В память народную он вошел многим. Запорожский автозавод начал выпускать «ушастый» «Запорожец» ЗАЗ-966 вместо «горбатого», а «Фиат» начал выпуск модели 124, через время в Тольятти начали выпуск ВАЗ-2101, точной копии того «Фиата». В Москве осудили писателей Синявского и Даниэля за печатание за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Впервые вышла в эфир телепрограмма «Кабачок 13 стульев». В Киеве, на опытном производстве ОКБ, построен первый серийный самолет АН-22 «Антей», крупнейший в мире. Он поднялся в воздух в январе 1966 года.
А чем жили в тот год Кировоград и Кировоградщина?
В Знаменке открыта широко известная сегодня бальнеологическая больница (водолечебница) на базе местных источников минеральной радоново-углекислой воды. По бальнеологическим и климатическим факторам, методам комплексной терапии и эффективности лечения Знаменская здравница не уступает многим известным курортам, и лечиться в Знаменку едут не только со всей Украины, но и из других стран. Некоторые люди год и больше ждут очереди, только бы попасть в Знаменку… По словам главного врача Анны Шандры, в бальнеологической больнице не лечат только туберкулез, СПИД, онкологические заболевания и болезни крови, острые гнойные инфекции. Для лечения всех остальных болезней действие радоновых ванн, которые стимулируют сложные биохимические процессы в организме, нормализируя их и способствуя выработке веществ, обладающих защитными функциями, чрезвычайно положительно.
А еще в 1966-м рухнуло от старости здание старого цеха ковкого чугуна на «Красной звезде», чудом обошлось без жертв. Его восстанавливало недавно созданное предприятие СМУ-125, называемое еще «Стальконструкция», рассказал нам ветеран этой славной организации Александр Товстоган. СМУ в 1966-м построило Кировоградский автобусный парк. Впоследствии эта организация строила и Побужский ферроникелевый комбинат, и домны в Кривом Роге, и многое-многое другое.
В Кировограде открыл свои двери универмаг «Кировоград» — самый большой магазин области на то время. Это не то, что сегодня именуется по привычке УТО «Кировоград». УТО тогда еще не было, хотя проект уже был готов. Это нынешний «Детский мир» начинал свою жизнь как «взрослый» универсальный магазин. В него ходили, как на экскурсию в музей, – столько было в нем отделов, столько товара!
В Александрии был создан краеведческий музей имени Антонины Худяковой, летчицы, Героя Советского Союза, почетного гражданина Александрии.
В Кировограде открылось училище связи, тогда ПТУ №9. Области категорически не хватало специалистов в бурно развивающейся сфере коммуникаций.
Впервые в истории Кировоградщины звание Героя Социалистического Труда получил не руководитель крупного хозяйства (председатели колхозов Гиталов и Шлифер уже были к тому времени удостоены этого звания), а простая работница. Звеньевая колхоза имени 22 съезда КПСС Добровеличковского района Оксана Римская получила это высокое звание. Кстати, электричество в селах района появилось только в прошлом, 65-м году.
Это было время легендарных руководителей области, которых многие за дела их помнят и до сих пор. Увы, в 66-м умер Василий Комяхов, в ранге секретаря ЦК партии. Он много лет возглавлял Кировоградский облисполком, в самые трудные послевоенные годы. Все, что он сделал для восстановления хозяйства Кировоградщины, трудно даже перечислить… Областной совет возглавил Петр Кошевский. При нем и во многом благодаря его заслугам был построен водовод «Днепр-Кировоград», по улицам Кировограда пошли первые троллейбусы, но это уже другая история…
В 1966-м начал трудовую деятельность на ремонтном заводе «Укрсельхозтехника» (впоследствии он его возглавит) в Кировограде нынешний мэр города Владимир Пузаков.
А за «Звезду»начал выступать юный Владимир Веремеев, впоследствии признанный одним из лучших футболистов XX века. Сам он уроженец российского Приморья, города Спасск-Дальний. Но после семья переехала к нам, и с 14 лет Володя тренировался в «Звезде». Вскоре его переманили в «Динамо» Киев, где он успешно и выступал, много лет он был полузащитником в составе сборной СССР, ее диспетчером, как говорят в футболе. Был Веремеев и одним из тренеров национальной сборной Украины, сейчас он тренер-селекционер, отбирает талантливую молодежь.
Стал в составе сборной села Мечиславка Ульяновского района Кировоградской области победителем районного турнира по футболу Михаил Поплавский (на фото 66 года он с мячом). Тогда будущий поющий ректор всерьез размышлял – в культуру ему идти или в спорт?
