз в эти дни жена Сергея была в роддоме с новорожденной дочерью, и уже когда аэродром был захвачен, Сергею чудом удалось переправить родных в Ростов…
Службу решил продолжить в Украине – 2-й пилот Сергей Дядечко перевелся в Запорожье, а затем, после расформирования части в 1997 году, в Винницу, на должность помощника командира корабля авиационного отряда 11 отдельной авиационной эскадрильи Генштаба Вооруженных сил Украины. Всё это время семья моталась по съемным квартирам – собственное жильё кадровому офицеру армия давать не спешила. К тому же появились проблемы с выплатой зарплаты, полеты практически прекратились, а квартирная очередь, на которую поставили майора Дядечко, не только не продвигалась, но и перспектива обзавестись законными квадратными метрами становилась всё отдаленнее.
За несколько лет, пока Сергей Дядечко штурмовал уже не приемную комиссию, а судебную систему, он досконально изучил законодательство. «Он был хорошим юристом, — говорит товарищ Сергея Дядечко Александр Литвинчук. — В нашей сегодняшней неразберихе в законодательстве он умел ориентироваться». Столь же тщательно и упорно Сергей Андреевич потом будет штудировать английский. Чтобы к тому времени, когда большинство офицеров его возраста благополучно выйдет на пенсию, подготовиться к выходу на качественно более высокий уровень. Уже находясь в Арабских Эмиратах, Сергей Дядечко будет использовать каждую свободную минуту, чтобы, кроме англоязычной технической терминологии, отшлифовать разговорный английский, требующийся при допуске к полетам на «Боингах»…
За принципиальность, настойчивость и упорство в отстаивании интересов и прав сослуживцев (многие получили квартиры именно благодаря Сергею Дядечко) его выбрали председателем Винницкой областной организации Союза офицеров Украины, которую он возглавлял до прошлого года. «Сергей Дядечко был первым председателем Союза офицеров, получившим право членства в жилищной комиссии гарнизона, — говорит спецкор издания “Крылья Украины” майор Андрей Агеев. — Знаю, что он был принципиальным руководителем. Он — молодой ветеран, поэтому достаточно проблемные вопросы поднимал. За социальную защиту военнослужащих и их семей боролся. Решал болезненные квартирные вопросы».
Но, уволившись в 2001-м году из армии после двадцати лет выслуги, сидеть дома активный и деятельный военный не захотел. Опять-таки, небо продолжало манить его так же, как и в детстве. Поэтому некоторое время он всё же летал – согласившись работать в местной частной авиакомпании. Но опрыскивать поля он, кадровый офицер, больше не хотел. К этому времени за границей как раз появился спрос на бывших советских летчиков – пилоты нового образца, как правило, за время учёбы в воздух поднимались крайне редко, были «нелетающими».
Но даже при этом Сергей Дядечко в чужое небо не спешил – пока не обустроит семью на родной земле. Ремонт в новой квартире сделал своими руками, тщательно сверяясь с предпочтениями жены. Родные говорят – словно чувствовал, что жить в новом доме семья будет уже без него…
И только после этого начал летать по линии ООН – доставляя грузы в Ирак и Афганистан, Пакистан и Судан, Кувейт и Конго…
В ноутбуке 2-го пилота Дядечко, который он всегда возил с собой, были сотни сделанных им фотографий – пейзажи стран, лица родных, которым Сергей Андреевич звонил практически ежедневно. Поэтому им было известно о том, что этот полет был изначально проблемным. Ведь в течение последнего месяца, во время подготовки к очередному рейсу, в воздушном судне дважды обнаруживались неполадки. Злополучный Ил-76 даже пришлось отгонять в Кыргызстан, на авиаремонтный завод. Потом директор авиакомпании Джемал Тамазашвили скажет: самолет был в идеальном состоянии. И выскажет версию: в мотор могла попасть птица. Но опытные пилоты говорят: катастрофа случилась ночью, когда птицы в небо не поднимаются…
Тогда же Сергей Дядечко увидел знаменитое озеро Иссык-Куль. Даже собирался обязательно привезти сюда жену и дочку с сыном – показать его уникальную красоту… Оттуда же звонил родным: мол, ремонт затянулся, проблемы серьёзные, поэтому через неделю приеду погостить… Как обычно, трехлетняя племянница Софийка ждала подарка – дядя Сережа баловал малышку и никогда не приезжал без гостинца. Жена, хоть и сердцем чувствовала неладное, и на этот раз не стала отговаривать мужа от полета: знала, что в небе он по-настоящему счастлив.
