Кировоградщина: полет длиной в столетие

НА КРЫЛЬЯХ — БОЕВЫЕ ЗВЕЗДЫ

Третьею часть проекта «УЦ», посвященного истории «воздухоплавания» нашего родного края, завершает рассказ об авиации военной. Как и прежде, публикация подготовлена на основе материалов книги «В небе Кировоградщины», составленной сотрудником музейного комплекса Государственной лётной академии Украины Борисом Игнатьевичем Чижовым.

Глава 4. Освобождение

Днём 8 января 1944 года на заснеженную бетонку кировоградского аэродрома приземлились первые шесть самолётов американского производства Bell Р-39 «Аэрокобра», которые пилотировали лётчики первой эскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка: командир эскадрильи Фёдор Архипенко, заместитель командира эскадрильи Виктор Королёв, лётчики Николай Бургонов, Михаил Лусто, Евгений Мариинский и Фёдор Трутнев.

В написанной им позже документальной повести «Внизу — передний край» Герой Советского Союза Евгений Мариинский описывает свои первые впечатления от прибытия на аэродром нашего города, по которому еще недавно ходили немецкие солдаты. Вот выдержки из книги летчика-истребителя: «Увидев бетонку, выпустил шасси, посадочные щитки, уточнил расчёт и внимательно осмотрел лётное поле. Кое-где по краям лётного поля стояли неисправные немецкие самолёты. Я выключил мотор, вылез из кабины и пошёл к самолёту Архипенко, возле которого уже собрались все прилетевшие. Техническим обслуживанием наших самолётов уже занялись механики из передовой команды, приехавшие на машинах всего полчаса назад. Лётчики посматривали по сторонам. Куда идти? Где КП полка? Где будет землянка? Есть она или немцы не приготовили и рыть придётся? Механики ничего не знали, так как их прямо с машины отправили на стоянку встречать самолёты. Хотели подойти посмотреть стоящий рядом Bf-109, который был без мотора и одной стойки шасси, но командир остановил. Нужно было занимать первую готовность. К стоянке подъезжал бензозаправщик. Лётчики снова сидели в кабинах, готовые к немедленному вылету. Не прошло и получаса с момента посадки, как в воздух взвились три зелёные ракеты — вылет всей эскадрилье. Последняя ракета ещё догорала в воздухе, а истребители прямо с мест стоянок уже начали разбег. Задачу получили по радио. К Кировограду с юго-запада подходили две группы бомбардировщиков. Шестёрка “Аэрокобр”, форсируя моторы, набирала высоту. Кировоград остался позади. Впереди расстилалась белая от снега степь с редкими пятнами рощ и селений. На фоне облаков в районе Крупское-Назаровка показались силуэты “хейнкелей”. Всего двадцать километров не успели пройти бомбардировщики, чтобы отбомбиться по Кировограду.

Не открывая огня, советские истребители мчались на врага, сокращая дистанцию до минимума. В свинцовом небе засверкали огни трассирующих пуль и снарядов. Один из “хейнкелей” как бы споткнулся в воздухе, накренился и, оставляя в небе чёрный дымный след, понёсся к земле. Строй бомбардировщиков рассыпался, но немцы поодиночке стремились прорваться к Кировограду. Вступили в бой “мессеры” прикрытия. Подошла вторая группа бомбардировщиков. “Юнкерсы” попытались обойти район боя, чтобы без помех прорваться к городу. Обычно скоротечный, воздушный бой затянулся. Прошло десять, пятнадцать, двадцать минут боя, а цель фашистов — город Кировоград — была всё ещё далеко, как и в начале боя. Уже несколько дымных костров догорало на земле. На белом снежном фоне стали появляться чёрные пятна от разрывов бомб, от которых спешили избавиться бомбардировщики. Бой продолжался. В воздухе ещё оставались немецкие истребители. Вот один из них промелькнул перед моим самолётом и понёсся к земле, видно, с целью уйти на свою территорию. Я тоже перевёл свой самолёт в пикирование. Перед самой землей немец вышел из пике и на бреющем полёте пошёл на запад. Фашист заметил преследование и стал маневрировать. В тот момент, когда гитлеровец начал разворот вправо, я нажал на гашетку. Ме-109 сам напоролся на видимую невооружённым глазом трассу пуль и снарядов, зацепился правым крылом за землю и огненным колесом покатился по снежному полю, оставляя за собой дорожку огня и обломки от самолёта. Сорок пять минут длился воздушный бой. После него шестёрка истребителей в полном составе пронеслась над своим аэродромом Кировоград»…

Первой на посадку заходила пара Михаила Лусто. У его ведомого Фёдора Трутнева, получившего пробоины в воздушном бою, отвалился хвост самолёта, и он врезался в землю на окраине аэродрома, так как нужной для прыжка с парашютом высоты уже не было. Летчик погиб…

В честь освобождения Кировограда 205-я истребительная авиационная дивизия, в которой воевал Евгений Мариинский, получила почётное звание гвардейской и стала называться 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской Краснознамённой орденов Ленина и Кутузова дивизией.

