20 лет назад под Компанеевкой была трасса для мотокросса республиканского значения. Здесь несколько раз в год проходили соревнования, местные любители становились профессионалами, кандидатами и мастерами спорта. В лихие 90-е серпантинная дорога с крутыми подъемами, спусками и трамплинами начала приходить в упадок.
Только в прошлом году районная власть решила восстановить некогда знаменитую мототрассу и возродить у себя этот довольно экстремальный вид спорта. Усилий особых прикладывать не пришлось: задумка в свое время была реализована хорошо. И вот уже второй год подряд здесь проходят открытые чемпионаты Кировоградской области по мотокроссу. В минувшие выходные первенство организовывала райгосадминистрация и, надо заметить, провела его с размахом. Гости из Киева, Днепропетровска, Измаила, Одессы, Николаева, Черкасс приехали в Компанеевку заранее, чтобы опробовать трассу, а потом и сразиться за областной кубок. Соревнования проходили в трех категориях: юниоры, любители и ветераны, которых с особым рвением поддерживали многочисленные зрители. Каша из полевой кухни, шашлык, прохладительные напитки, порывистый ветер, смягчающий жару, задорная музыка, отчаянные красавцы-гонщики, азарт борьбы. Что еще надо для того, чтобы разнообразить жаркий уик-энд?
Мотокросс – это не только вид спорта. Это стиль жизни. Мы неоднократно писали о гонщиках из Александрии и Кировограда, а на этот раз решили поговорить с гостями из соседних областей. Владислав Губенко из Днепропетровска и Роман Шаповалов из Черкасс поделились своими впечатлениями и рассказали о некоторых особенностях жизни мотогонщиков.
«Объем не имеет значения»
Роман Шаповалов – успешный бизнесмен из Черкасс. Занимается мотокроссом всего 5 лет. Говорит, что увлекся гонками по пересеченной местности с подачи многочисленных друзей: «Попробовал – и понравилось. В жизни ведь адреналина иногда не хватает».
Роман уверен, что почувствовать «свой» мотоцикл, его управляемость, трассу очень важно. На это уходит много времени, но иначе никак: крутые подъемы, спуски, трамплины: ошибешься – костей не соберешь. Слава Богу – стучит по дереву, – сам в аварии не попадал, но признается, что мотокросс, к сожалению, опасный вид спорта. «А может быть, к счастью, – именно опасность и привлекает».
– Любой человек может сесть на мотоцикл и поехать?
– Нет, конечно. Для этого надо иметь определенную физическую подготовку, потому что 20 минут и 2 круга в таком темпе по такой жаре, как сейчас, выдержит не каждый. Здесь любители собрались, а профессионалы когда на финиш приезжают, так выкладываются, что вообще замертво падают, не всегда есть силы даже мотоцикл увести и поставить. Поэтому надо и в тренажерный зал ходить, и выносливость тренировать.
– Как часто вы принимаете участие в гонках?
– У нас 6-8 этапов Кубка Украины, поэтапный и чемпионат страны. Первый этап начинается в марте, а последний заканчивается в декабре. Да и вообще соревнования проходят часто, поэтому есть возможность выбирать. И побеждать. Я первое место занимал на Кубке в Боярке, который проводит спортивный клуб «Орлы», и на престижном этапе, где разыгрывался Кубок клуба «Спортивная ласточка», был призером, и на многих других.
Как вы заметили, в мотокроссе принимают участие и ветераны, я вообще не понимаю, как они со своими мотоциклами справляются, их же после каждого заезда ремонтировать надо… Где они только находят на это вдохновение? Слава Богу, иномарки предусматривают более редкие ремонты.
– Это затратный вид спорта?
– Очень. Для всех, кроме сборной Украины, которая состоит из 3 человек. Вот мой мотоцикл стоит 9 тысяч долларов (Хонда-250. – Авт.) Объем двигателя на самом деле не имеет никакого значения, главное – профессионализм гонщика. Ну и плюс по 500 долларов, как минимум, каждый месяц уходит.
– А призовых сколько получаете?
– Что вы?! Суммы призовых абсолютно не сравнимы с затратами. Может быть, бензин на гонку окупится, не более того. Мне просто ездить приятно. Честно говоря, я не мыслю жизни без этого вида спорта. Гонки дают всплеск ни с чем не сравнимых эмоций.
– А как семья к вашему хобби относится?
– Терпимо. Моя семья обеспечена, поэтому ревновать меня к мотоциклу нет никаких оснований.
«Ну и вид спорта вы выбрали!»
Большинство зрителей, затаив дыхание, наблюдали за тем, как небольшая фигурка на маленьком мотоцикле бесшабашно преодолевает крутую серпантинную трассу, все больше и больше отрываясь от соперников. 32 номер гнал вперед и на финише уже обходил, как минимум, на круг всех остальных. Этот отчаянный гонщик выделялся из всех, и после первого заезда мы решили отыскать победителя.