После окончания студии эстрадно-циркового искусства в Киеве начала свою профессиональную деятельность в Кировоградской филармонии как артистка разговорного жанра Клара Новикова. Первый свой номер — «Девушка пришла на танцы» — она нашла в печати как рассказ и переделала в монолог. С этим номером во время концерта Клара выходила на сцену прямо из зала и держалась настолько просто, что зрители не сразу догадывались, что перед ними артистка. Проработала она у нас совсем немного…
В прошлом выпуске мы говорили об открытии кинотеатра «Комсомолец». Открылся он как раз в канун 1966 года. Наши читатели вспомнили, какие фильмы шли там первыми. Это, по разным версиям, или «Закон Антарктиды», или «Морской кот», или «Лисы Аляски».
18 января 1966 года умер Гнат Юра, знаменитый украинский (и не только, масштаб был больше) актер и режиссер, уроженец нашего Подлесного. Да и первые свои роли, еще как любитель, он сыграл на сцене Александрийского театра. Став профессионалом, когда это было еще можно, он играл в спектаклях по пьесам Владимира Винниченко (до 20-х годов), потом Карпенко-Карого, а после и «В степях Украины» Корнейчука ставил. Но играл он не только характерных украинских типажей, но и Фигаро, и Швейка… По сути, Гнат Петрович создал ныне всемирно известный Киевский театр имени Ивана Франко, им сейчас руководит Богдан Ступка.
В том же году у нас произошло преступление, по итогам расследования которого кировоградская милиция прославилась на весь Союз, а само расследование использовал знаменитый писатель Юлиан Семенов в своем политическом детективе «Противостояние».
Цитируем по материалам статьи нашего журналиста Александра Виноградова: «5 декабря 1966 года в лесу вблизи Знаменки обнаружен труп неизвестной женщины, убитой путем нанесения ударов в голову твердым предметом. Первичный осмотр показал, что в лесу труп пролежал около месяца, а потерпевшая, по всем признакам, не является местной жительницей. В связи с тем, что после ряда опознавательных мероприятий никаких зацепок по установлению личности убитой и по выходу на преступников опергруппе добыть не удалось, было решено “разрабатывать” единственный след — обувь потерпевшей: женские сапожки производства Иркутской обувной фабрики.
“Дирекция фабрики на наш срочный запрос ответила, что такую модель обуви они изготовляли несколько лет назад и для реализации направляли в отдельные районы Сибири, Казахстана и Дальнего Востока, — делится на страницах книги своими воспоминаниями следователь Георгий Харичкин. — Чтобы массово оповестить население указанных регионов, нами во все горрайорганы милиции было направлено по нескольку десятков изготовленных типографским способом листовок с указанием особых примет потерпевшей. Пошел второй месяц раскрытия, наша группа проверила десятки версий преступления, однако особых успехов не наблюдалось. Наконец, в феврале 1967 года из милиции города Александровска-Сахалинского поступил протокол допроса гражданки Карасевой о том, что приметы обнаруженного трупа совпадают с приметами ее дочери Карасевой Ольги Ивановны, 1940 года рождения, проживавшей на Сахалине. Летом 1966 года Ольга вместе с нею ездила в Молдавию к знакомым в гости. В дороге, после станции Знаменка, девушка познакомилась в вагоне с молодым мужчиной, выдававшим себя за следователя милиции из города Первомайска Николаевской области. Новый знакомый обещал Ольге свою помощь, если она когда-нибудь решится перебраться в эти края. Молодой человек оставил попутчице номер своего домашнего телефона, по которому она точно звонила из города Котовска Одесской области. При возвращении домой из Молдавии на Сахалин девушка вроде бы сошла с поезда в Первомайске, после чего пропала без вести…”
Ориентируясь на полученные сведения, оперативная группа в Первомайске и Котовске пересмотрела несколько мешков уже приготовленных к уничтожению квитанций телефонных переговоров. Таким путем оперативники вышли на убийцу — некоего Латанского О.А., рабочего железной дороги. Преступник признался, что убил девушку на почве ограбления. Областным судом Латанский был приговорен к высшей мере наказания, однако Президиум Верховного Совета УССР заменил расстрел 15-ю годами лишения свободы.
Наши оперативники стали героями очерка в журнале “Под знаменем ленинизма”; их наработки, идеи использовались в лекциях на курсах повышения квалификации сотрудников милиции со всего Союза, в учебных программах подготовки студентов юридических учебных заведений. Одним словом, история получила широкую огласку.
Впервые за всю историю милиции области в поощрительном приказе союзного Министерства по охране общественного правопорядка (МООП) от 28 апреля 1967 года “за оперативное мастерство и настойчивость, проявленные при раскрытии этого убийства” фигурировали фамилии кировоградских милиционеров: работников областного отдела уголовного розыска Г.В.Харичкина и Н.Г.Смоляра, оперуполномоченного уголовного розыска Знаменского РОМ А.А.Козакова и участкового уполномоченного того же РОМ Н.Я.Нечипоренко».