Глава 5. Иван Кожедуб и Кировоград

Однажды автор книги «В небе Кировоградщины» Борис Чижов перебирал бумаги бывшего директора музея ГЛАУ Вячеслава Федотова. И вдруг, почти случайно, Борис Игнатьевич обнаружил ксерокопию страницы из лётной книжки Ивана Кожедуба, подтверждающую непосредственное участие знаменитого летчика в боях над Кировоградщиной в период с 1 октября 1943 года по 12 марта 1944 года. В то время он был командиром истребительной авиационной эскадрильи 240 истребительного авиационного полка 302 истребительной авиационной дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса генерал-майора И.Д. Подгорного. По состоянию на 5 января 1944 года 240 истребительный авиационный полк дислоцировался на аэродроме Козельщина в 33 километрах северо-восточнее Кременчуга.

Иван Кожедуб (1920-1991) — трижды Герой Советского Союза, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Маршал авиации. Впервые звание Героя Советского Союза ему было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. В этот период времени Иван Кожедуб воевал в небе Кировоградщины.

Евгений Мариинский в документальной повести описывает виденный им лично один воздушный бой Кожедуба. Это произошло 29 октября 1943 года над аэродромом, расположенным примерно в тридцати километрах севернее населённого пункта Искровка Петровского района. Вот краткое содержание рассказа Мариинского: «28 октября 1943 года в штабе 129 полка самолётов Р-39 “Аэрокобра” ещё не было понятно, кто в Кривом Роге — немцы или наши. Вечером дали команду, чтобы все исправные самолёты перелетели на новое место базирования, слишком уж далеко стало летать на прикрытие наземных войск. Группа вышла к линии фронта на западной стороне плацдарма, которую легко можно было определить по огням пожаров. Темнота сгущалась. Уже ничего, кроме огней, внизу не было видно, плохо просматривались приборы. Яркие звёзды блестели на тёмном небе, когда километрах в пятнадцати на востоке стали взвиваться ракеты. Ведущий лётчик повёл группу туда и не ошибся. Это был аэродром, который они искали… На аэродроме стоял полк “Лавочкиных” из соседнего корпуса, тоже прилетевших под вечер. 29 октября 1943 года утро застало всех на аэродроме. Механики и передовая команда батальона аэродромного обслуживания ещё не приехали, и самолёты стояли не заправленные бензином, который ценился на плацдарме дороже золота. Соседи наотрез отказались заправить их самолёты в долг. Пока длились эти бесплодные переговоры, с запада донёсся мощный гул авиационных моторов. В небе появилось тридцать шесть немецких бомбардировщиков Не-111Н и двадцать четыре Ju-87. Они шли плотным строем в кильватерной колонне звеньев. Истребителей прикрытия возле них не было. Вся эта армада двигалась прямо на аэродром. Все “Лавочкины” в это время были на боевом задании, а “Аэрокобры” стояли без бензина. К счастью наших лётчиков, фашисты бомбили село. Вдруг появилась пара Ла-5, вернувшихся после выполнения задания. Они круто спикировали на замыкающее звено “хейнкелей”, ещё не сбросивших бомбы. Прозвучала очередь скорострельных пушек. Последний вражеский ведомый загорелся, накренился, у него отвалилось левое крыло, и, беспорядочно вращаясь в воздухе, он стал падать. Возле горящего самолёта блеснул белый шёлк парашюта и тут же сгорел от пламени самолёта. Раскрылся и зацепился за хвост самолёта второй купол. Неудачливый парашютист оказался привязанным к своему обречённому самолёту… Ведущим в паре Ла-5 был Иван Кожедуб. Он со своим ведомым на последних каплях бензина выполнил посадку».

Согласно информации, записанной на страничке лётной книжки Ивана Кожедуба, 16 января 1944 года в районе Великой Виски летчик-истребитель сбил один вражеский «мессершмитт». 30 января, выполняя прикрытие наземных войск в районе населённых пунктов Шпола-Лебедин, Кожедуб провёл четыре воздушных боя, в которых сбил один Ju-87 и еще один «мессер».

Всего же из шестидесяти двух сбитых Кожедубом во время войны самолётов девятнадцать приходится на период освобождения Кировоградщины. В число сбитых девятнадцати самолётов вошли: 10 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из эскадры немецкой авиации поля боя SG-52, 8 истребителей Bf-109G из эскадры немецкой истребительной авиации JG-52 и один бомбардировщик Не-111Н из эскадры KG-27 или KG-53 1-го корпуса люфтваффе.