Мотоцикл с надписью 32 мы нашли возле белого фургона, а героем соревнований оказался …11-летний озорной белокурый мальчишка, который, выглянув из душевой кабинки, серьезно сказал: «Спортсмен купается. Вот, с папой поговорите».
– Хорошо, что ваши организаторы душ придумали – вроде бы простая конструкция, а как здорово в жару помогает! – улыбается Дмитрий Губенко. Отец юного гонщика, сразу видно, гордится сыном. Ездит с ним на все соревнования, в последнее время сам же и тренирует.
– Мы из Днепропетровска. Занимаемся 3 года. Начинали на базе «Агросоюза», но в период кризиса спортивный клуб закрыли и не очень спешат открывать. Ну а мы уже дозу адреналина получили и не можем без этого.
– Почему вообще решили отдать мальчика в мотоспорт? Вы сами гонщик?
– Нет, что вы! Я на мотоцикле ни разу в жизни не сидел, понятия не имею, что это такое. Влад вообще чем только ни занимался – и футболом, и гимнастикой. Потом друг посоветовал пойти в секцию. Пришли, прокатились раз, два, три. Потом купили форму, потому что в клубе была одна-единственная на 5 человек. СтОит форма – шлем, боты – от тысячи долларов. Одна защита шеи вышла только 400 долларов. Но на этом же не сэкономишь! Это безопасность ребенка, здоровье. А несчастных случаев много. Даже опытные гонщики иногда просто ленятся надеть эту защиту и потом получают ужасные травмы…
В общем, форма есть, желание есть. Секция закрылась, что оставалось делать? Купили сами мотоцикл. Так как я механик не очень, решили покупать новый, чтоб меньше ремонтировать. Он обошелся нам в 3 тысячи 200 евро. За эти деньги можно в принципе автомобиль подержанный купить.
Вначале мы ездили на соревнования с товарищами, у них был прицеп на несколько человек. Но все равно неудобно: он может, я не могу, или наоборот. Пришлось купить автобус под это дело. В общем, попали мы, как говорится… Нас третий год не поддерживает никто: ни бабушки, ни дедушки, ни мама. Они гордятся Владом, но каждый раз, увидев затраты, говорят: «Ну и спорт вы выбрали!»
– Вы, как тренер и отец, очень переживаете, когда сын на трассе?
– Конечно. Я два года назад бросил курить, а то за заезд до 10 сигарет выкуривал. Но любой вид спорта, наверное, опасный.
– Нет, самый опасный – шахматы, – серьезно вступает в разговор веснушчатый курносенький Влад.
– Шахматы? – переспрашиваю.
– Да, от шахмат может быть рак мозга, – в этой фразе весь юный гонщик.
– Мотокросс – это и дисциплина, и физподготовка, – продолжает, отсмеявшись, папа. – Можно хорошо ездить, но просто по халатности прозевать старт. Влад в этом плане очень ответственный.
– Успехи уже есть?
– 15 железячек, – гордо говорит Влад.
– Да, 15 кубков есть, вот в машине 16-й, вчера в Харькове мы заняли первое место. Приехали сюда только в час ночи, сонные, еще и гаишник за превышение скорости перед Компанеевкой штрафанул, – улыбается Дмитрий. – Но утром трассу успели оценить. Сейчас мы самостоятельно тренируемся. В Днепропетровске есть учебная трасса, но гонки там, к сожалению, не проводятся. Азам научился, и теперь надо накатывать-накатывать! Зима была у нас провальная – много снега, тренироваться невозможно. Когда в марте Влад сел на мотоцикл, казалось, что он вообще не занимался. Все ушло. Сейчас вот опять набрали форму.
– В школе как к твоим гонкам относятся? Что одноклассники говорят?
– Учеба не страдает, мы стараемся не пропускать, тренировки после уроков. А гонки в основном проходят в выходные. На сборы ездим на каникулах, вот на зимних были в Крыму.
– Девочки только спрашивают: «Ты каким приехал?» – прячет улыбку юный спортсмен.
– Ты хочешь стать профессионалом?
– Не-а, всю жизнь я не буду этим заниматься.
– Сейчас он шебутной, энергии у него много, надо ее куда-то девать.
– Призовые на что тратишь?
– Мне важнее медали, кубки. А деньги… Вот папа добавил, и я велик себе купил.
– В процессе гонки обстановку успеваешь оценить? Или – только вперед, ни на что не оглядываясь?
– Смотреть по сторонам не рекомендуется, можно потерять концентрацию, и получится сбой. Да и сложно понять, что на трассе происходит: человек десять несется, пыль… Надо просто ехать в своем стиле, и все будет хорошо…