Начало в №№ 8,10, 11, 12, 13 за 2010 год.
Продолжая наш рассказ о «крылатых» земляках, мы решили несколько нарушить естественный ход истории Кировоградщины авиационной – в преддверии Дня космонавтики обратившись к «кировоградскому» космосу.
Безусловно, кировоградцам хорошо знакомы имена, которыми названы улицы областного центра: Юрия Гагарина и Леонида Попова, Владимира Комарова и Павла Беляева, Георгия Добровольского и Владислава Волкова, Виктора Пацаева и Валентины Терешковой. Из них уроженцем Кировоградщины является лишь Леонид Иванович Попов – советский лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (11.10.1980 и 22.05.1981), генерал-майор авиации, родился 31 августа 1945 года в Александрии. После окончания школы работал на Александрийском электромеханическом заводе, затем окончил Черниговское высшее военное авиационное училище. Учился летать на реактивных самолётах-истребителях, после выпуска проходил службу в истребительном авиаполку в качестве лётчика-истребителя. Оттуда и подал рапорт на перевод в отряд космонавтов. Здоровье у Леонида Ивановича было отменным, поэтому в 1970-м году он был зачислен и сразу же приступил к подготовке по программе пилотируемого корабля «Союз» и орбитальной станции «Салют». Через год поступил на заочный факультет Военно-воздушной академии.
Первый полёт в космос он совершил с 9 апреля по 11 октября 1980 года вместе с Валерием Рюминым на борту пилотируемого орбитального комплекса «Союз-35» – «Салют-6». За время 185-суточного полета на борту станции побывали четыре экспедиции посещения.
Второй космический полёт с участием Леонида Попова состоялся с 14 по 22 мая 1981 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем из Румынии Думитру Прунариу на корабле «Союз-40» и орбитальной станции «Салют-6».
Третий раз Попов отправился в космос 19 августа 1982 года и в течение восьми дней командовал экипажем с участием бортинженера Александра Сереброва и космонавта-исследователя Светланы Савицкой. Следующие пять лет работал в Центре подготовки космонавтов, затем, окончив академию, продолжал работу в аппарате Военно-воздушных сил, а затем – в МЧС России, где создал и возглавил образцовое авиапредприятие. Награжден александриец тремя орденами Ленина, медалями, является Героем Республики Куба, Венгерской Народной Республики, Герой труда Социалистической Республики Вьетнам, Социалистической Республики Румыния, награжден орденами «Плайя Хирон» и Хо Ши Мина 1-й степени. В своей книге «В небе Кировоградщины» Борис Чижов указывает: от московского подъезда до отцовского дома Попова в Александрии – 1117 километров 700 метров… 23 февраля 2008 года в Москве президент России вручил Леониду Попову орден «Во славу Отечества»…
Не менее именитым является и другой наш земляк – лётчик-космонавт, Герой России, Народный Герой Казахстана, полковник Военно-космических сил России Юрий Иванович Маленченко. Родился он 22 декабря 1961 года в Светловодске. Учился в Харьковском институте радиоэлектроники, затем, в 1979-м, по переводу был зачислен в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его курсантский налёт на самолёте Л-39 составил более 100 часов, на сверхзвуковом реактивном самолёте-истребителе МиГ-21 – более 65 часов. В июле 1982-го лейтенант Маленченко был направлен в истребительный авиаполк Одесского военного округа, где командовал звеном самолётов МиГ-29. В 1985-м он был отобран для учёбы в Центре подготовки космонавтов, окончил Космическую академию по специальности «космонавт-испытатель» и Военно-воздушную академию имени Жуковского.
4 июня 1994 года уроженец Светловодска вывел на орбиту вокруг Земли космический корабль «Союз ТМ-19». В качестве командира корабля он – впервые в истории освоения космоса! – состыковал ручным управлением грузовой корабль с главным модулем станции «Мир» и работал на ней пять месяцев. Юрий Маленченко три раза выходил в открытый космос, где провел в общей сложности 6 часов 14 минут.
Второй космический полёт сын Кировоградщины совершал с 8 по 20 сентября 2000 года – в составе российско-американского экипажа на корабле «Шаттл-2» и работал на международной орбитальной станции «Альфа».
26 апреля 2003 года Юрий Маленченко вывел на орбиту космический корабль «Союз», успешно состыковал его с орбитальной станцией «Альфа». Интересно, что, как указал Борис Чижов, на момент написания «космической главы» книги «В небе Кировоградщины» (апрель 2008-го) Юрий Маленченко снова находился в космосе – в полете на американском космическом корабле «Шаттл»…
Однако если имена и биографии, нами указанные и описанные, находятся на слуху, эти имена носят улицы и площади десятков украинских городов, то о других кировоградских лётчиках-космонавтах даже их земляки знают немного. В основном их биографии знакомы в профессиональных, авиационных кругах. Мы – с помощью, конечно же, Бориса Игнатьевича Чижова – решили исправить эту историческую несправедливость.
Скажем, Юрий Васильевич Кондратюк, чьим именем назван кратер на обратной стороне Луны и чьи идеи и разработки реализованы американцами во время высадки человека на её поверхность с космического корабля «Аполлон-2» в 1969 году. Речь идёт о так называемой трассе Кондратюка: «полёт на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты –возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем».