Все большей популярностью у кировоградцев стал пользоваться авиатранспорт. Еще до недавнего времени в Киев или Москву от нас можно было добраться поездом, автобусом или автомобилем. Мы нашли расписание полетов украинских самолетов на 1966 год. Тогда в Киев из Кировограда существовало аж четыре авиарейса! Два столичного формирования и два нашего, кировоградского. Киев располагал самолетами АН-24 на 32 пассажира. Рейс Кировоград-Киев под номером М-17 отправлялся в столицу Украины по понедельникам, вылет в 7:00, прилет 8:00. Второй рейс, № М-37, был ежедневным. Самолет вылетал из Кировограда в 16:25, прибывал в стольный град Киев, аэропорт Жуляны, в 17:25.
Кировоградские самолеты были попроще. Понедельничный рейс М-1009 (время 8:54-9:40) осуществлялся самолетом АН-2, рассчитанным на 12 пассажиров. И ежедневный рейс М-1059 (время отправки – прибытия 9:55-11:18) обслуживался чешским пятиместным самолетом Л-200.
Билеты на самолет тогда стоили 7 рублей 50 копеек и 10 рублей, в зависимости от рейса. Это до Киева. До Москвы билет стоил 22 рубля. Для сравнения. Сегодня чартер Киев-Кировоград-Киев на маленьком самолете «Даймонд» (по тарифам киевского авиатакси) стоит 7240,00 гривен.
Я училась в училище связи по ул Инициативная , так и не поняла сейчас есть оно или нет. Может сейчас по другому называется. А училась в 1977 , 1978гг на оператора почтовой связи.
Необижающее уточнение. Я учился в училище связи в 1979-1981 г.г. , тогда оно назыалось ТУ №1 и пользовалось большой известностью не только на Украине, но и в Союзе. У нас в группе учился студент из Башкирии, который приехал учиться по объявлению (или, как сейчас принято говорить "рекламе") в очень популярном тогда журнале "РАДИО". Насколько я помню у нас были студенты из Алма-Аты и не только. Кстати! С ДНЕМ СТУДЕНТА!!!
Точно не ручась за год, но где то летом в 1965 или 1966 в отпуск от Киева (после пересадки с поезда) домой решил лететь. В Жулянах билета на очередной рейс не было, но записали на очередь (вдруг кто не явится на посадку). . И действительно где то через полчаса объявили мою фамилию — к кассе. Там предложили лететь (7 руб. 50 коп. !!!) дополнитеьным рейсом на "МОРАВЕ". Не имея никакого представления о таком самолёте, согласился. Это была чехословацкая машина, самолётик, как игрушка. Маленький, внутри кабина как в салоне Волги или Москвича. Пилот слева, рядом пассажир и на заднем сидении ещё трое. Всё как в такси, но не курить!. Впечатение было — не объяснить. И меньше чем через час мы были в аэропорту Кировограда. Больше на "Мораве" летать не довелось…
Насколько я помню, обвал кровли цеха ковкого чугуна на «Красной звезде» произошел не в 1966 году, а в 1968 году — я в 68-м пошел в первый класс 24 школы. Вроде были жертвы, 2 чел. Мой отец как раз работал в этом цехе, когда произошла эта авария. Затем его на время восстановительных работ направили в командировку в г. Бердянск.
В 1966 г. Окончив 11-кл. я, после выпускного вечера, сразу улетал в Москву, поступать в МФТИ, и тогда рейсы на Москву выполнялись самолётами Ил-14, и Ан-24. Ил-14 делал промежуточную посадку в Полтаве. Стоимость билета была 19 руб.
________________________________________________________Сомневаюсь, что чартер Киев-Кировоград-Киев стоит около 700 ?вро.
Интересный был год.
С ув. semen__
В 1966 году с успехом" завершился эксперимент 11-ти летнего обучения. В нашей школе 24 состоялось сразу два выпуска: 10-е и 11-е классы. И как раз 11-й класс закончил Володя Веремеев.
Летом 1966 года в микрорайоне Ново-Николаевка сдан в эксплуатацию первый 5-ти зтажный жилой дом по ул. Белинского, 2-А. Впоследствии местные жители частного сектора прозвали часть этого района "рыжовка". Из-за красного кирпича, который служил материалом для большинства домов этого микрорайона. Первые многоэтажки здесь возводили военные строители. Большинство новосёлов были рабочие и военнослужащие завода АРЗ. Помню как праздновали новоселье. Особенно врезались в память практические все распахнутые вечером освещённые окна и почти из всех застольные песни под баян. Вспоминаются также высказывания взрослых о низком качестве построек. Но, пожалуй, сейчас качество новостроек так называемого социального жилья намного хуже. Да и существует ли такое понятие — "социальное жильё" в Кировограде — не знаю, т.к. уже более 20 лет живу за его пределами. А тогда за эту доставшуюся БЕСПЛАТНО от государства 2-х комнатную квартиру мои родители платили около 10 рублей в месяц за коммунальные услуги.