Давайте перелистаем семейный альбом. Достанем тяжелую, слегка запылившуюся от времени и забвения толстую книгу жизни, увидим своих бабушек, дедушек, родителей, себя — молодыми, счастливыми, глядящими вдаль или прямо нам в глаза, и что-то кольнет в глубине души.
В семейном фотоальбоме — жизнь не одного поколения. Вот бабушка — она еще студентка, точеные черты лица, затейливая прическа, пухлые, почти детские губы. А вот она уже — молодая жена, уговорила своего вечно занятого мужа на прогулку и затащила в фотоателье. Он, может, и не хотел, но не смог отказать: на снимке совсем не улыбается, считая, что плотно сжатые губы — признак особого мужества и знак времени. А вот они уже втроем — о, да этот пухлый карапуз с опухшими от слез глазками и мышиным белесым хвостиком на макушке, сжимающий в руках какую-то пластмассовую телефонную трубку, — оказывается, твоя мама. А еще через несколько страниц — и не карапуз она вообще, а примерная школьница в пионерском галстуке, с наглаженными крылышками белого фартука и длинной толстой косой. Пыль стряхивается с листов фотоальбома, его персонажи оживают и даже начинают говорить, надо только уметь слушать. Бабушка, дедушка, мама — снова на очередном снимке. Какие же они красивые! И не знают они в тот момент, что всего через пару лет у них появится новый карапуз. Уже мамино чадо. И будет это чадо тоже хныкать перед фотографом, а потом держать телефонную трубку — правда, другого аппарата — и большого розового зайца, именно розового — потому что эта фотография уже цветная, или таращиться в раскрытую наобум книгу… Давайте перелистаем наш семейный альбом. И вспомним, что большинство этих знаковых снимков за полувековой период делал один человек — Борис Дозорец, который проработал в фотоателье на углу Луначарского-Ленина более 40 лет. Это его работы хранятся в наших альбомах, это он подарил нам возможность полагаться не только на память.
В начале апреля одному из самых известных фотографов нашего города, Борису Антоновичу Дозорцу, исполняется 70 лет. Через призму его фотообъектива прошло без преувеличения тысяч сто жителей Кировограда и области, гостей города, от партийных бонз до известных театральных актеров. Он — не только хранитель истории тысяч семей, его жизнь — это история отечественной фотографии, и, конечно, мы не могли в канун юбилея не поговорить с этим уникальным человеком.
Борис Антонович родился в Черкасской области за год до начала войны. Он ничего не помнит о годах оккупации, уже потом узнал, что с фронта не вернулся отец, а мама с бабушкой, как могли, старались выжить в то страшное время и сохранить жизнь единственному ребенку. Одно из первых детских воспоминаний — это голод весны 47-го, когда только чудом оставшаяся корова спасла семью от голодной смерти. Тем не менее, когда через год мальчик пошел в 1 класс, в обычной сельской школе на линейке первого звонка стояло аж 29 бедно одетых худеньких малышей…
Сколько Борис Дозорец себя помнит, он увлекался фотографией. С 13 лет — серьезно. Первый фотоаппарат «Любитель» — роскошь по тем временам, подарила мама, поддавшаяся на уговоры сына. «Пленок не было, реактивов не было. Старался раздобыть их в районной фотографии, но не всегда получалось. Поэтому тренировался без пленки, просто так — на кошках, собаках, детях, выстраивал композицию и щелкал пустым затвором. Всем интересен был именно процесс, и мне не отказывались позировать». Когда появилась пленка, все задуманное стало получаться. И увлечение фотографией постепенно превратилось из хобби в возможность дополнительного заработка. Так, в Львовском сельскохозяйственном техникуме, где наш герой проучился несколько лет, он уже работал вовсю — свадьбы, снимки в газеты.
— Я помню свой первый заказ. В Западной Украине, несмотря на то, что религия не приветствовалась советской властью, осталось много церквей. И вот однажды ко мне пришли от местного священника и попросили снять обряд крещения. Я пришел, сфотографировал, получил 30 рублей — хорошие деньги на то время. Когда принес батюшке снимки, тот одобрил. И благословил меня на фотографию…
С фотоаппаратом Борис Дозорец не расставался и в армии, где прослужил 3 года. Он попал в авиационную связь, служил в Грузии, в местах недавних военных конфликтов. Его снимки печатались в газете, портреты лучших солдат, сделанные им, красовались на Доске почета… После армии Борис Антонович приехал в Кировоград. Жену по распределению направили в наш город, а самому фотографу в то время было все равно, где жить. В том далеком 1964 году он сразу устроился на работу в горбыткомбинат «30 лет Советской Украине». Это предприятие объединяло фотомастерские и парикмахерские всего города, было монополистом в сфере бытового обслуживания. Месяц испытательного срока — и Борис Дозорец уже работает в фотоателье на Луначарского, 25, там же, где, собственно, и сейчас.
— В то время очень много людей ходили к нам фотографироваться. Особенно по субботам и воскресеньям. Люди старшего поколения помнят традицию в выходные гулять семьями по улице Ленина: одни пары неспешно шли в сторону парка, другие возвращались. И к нам заходили по дороге…
Художественный постановочный снимок был тогда в моде. Фотографы предлагали образцы вариантов на выбор — сидя, стоя, с руками, без, с предметом или без него. Приводили и малышей — начиная с трех месяцев. «В ателье были специальные кресла, стульчики. Для деток постарше — телефоны, книги, игрушки. Специально мы держали всякие свистки и пищалки, чтобы развеселить расплакавшегося ребенка…» — говорит наш собеседник.
На снимках, сделанных в 60-70-х, все лица получались классически красивыми, правильными, без всех этих нынешних компьютерных программ.