Владимир Дядечко то и дело замолкает: ком в горле, скупые слёзы… И ещё: он до сих пор говорит о старшем брате в нынешнем времени. Он тоже хотел стать летчиком – в 9-м классе выпросился у родителей и поехал к брату в училище. Даже медкомиссию прошел – тоже, в конце концов, сумев убедить строгих медиков, что здоров и годен. Но потом, признаётся, уже после армии, не сложилось. «За всю жизнь мы с Сережей ни разу не ссорились. Наоборот, перед родителями он каждый раз брал мою вину на себя – мол, наказывайте меня, но не Вовку. Потом уже семьями дружили, обязательно помогали друг другу». Профессиональный военный, Сергей Дядечко писал стихи. И одно из них даже посвятил брату… Смахивая слезу, Владимир вспоминает, как брат неожиданно приехал из Средней Азии на встречу выпускников: добирался едва ли не попутками, приехал в экзотической для наших краев тюбетейке, привез целую гору дынь… В следующем году планировал собраться с бывшими одноклассниками на тридцатилетие выпуска – обещал быть обязательно. Но успел отметить только день рождения – 6 октября Сергею Дядечко исполнилось всего 47 лет.
Основной версией причин катастрофы грузового самолета Ил-76 в Пакистане является техническая неисправность самолета. По оценке руководства Бюро расследований города Карачи, командир самолета и члены экипажа сознательно направили самолет в менее населенные районы города с целью избежания многочисленных жертв среди населения.
Тела погибших пилотов в настоящее время находятся в медицинских учреждениях Карачи.
29 ноября жители района, где произошла авиакатастрофа, провели массовое поминальное мероприятие в знак почтения памяти экипажа Ил-76.
Панихида пройдёт и на родине Сергея Дядечко, в Липняжке, куда он в конце концов непременно собирался возвратиться насовсем. И вернулся…
Статья хорошая, написана хорошо, спасибо. В задницу всех рецензоров, они даже букв славянских незнают.
Я друг Серёги по срочной службе. Вместе служили в ВДВ, вместе решили поступать в военные училища. Я в морское, Сергей в лётное. Переписывались до 90-го года, потом потерялись. Долго я его искал по интернету, вот, нашёл…
Примите мои искренние соболезнования, грущу вместе с Вами. Простите, что позновато, но узнал только сегодня 28. 02. 11. С Уважением Коваленко О.
Вечная память парням. С Дядькой учился в одном отделении в Балашове. Удивительно порядочный, целеустремленный, отзывчивый и справедливый был малый. Истину говорят, небеса забирают лучших. Дети и родственники гордитесь Вашим отцом и близким. Искренне соболезную.
Светлый был человек. Земля ему пухом.
Вечная память ГЕРОЮ, ОТЦУ, СЫНУ, МУЖУ, БРАТУ !!!
Каждый оценивает в меру своей воспитанности!
Jesuit +1!
Оксана, а Вы лучше не отвечайте этим ограниченным людям, которым лишь бы выпендриться, ведь ума не хватает, чтобы оставить хоть какой-то комментарий. Статья нормальная, но главное человека жаль.
Для Jesuit
Если Вам всё равно как Вас называют ,то Вас это не касается.
Для Автора
А Вы, прежде чем повторять "умные" высказывания дебилов из приёмной комиссии, подумайте стоит ли это делать.
Вы с головой контакт имели давно? Причём здесь упёртый хохол? Статья о хорошем человеке, нашем земляке, кадровом офицере, который многого добился в жизни. Не так уж много на земном шарике людей способных управлять ИЛ-76 или другими транспортниками.
А вы полемику из-за какой то ерунды разводите. Если нечего написать не пишите.
Ксюшка — ты хрюшка! Зачем юлить, ведь в тексте написЯно с маленькой буквы. А клички, даже у коровок, пиСаются с больших! Для примера: кличка Вашего бывшего кумира "Пасечник", настоящего — "Проффэсор".
Для Arbeit macht frei
"Упорный хохол" — это не уничижительная отсебятина, а, по свидетельству родных Сергея Дядечко, прозвище, данное ему при поступлении представителями приемной комиссии. Думалось, что кавычки в данном случае должны были подсказать именно такое толкование. С уважением, Оксана Гуцалюк.
Вечная Память погибшим Остарбайтерам.Вот кому надо установить памятник в бронзе- символ нынешнего бессовестного времени.А гибнут они тысячами как в небе,на море,на клубничных плантациях,в сексрабстве.Или не политкорректно?
Автору:Вы знаете,ни один русский не скажет,что он кацап.А у Вас ,«упорного хохла» , нет не будет толку в Украине,пока будут такие журналисты,пока мы сами не научимся себя уважать.Стыдно за Вас.