Далеко не каждая эстрадная знаменитость оставляет о себе столько радостных воспоминаний, сколько оставила их нашим детям сказочница тетя Алла. Ее музыкальные мартовские встречи в Кировограде и Знаменке уже неоднократно становились предметом обсуждений в школах, семьях, ну и, конечно, в кругу сверстников. А дело всего лишь в том, что каждый из этих детей побывал на концерте детской филармонии, где получил мощный заряд бодрости от общения с известным автором детских песен Аллой Мигай.
— Петь я начала раньше, чем говорить, сочиняла колыбельные песни для своих кукол, причем слова и музыку одновременно. В доме всегда звучали песни — народные, эстрадные, арии из опер. Красиво пели мама и бабушка, папа играл на мандолине. Друзья семьи посоветовали купить для меня пианино. Стала подбирать мелодии по слуху. Потом были музыкальная школа, училище, консерватория. Всегда хотела быть только композитором, примером для подражания у меня была Александра Пахмутова. Первым учителем композиции стал Платон Майборода, именно он и сказал: «Эту девочку незачем учить. Она уже Пахмутова». Мне было тогда 12 лет. А еще я с детства писала стихи, вела дневники, много читала, любила поэзию. Писать было легко, сочинять стихи и музыку — тоже.
— Алла, а как рождаются ваши сказки?
— Сказки начала писать, когда сама стала мамой. К своим сказкам сочиняла стишки, загадки и песенные тексты, подбирала музыку, делала аранжировки. Очень поддерживал второй муж — покупал необходимую технику, записывал фонограммы, помогал издаваться. Последняя книжка стихов тоже вышла за его счёт, хотя мы уже давно не живём вместе.
— В вашем активе уже более четырех сотен музыкальных сказок. Как вам удается совмещать работу в музыкальной редакции с гастролями, написанием песен и книг? Что становится толчком к появлению новых произведений?
— Вдохновляет жизнь — дети, интересные встречи, яркие личности, приключения, которыми богата моя жизнь. Очень помогает профессия журналистки и режиссёра — поездки, путешествия, впечатления. Много стихов и мелодий приходят в дороге. Люблю вокзалы, поезда, попутчиков, которые открывают душу, как будто исповедываются, видя меня в первый и последний раз. Эти разговоры запоминаются на всю жизнь, это — материал для книг, которые не написаны, и песен, которые не спеты. И, конечно, любовь! Мне важно научить людей не скрывать своих прекрасных чувств. Бог награждает любовью не каждого, а только своих любимых детей. Я отношу себя к таким.
— Как и в каком направлении сейчас развивается песенное творчество для детей?
— Песня — это произведение для пения, а не для шоу, дискотек и стриптиз-баров. Какую песню в последний раз вы пели? Думаю, что народную. Потому что современные авторы не умеют писать музыку, но пишут много и плохо. Всё это мы видим по телевизору и думаем, что так и нужно. Как-то попросила детей спеть что-нибудь для своей программы, они спели гимн Украины, потому что других песен не знают. Это факт.
— На ваш взгляд, что именно стало причиной перемен, которые произошли в детской музыкальной культуре за последние годы?
— Страна забыла о детях. Для множества людей культура превратилась в устаревшее понятие. На их взгляд, шоу – вот это современно! В результате возникли новые музыкальные направления — то, что давно перестало радовать слух. Музыканты страдают безвкусицей и бездуховностью. Спросите детей, кто такой Бетховен, и они ответят — собачка сенбернар из американского фильма. Как им рассказать о красоте, если вся страна превратилась в мусорку, такой же мусор в душе взрослого человека? Если человек думает только о том, как заработать денег, как прокормить семью, как побольше урвать, — это жизнь, в которой нет места культуре.
— Как вы думаете, можно ли решить вопрос повышения детской музыкальной культуры на государственном уровне и если да, то каким образом?
— Исправить ситуацию с духовным воспитанием детей путём каких-то законодательных актов мы не можем. Всё слишком запущено. Это можно сделать только на уровне каждой отдельной семьи. А для этого надо начинать с воспитания родителей. Как? Этого никто не знает. Нет таких учебников. Есть рекомендации психологов, можно читать Леви, Норбекова… Есть Библия, в которой можно найти ответ на любой вопрос. Но ее тоже нужно хотеть читать, а люди не читают, поэтому и считают свою Украину потерянной страной. Виновато и прошлое, и то идущее из прошлого настоящее, которое нам навязывают сейчас.