— Нет нефотогеничных людей. Особенно женщин. Вы знаете, женщина раскрывается перед доктором, священником и фотографом. Надо просто знать, с какого ракурса снимать: если лицо красивое, то с близкого расстояния, если есть дефекты, то подальше. Мы всегда делали несколько вариантов. А потом над ними же еще группа ретушеров работала, не забывайте: ретушеры-портретисты, художественные ретушеры, технические…
Тогда модно было не глядеть в объектив, и на фотографиях люди всегда устремлялись «орлиным» взглядом куда-то вдаль. Но если уж мастер решил рискнуть, то получались абсолютно шикарные снимки — «С какой стороны ни глянь на фотографию, складывается впечатление, что человек смотрит прямо тебе в глаза».
Старые фотоаппараты были огромными — на треногах, с плоской пленкой, размер которой соответствовал размеру будущей фотографии. Стоили фотографии доступно — купить 6 карточек размером с открытку можно было всего за рубль 90 коп. Спрос на них был большим — в месяц по 500 снимков Борис Антонович иногда делал. В то время в Кировограде было всего 2-3 фотоателье, а мастерская Дозорца пользовалась самой большой популярностью. Он блестяще справлялся со своей работой и «дослужился» до мастера высшего класса.
Особой строкой в творческой биографии Бориса Антоновича стоят бракосочетания. На улице Луначарского долгое время был ЗАГС. И все свадьбы, зарегистрированные там на протяжении четырех десятилетий, остались на фотографиях Бориса Дозорца.
— Тогда была традиция — делать несколько свадебных фотографий: пара, вчетвером со свидетелями и общая групповая. Сразу после росписи молодожены шли ко мне в павильон, но, как бы я ни распределял время, все равно выстраивалась живая очередь. В день могло быть и по 50 свадеб, без перерыва с 8 утра до 5 вечера. Люди же не жили тогда гражданским браком, поэтому сразу расписывались…
Он старался не обращать внимания на своих «моделей», «просто выполнял работу». Но все равно подмечал характер взаимоотношений между молодыми супругами: если женщина командует в павильоне, значит, лидер, а если капризничает не в меру — балованная. А иногда родители всем процессом заправляли, значит, думал фотограф, и в жизни будут во все вмешиваться. Приходили и беременные невесты, и пары с большой разницей в возрасте, всякое бывало, главное — виду не подать, что удивлен…
Но техника она и есть техника, и иногда случались досадные огрехи. Приходилось вызывать заново молодоженов, те приходили в фотоателье, облачались в свадебные наряды, женщины делали прически, макияж — и начиналась новая фотосессия…
А еще Дозорец фотографировал всех партийных бонз. Каждый год его ангажировали на встречи с Героями Советского Союза и кавалерами ордена Славы. «Придворный фотограф» — так Борис Антонович сам себя в шутку называет.
— Не было опасений, что снимок неудачным получится?
— Были, конечно. Вы знаете, я всегда волнуюсь, даже сейчас вот фотографирую клиентов, а на лбу испарина появляется, очень хочется, чтобы человеку понравилось… Помню, как волновался, когда свадьбу дочки Василия Мухина снимал…
Все фотографии в личных делах, удостоверениях первых секретарей, да и вторых, и третьих, а потом депутатов, мэров и губернаторов делал он. Вот только последнего главу ОГА Владимира Мовчана Борис Дозорец не снимал, эту миссию почему-то поручили другому человеку.
— Начальство привозили ко мне в ателье. Нормально люди реагировали. Я всегда говорил: «Так, на эти 10-15 минут я руковожу вами, а вы — подчиненный», — начальники смеялись и соглашались…
А еще Борис Дозорец хорошо помнит свою любимую работу, которая победила на республиканском конкурсе. С этой фотографией связана трагическая история. В году 1981 в фотоателье пришла семья — бабушка и молодая мама с грудным ребенком на руках. Сфотографировали малыша с мамочкой, а потом он внезапно расплакался. Ну женщина и решила его покормить прямо здесь. Борис Антонович глянул… и сразу же понял — вот он, эпохальный кадр «кормящая мать». Длинные волосы женщины прикрывали грудь, малыш чмокал и улыбался… Дозорец спросил разрешения запечатлеть этот момент, мама колебалась, а бабушка разрешила.
— Я им потом подарил фотографию на память, а еще одну копию повесил на стену студии.
…А спустя год в ателье зашла та самая бабушка. И попросила фотографию снять. Оказывается, и мама, и ребенок погибли в автомобильной аварии. Муж гнал машину и не справился с управлением. Сам выжил, а жена с малышом — нет… Борис Дозорец был на Дальневосточном кладбище, видел могилу. На надгробном памятнике фотография длинноволосой красивой женщины, которая держит ребенка на руках. Это — та самая фотография, сделанная Борисом Антоновичем тогда.
По сей день Борис Дозорец работает в ателье на Луначарского, которое сейчас называется красивым украинским словом «Світлина». Они с коллегами адаптировались к новым условиям, изо всех сил стараются держаться на плаву.
— Сейчас фотографии все больше похожи на ширпотреб. Каждый, у кого есть цифровой фотоаппарат, возомнил себя фотографом. Но я даже своих родных не критикую, хотят снимать — пусть снимают, — говорит Борис Антонович. — Люди в основном в ателье сейчас делают документальные фото или печатают снимки. Постановочные художественные фотографии ушли в прошлое. Но жизнь продолжается, и надо жить по ее законам…
При всем уважении к труду Бориса Антоновича ,ни разу не вспомнить легендарного Литвака -просто непростительно,и если хотите стыдно….Ведь Борис Антонович начинал не с"ноля".Как сейчас вижу этого седеющего,крупного красавца курящим папиросу и облокотившимся на ручку входной двери))))).Давайте научимся "не разрезать "историю..