По правде говоря, родился он не в наших краях, а в Луцке, тогдашней Волынской губернии, в 1900 году. Во время Гражданской войны Александр (это не опечатка – тогда он носил именно это имя и фамилию Шаргей) был мобилизован в Белую армию. По некоторым данным, оттуда дезертировал. После окончания войны в голодном 1921-м приехал из Полтавы к своему родственнику, который заведовал национализированными мельницами в Малой Виске. Там, по настоянию принявших его родичей, опасавшихся репрессий за его белогвардейское прошлое, Александр Игнатьевич Шаргей и стал Юрием Васильевичем Кондратюком. Между собой селяне называли его «студентом из Киева», а он, работая на мельнице, закончил писать книгу «Завоевание межпланетных просторов». Сейчас этот труд, прославивший 25-летнего юношу с сельской мельницы, находится в галерее Калужского музея истории космонавтики. Эта работа была названа «настольным справочником всех, кто занимается вопросами ракетного дела». «Гений в обмотках», как писал о нем Олесь Гончар, погиб в боях в первые дни Великой Отечественной на территории Калужской области, на Маловисковском сахзаводе в его честь установлена мемориальная доска…
Свою страницу в «кировоградский» космос вписали и люди, чья деятельность была связана с Лётно-исследовательским институтом имени М.М. Громова.
Для справки: ЛИИ имени М.М. Громова — уникальный научный центр, аналогов которому нет в мире. Был основан 8 марта 1941 года в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Его возглавил легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов.
Летно-исследовательский институт — это научно-исследовательская организация для решения наиболее актуальных проблем авиации и космонавтики методами научного эксперимента на летающих лабораториях, моделях, экспериментальных, опытных и серийных самолетах.
Игорь Петрович Волк — Герой Советского Союза (29.07.1984), заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1983), летчик-космонавт СССР (1984), полковник. Родился в 1937-м году в Харьковской области, однако после окончания Курского аэроклуба поступил в 60-е военное авиационное училище лётчиков (Кировоград). Здесь летал на самолётах Як-18у на аэродромах Ротмистровки, Екатериновки, Хмелевого. После долгих лет работы в качестве летчика-испытателя, а затем руководителя лётно-испытательного центра ЛИИ им. Громова Игорь Волк возглавил отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей. В 1980-м окончил Центр подготовки космонавтов.
Полёт в космос он совершил с 17 по 29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» совместно с командиром экипажа Владимиром Джанибековым и бортинженером Светланой Савицкой. Сразу после возвращения на землю (после 11 суток 19 часов и 14 минут пребывания в том числе и в открытом космосе) Игорь Волк провёл эксперимент по управлению Ту-154 ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.
Впрочем, немало кировоградцев, а тем более жителей области, имеют в своих биографиях «космические» эпизоды. Одни наши земляки жили с семьями в знаменитом Звёздном городке, другие – проходили срочную службу на закрытых, понятно, космодромах. Так, на одном из таких объектов служил в своё время наш коллега, редактор еженедельника «Спортревю» Сергей Осадчий.
Для справки: Плесецк (Россия) — первый государственный испытательный космодром. Он создан 11 января 1957 года как первое в СССР воинское соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7. За 50 с небольшим лет со стартовых установок космодрома запущено более 1500 ракет-носителей, которые вывели на орбиту более 2000 космических аппаратов различного назначения. Расположен в Архангельской области. Местоположение космодрома позволяет запускать космические аппараты на околоземные орбиты с различными наклонениями. Космодром Плесецк является самым северным космодромом в мире (если не считать космодромами площадки для суборбитальных пусков). Площадь космодрома (без учета полей падения) 1762 кв. км. Административным центром космодрома является ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) Мирный.
«После окончания машиностроительного техникума в мае 1988-го нас, призывников, собрали на сборном пункте и в составе бригады отправили в Москву, — вспоминает Сергей. — Понятно, что информации о том, где мы будем служить, у нас поначалу не было. И только тогда, когда мы выехали по направлению к Архангельску, нам “тонко намекнули” – мол, скоро облысеете… Нас, кировоградцев, было 45 человек, остальные – россияне. Приехали в Мирный. Так получилось, что в учебке я пробыл меньше, нежели остальные (кстати, что меня тогда поразило, среди нас оказалось около 130 азербайджанцев) – в отдельный автомобильный батальон срочно понадобился специалист моего профиля, а именно – токарь в ремонтную бригаду. Ещё в учебке я обратил внимание, что на окнах были железные ставни, ведь шумовой эффект от запуска ракет был настолько сильным, что раньше, до установки “забрал”, стёкла в помещениях вылетали. Хоть и на определенном расстоянии, запуски ракет мы видели часто, пусть даже непосредственно при этом не присутствовали. Наше подразделение осуществляло техническую поддержку и обслуживание подготовки к пускам ракет, в первую очередь СС-20 (здесь же был и ядерный полигон). Приходилось обслуживать и приезд делегаций из стран НАТО, видел и вывоз ракет, когда началась программа разоружения. А однажды друзья из так называемой “придворной роты” рассказали, что в одной из колонн, которую мы тоже видели, на одну из дальних площадок везли запускать в космос двух макак. Я их видел – обычные обезьяны, как в цирке. Глаза умные, как у настоящих космонавтов (смеется). Дальнейшая их судьба мне неизвестна. Космодром, кстати, был предназначен в основном для запуска не пилотируемых объектов, а спутников и т.д. И ещё один интересный момент, за достоверность которого, правда, ручаться не могу: сослуживцы-водители рассказывали, что часто сюда приезжали делегации с Новой Земли. Дескать, особенность траектории запускаемых с Плесецка ракет была такова, что ступени потом падали на их территорию. То ли мзду приезжали взимать, то ли в очередной раз жаловаться – не знаю…» По окончании службы, перед демобилизацией, Сергей Осадчий, как и положено, дал подписку о неразглашении. Истекла она в 1995-м году…
Продолжение следует.