Подобные задачи может решить только президент, если он способен на это. Была бы президентом я, создала бы бесплатные школы для особо одарённых детей — гениев, которые и вывели бы нас из этого духовного и экономического провала, а детскую филармонию ввела бы особым предметом в школьные программы. И, естественно, подняла бы оплату работникам культуры, просвещения и здравоохранения. Это — главное.
— Правда ли, что Кировоградская областная детская филармония стала первой и пока что единственной, которая предложила вам долговременное сотрудничество?
— Да, кировоградская детская филармония уникальна. Тут впервые ребёнок открывает мир красоты. Я слышала много отзывов по поводу работы ее руководителя Ирины Полонской и ее проектов. Один из них — кстати, теперь я тоже задействована в его реализации, — детский музыкальный лекторий «С музыкой от “А“ до “Я”».
Даже в Киеве, даже на Первом национальном канале очень трудно сдвинуть с места завязшего в болоте бегемота. Тяну уже 30 лет, а сказки-то нет… Не думаю, что скоро что-то изменится. Моей жизни, наверное, не хватит. Хотя какую-то капельку всё-таки я успела. Уже выросло первое поколение моих зрителей. Они скоро придут к власти. А я их многому научила, и в первую очередь — добру и красоте.
— Если вы продолжаете работать с детьми и для детей, значит, все-таки верите в лучшее, видите пользу от своего творчества?
— Я верю в то, что в каждом ребенке можно зажечь лучик добра. У меня на концертах все поют. Я стараюсь так писать, чтобы пелось. Оздоравливаю таким способом маленькую детскую душу. А может, и не такую маленькую, у некоторых детей она побольше, чем у взрослого. Если ребёнок не понимает искусства, можно объяснить ему все в интересной игровой форме, завлечь его в игру, похвалить, костюмировать, дать необходимый реквизит — и вот уже новый человек познаёт таинство, магию искусства. Он уже навсегда наш, творческий, талантливый, активный.
— Далеко не все творческие личности живут в ладу со временем…
— Увы. Мне всегда жаль утраченного времени. Это самая большая потеря в жизни. Я много отвлекалась на второстепенные вещи — статьи, передачи, концерты, телевизор, то, что ничего не давало ни для духовного развития, ни для полезного творчества. Сейчас, когда я стала «взрослой», ничего уже не наверстаешь, нужно просто работать ускоренными темпами, чтобы всё успеть. А всё — это неспетые песни, неснятое кино, неизданные сказки, несостоявшиеся встречи с удивительными людьми. Это и есть мои творческие планы. Дети — ангелы. Когда они поют, они счастливы. Когда они смеются, я чувствую себя счастливой. Во что бы то ни стало хочу сделать их счастливыми, подарить радость своими песнями и сказками. Стараюсь писать смешно, не боюсь выглядеть клоуном. Пусть смеются. Так мало радости в жизни! Надеюсь, взрослые меня поймут и поддержат, ведь родители тоже любят мои сказки. Ребёнок радуется солнышку и цветам, смеётся от счастья просто так, без причины. Давайте и мы улыбнёмся нашим детям! Будут ли они счастливы, если не увидят красоту жизни и человеческих отношений? Красоте тоже нужно учить. Вот поэтому такие «ненормальные», как я, пишут детские песни, издают красивые книжки, снимают кино за свой счёт и ездят на гастроли на край света, чтобы увидеть улыбку ребёнка.
Алла Мигай це свтло , яке винисла з дитинсва моя старша донька і( їй 22), а от менша такого щастя не мала — їй 11. вона і зараз просить , щоби я заспівала перед сном Сонька Дрімка. Якби вона могла послухати тьтю Аллу. І побачити чудову заставку до Вечірньої казки. Там все чудово і пісня і кліп. Хотіла найти в інтернеті_ найшла навіть Діда Панаса_ казкаря мого дитинства, а от Сонька Дрімка ніде нема. До кого можна звернутись щоб найти цей кліп