А что скажут о своих хозяевах названия кировоградских предприятий, фирм, магазинов? По какому принципу местные бизнесмены именуют свои рестораны, кафешки, парикмахерские, салоны красоты?
Как оказалось, большинство местных точек общепита и предприятий розничной торговли традиционно названы либо по именам их владельцев, либо же в честь жен, дочерей и, наконец, дам сердца этих самых владельцев. Среди них нередко встречаются названия на французский манер с предлогом “у”, как- то: “У Давида”, “У Гарика”, “У Аванеса”. Причем если еще лет десять назад названия в подобном стиле были прерогативой более-менее фешенебельных заведений, то сейчас подобными надписями нередко балуют и придорожные забегаловки. Есть в этом и некий смысл — взглянув на вывеску, можно сразу определить, предпочтение какой кухне отдают здешние повара.
Названия в честь детей — вообще отдельная тема. В столице, как правило, так именуют небольшие кафешки и престижные детские заведения с принципиально “безалкогольным” меню. Такие примеры есть и у нас — вспомните хотя бы одно из элитных кафе в центре города, история названия которого весьма трагична… Правда, “детских” названий у нас пока маловато. Кировоградским “общепитовским” предпринимателям все же привычнее делать ставку на взрослую, “употребляющую” аудиторию. Интересное наблюдение — несмотря на то, что немалую нишу в кировоградском бизнесе сейчас уверенно занимает прекрасная половина человечества, однако ни одного общественного заведения, названного в честь мужа владелицы, в областном центре я почему-то не встретила. Видимо, женщины-предприниматели, в отличие от мужчин, не столь сентиментальны.
Еще во времена становления частного предпринимательства весьма популярными для небольших магазинов у нас считались имена-аббревиатуры. В таких случаях за основу брались либо инициалы учредителя: “БИН”, “ГАН”, “РОС”, либо, если таких владельцев несколько — по принципу “всем сестрам по серьгам” — составные части имен этих владельцев: “Анир”, “Светол”, “Димар”. Есть мнение, что такие не совсем звучные названия торговых точек выдают в их хозяевах честолюбивые и амбициозные личности. В настоящее время “собой” магазины стали называть значительно реже — так, имя “Алина”, скажем, на лавке скобяных изделий будет скорее пережитком прошлого, чем данью дню нынешнему. Зато сейчас все больше названий связаны со спецификой ассортимента: “Робочий одяг”, “Обжора”, “Барби”, “Лакомка”, “Диван Диваныч”. Просто, понятно и предсказуемо.
В последнее время начали появляться “торговые” названия со словами типа “дом”, “лавка”, “стиль” — “Твой стиль”, “Плиткин дом”, “Ковровый дом”, “Евродом”, “Дом мебели”, “Книжная лавка”, “Антикварная лавка”… Опять же, зазывное слово “твой” на вывесках кафе, ателье мод, салонов красоты — “Твое кафе”, “Твоя линия”. Владельцы крупных торговых точек нередко грешат громкими именами, как-то: магазины “Империал”, “Экселент” и “Элеганс”, кафе “Астория”, оптовый рынок “Престиж”. Иногда названия пропускают через эмоции, например, магазин косметики “Ах!”.
На предприятиях сферы услуг, стоматологических кабинетах и строительных организациях преобладают вывески со словом “сервис” — “Дивитол-Сервис”, “Буд-Сервис”, “Полимед-Сервис”. Если подробнее остановиться на строительных организациях, компаниях и предприятиях, то корни -строй- и -монтаж- зачастую обязательный элемент их названий — “Механмонтаж”, “Кировоградгидроспецстрой”, “Кировоградгазстрой” и т. д., и т. п. Не правда ли, есть что-то “советское” в этих труднопроизносимых именах?
И все же, несмотря на то, что большинство названий еще тех времен вместе с действующими когда-то магазинами и предприятиями постигла печальная участь (вспомните хотя бы магазины “Ветеран”, “Ятрань”, теперь вот “Зеркальный”), подобные “раритеты” в нашем городе не редкость. Рестораны “Весна”, “Киев”, магазины “УТО”, “Юбилейный”, даже классический “Детский мир”, несмотря на все катаклизмы, так ими и остались. До сих пор кое-где сохранились банальные “Продукты”, “Книги”, “Ткани”…
Теряюсь в догадках — то ли основать свое предприятие на рубеже веков считалось знаковым событием, то ли еще по каким-то причинам, но “двойка” с тремя нолями нередко дополняет названия областного центра, в частности, фирм, специализирующихся на оптовых продажах — “Нострадамус-2000”, “Оникс-2000”, “Олеко-2000”.