В честь освобождения Кировограда 302-я истребительная авиационная дивизия, в которой воевал Кожедуб, получила почётное звание Кировоградской…

В апреле 1985 года Иван Кожедуб посетил 190 истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в то время на аэродроме Канатово под Кировоградом, и Кировоградское высшее лётное училище Гражданской авиации. В честь этого знаменательного в жизни ГЛАУ события трижды Герой Советского Союза посадил во внутреннем дворе первого учебного корпуса вуза дуб, привезенный из Ялты. Дерево растет до сих пор.

Глава 6. Выдающиеся летчики Великой Отечественной — наши земляки

Отдельная глава книги Бориса Чижова «В небе Кировоградщины» посвящена уроженцам нашего региона, отличившимся в воздушных боях.

Алексеев Георгий Александрович. Родился в 1917 году в селе Константиновка Новоукраинского района. В 1942 году удостоен звания Герой Советского Союза. Только в одном бою его звено уничтожило в Армавире почти 70 самолётов, три зенитные батареи, много другой боевой техники и живой силы противника. 28 февраля 1943 года погиб в бою над Армавиром.

Вишневецкий Константин Григорьевич. Родился 8 июня 1914 года в селе Солдатском Устиновского района. Герой Советского Союза. 30 июля 1944 года во время проведения Львовско-Сандомирской операции командир авиационного полка Вишневецкий погиб. Похоронен во Львове, на Кургане Славы.

Дикий Михаил Прокофьевич. Родился в 1917 году в селе Великая Андрусовка Светловодского района. Герой Советского Союза. Демобилизовался в 1958 году в звании полковник.

Дрыгин Василий Михайлович. Родился 8 марта 1921 года в селе Чечелиевка Петровского района. Герой Советского Союза.

Едкин Виктор Дмитриевич. Родился 21 июня 1917 года в городе Александрия. Герой Советского Союза. После войны до 1971 года служил в реактивной авиации.

Жердий Евгений Николаевич. Родился 5 апреля 1918 года в селе Великая Виска Маловисковского района. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина.

Захарченко Михаил Дмитриевич. Родился 13 ноября 1910 года в селе Червоно-Венедиктовка Александровского района. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени и тремя орденами Красной Звезды.

Кобылянский Иван Александрович. Родился 3 июля 1921 года в селе Верблюжка Новгородковского района. 22 апреля в бою под Краковом младший лейтенант Иван Кобылянский погиб. Похоронен в центральном парке польского города Краков. Его именем названа улица в Кривом Роге.

Колесниченко Василий Ефремович. Родился 4 апреля 1915 года в селе Кропивницкое Новоукраинского района. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина. Его имя носит Кировоградский строительный техникум.

Кравцов Иван Савельевич. Родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка Кировоградской области. Герой Советского Союза.

Лановенко Марк Трофимович. Родился 30 марта 1912 года в селе Надеждовка Голованевского района. Герой Советского Союза.

Литвиненко Трофим Афанасьевич. Родился 18 октября 1910 года в селе Хмелевое Маловисковского района. Герой Советского Союза.

Лядский Тимофей Сергеевич. Родился 28 февраля 1913 года на станции Долинской. Герой Советского Союза.

Мациевич Василий Антонович. Родился 13 апреля 1913 года в селе Песчаный Брод Добровеличковского района. Герой Советского Союза.

Нименко Степан Алексеевич. Родился 19 декабря 1911 года в селе Красноселье Александровского района. Герой Советского Союза.

Осадчий Александр Петрович. Родился 9 июня 1907 года в селе Орлова Балка Знаменского района. Генерал-майор. Герой Советского Союза.

Пасечник Артём Спиридонович. Родился 31 декабря 1913 года в селе Байдаково Онуфриевского района. Погиб 11 марта 1940 года во время операции по спасению из глубокого тыла противника двух пилотов, выполнивших там вынужденную посадку. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина.

Сливка Антон Романович. Родился 9 августа 1918 года в селе Подвысоком Новоархангельского района. Герой Советского Союза.

Сухомлин Иван Мусеевич. Родился в 1909 году в Малой Виске. В 1937 году стал лётчиком-испытателем. Освоил 85 типов советских самолётов. Установил 40 мировых и всесоюзных рекордов скорости полёта. После Победы снова вернулся к испытательной работе. Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель и заслуженный мастер спорта СССР.

Таран Григорий Алексеевич. Родился в 1912 году в селе Великая Мамайка, в семи километрах севернее Елисаветграда. За годы войны он совершил 599 боевых вылетов, из них 230 — в глубокий тыл противника. Был заместителем командира авиагруппы международных воздушных сообщений. Доставлял членов правительственных делегаций в Лондон и Нью-Йорк, на Курильские острова, в Тегеран, Багдад, Каир, Тунис, Марсель, Сан-Франциско. Герой Советского Союза.

Шемендюк Пётр Семёнович. Родился 29 июня 1916 года в селе Липняжка Добровеличковского района. До июня 1943 года выполнил 261 боевой вылет и в сорока воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника, за что удостоен звания Героя Советского Союза.

Продолжение следует.

Добавить комментарий