Бросается в глаза и обилие в нашем городе названий на “а” — “Артемида”, “Аквариум”, “Агат”… Объяснить это совсем не трудно — большинство из них, вероятно, были позаимствованы с первых страниц словаря.
Начали появляться и “сетевые” названия, как- то: “Фокстрот”, “Фуршет”, “АТБ”, “Эльдорадо”, одно из последних — “Пицца Челентано”. Правда, таких пока немного. Зато нередки случаи в истории кировоградских названий, когда по случайному совпадению какое-то из местных названий позже раскручивалось где-то в мегаполисе. Например, задолго до того, как на телеканале “1+1” появилась передача “Эпицентр”, так было названо информагентство при нашей газете. В связи с этим можно вспомнить крупное киевское предприятие “Сенс”. А кто знает, что до его появления под таким названием была зарегистрирована одна из фирм в Кировограде?
Много в городе и “географических” названий — кафе “Донбасс”, магазины “Центральный”, “Лелековский” (по району), “Перекресток” (по месторасположению), “Преображенский” (по названию улицы)…
Немало в Кировограде названий, созвучных именам различных божеств — “Зевс”, “Меркурий”, “Галатея”. Не обходится и без экзотики — “Малибу”, “Лиана”, “Оазис”. Дань современности — названия в фольклорном стиле. Их дают, как правило, загородным ресторанам, причем не из дешевых — “Козацький курiнь”, “Козацька застава”, “Чумацький шлях”.
В общем и целом, названий много, и все они разные — порой трудно произносимые, иногда совсем не поддающиеся логическому объяснению, а уж тем более систематизации. Вот только нотариальные и адвокатские конторы у нас, как, впрочем, и везде, до сих пор почему-то остаются безымянными…
2 Алина Вольская
Шаров что, ваш друг? Или вы считаете что то что он сделал с 100-м округом, — это нормально? Или вы уже это все забыли? Он раком поставил всех, в том числе и вас, но если вам нравится это дерьмо глотать, то глотайте, а мне — нет, поэтому и говорю то, что очевидно, — Шаров полный коррупционер, по нему, как и по его покровителям, Кравченко и Кучме тюрьма плачет, не зря они все по заграницам прячутся, а Шаров, понимая что может скоро прийти конец, пытается укусить Ющенко трбуя каких-то разяснений… Он их в вое время сильно давал, эти обяснения? Шаров делает только то, что выгодно ему, а о простых людях он никогда не заботился, личная выгода прежде всего. Вот так вот, Алина, или как вас там.
У Шарова , думаю, не было цели поставить в какую — то позицию население города. Первоначально — нажива, собственное благосостояние, родственников и так далее. А вот то, что кировоградцы в основном выживают , а не живут — проблема безразличия к своим землякам господина Шарова. Напомню один из примеров : в 98 году им было обещено построить возле "рубина" на Шевченко молодежный центр. Прошло 7 лет….
2 Паниотов
Похоже, Вы не в состоянии предпринять что-либо более существенное (если у Вас действительно есть претензии к Шарову) и утешаетесь только оскорблениями. Это недостойно мужчины.
А как можно? Ведь Шаров и вас и меня уже давно так поставил? Не чувствуете? И где ваши ощущения?
2 Паниотов:
Грубо. Так нельзя.
Шарова за нее скоро раком поставят. Или возле нее поставят. На радость народу. Идут, а Шаров раком стоит. Во потеха!
Ну значит "Нешаровская" 🙂
2Андрей Богданович: так ведь она уже… не совсем шаровская 🙂
Гостиница "Шаровская". :-)))
Не именами, а фамилиями называть . Прикольно 🙂
Можно было названия связать с конкретными владельцами (самыми известными в городе), и проанализировать с помощью, возможно, психологов. Так сказать, дополнить образ каждого из них. Думаю, было бы интереснее.
Неинтересно!