Абсолютное большинство из нас хотя бы раз в жизни пользовались услугами такси. Мы набираем запомнившийся номер телефона одной из служб, называем адрес, дожидаемся машину и едем к пункту назначения. Платим, благодарим и даже не задумываемся о том, насколько четкий и отлаженный механизм работает внутри такой обыденной транспортной услуги.
Впрочем, далеко не все пассажиры относятся к таксистам, как к кнопке в лифте. Этим незнакомым людям довольно часто доверяют гораздо больше, чем родным и близким, а именно – свою душу, здоровье, а иногда даже жизнь.
Мы попытались заглянуть внутрь этого механизма. Нашими помощниками были диспетчер одной из городских служб такси и таксист с десятилетним стажем работы.
Екатерина Пучкова четыре года работает диспетчером. Попала на службу, можно сказать, случайно. Очень нужна была работа, спрашивала у знакомых об известных вакансиях, вот и предложили диспетчерскую службу такси. Нельзя сказать, что сразу все получалось. Самым сложным, по словам Екатерины, было познакомиться со всеми таксистами. В данном случае познакомиться – это не только запомнить имя. Очень важно уметь распознавать голоса по рации, чтобы сразу же по голосу определять позывной каждого водителя. Но этот навык приобретается со временем.
Кроме того, есть в каждой службе свои маленькие хитрости. Например, там, где работает Катя, на рабочем столе диспетчера находятся деревянные брусочки, каждый из которых символизирует машину. На брусочке написан позывной водителя, номер и марка автомобиля, имя водителя и номер его телефона. Когда в начале смены водители регистрируются, они выстраиваются в очередь. Вышел на связь первым — твой брусочек возглавил очередь. Затем, по мере выполнения заказов, брусочки передвигаются. Если водитель выполняет личный заказ – его «деревянная машина» отставляется в сторону. Если отсутствовал на связи больше часа – отправляйся в конец очереди. Такие правила. А если водитель работает в свой день рождения, то подарком от службы для него является то, что в очередь его в течение всей смены ставят первым.
И у диспетчера есть свои правила. Самое главное – нельзя грубо разговаривать или хамить ни водителям, ни пассажирам. Хотя, признается Екатерина, иногда очень хочется. Ну пассажирам просто в принципе нельзя грубить. А если водитель заслужил, то можно сказать все, что ты о нем думаешь, позвонив на его личный телефон. В эфире – ни в коем случае. Зато в эфире всегда должно звучать: «Счастливого пути вам и вашим пассажирам!» Эту фразу каждый из нас слышит, пользуясь услугами такси.
Еще диспетчер не имеет права, передавая таксисту заказ, называть только улицу. В обязательном порядке еще и микрорайон. Со временем диспетчер становится настоящим топографом. Он может посоветовать, как лучше проехать, с какой стороны удобнее подъехать к тому или иному дому и даже какого цвета ворота или крыша искомого дома. Это тоже навыки.
Служба, в которой работает Екатерина, первой в Кировограде внедрила практику озвучивать стоимость поездки в эфире. То есть водитель, доставив пассажира, связывается с диспетчером, называет преодоленный километраж, а в ответ и водитель, и пассажир слышат, сколько это стоит. Существует контроль, когда водителя могут проверить, сколько денег он взял с пассажира. Если сумма превышает дозволенную, могут последовать штрафные санкции. Кроме того, в службе есть книга жалоб. Бывает такое, что пассажир звонит диспетчеру, жалуется на водителя (причины бывают разные) и говорит, чтобы по его вызову впредь эту машину не присылали. Подобные пожелания записываются в книгу и передаются от смены смене. Так учитываются требования и даже капризы кировоградцев.
Пассажиры бывают очень разными. Есть грубые от природы. Бывают такие, что угрожают по телефону, грозятся приехать и «отомстить» разными способами диспетчеру за то, что не вовремя прибыла машина. Для безопасности диспетчеров, которые, как правило, женщины, пассажирам не говорят, где они находятся. Но не так уж редко бывают пассажиры, которые хотят отблагодарить диспетчера. За приветливый голос, за понимание неотложности поездки, за приятные слова по телефону и в эфире. В этом случае, говорит Катя, через водителей благодарные пассажиры передают «разные вкусняшки».
На нашу просьбу вспомнить несколько курьезных ситуаций Екатерина рассказала, что самые курьезные происходят с участием курсантов летной академии – иностранцев. Поскольку они плохо знают язык и не очень хорошо ориентируются в городе, то порой бывает довольно сложно выполнить заказ. К тому, что они говорят «Богдана памятник» уже привыкли. Несложно догадаться, что это площадь Богдана Хмельницкого. А вот когда на ломаном русском попросили приехать «Кущевка-клумба-цветы», то и диспетчеру, и водителю пришлось попотеть в поисках темнокожего пассажира, ожидающего, как оказалось, на развилке между Кущевкой и Завадовкой.
А еще один описанный случай произошел совсем недавно. Это произошло в ночь с первого на второе января уже этого года. Было Катино дежурство, и вдруг позвонил мужчина и спросил, сколько будет стоить поездка до Бобринца. Назвав сумму, Катя приняла заказ и передала его свободному водителю. Спустя какое-то время этот водитель вышел на связь и сообщил, что у них чрезвычайная ситуация: он в машине везет мужчину и его жену-роженицу, у которой уже давно отошли воды и которая, судя по ее состоянию, собирается рожать прямо в машине…
Дело в том, что установленный медиками срок родов позволял семье, проживающей в Бобринце, встретить Новый год у родственников в Кировограде. Но роды начались раньше. А поскольку все документы остались дома, то было решено рожать возвращаться туда. Где-то в районе Марьевки (примерно полпути) водитель дрожащим голосом сказал Кате, что схватки усиливаются. Посовещавшись, они решили, что надо связаться с бобринецкой больницей, чтобы навстречу высылали «скорую помощь». Решить-то решили, но где взять номер больницы? Во-первых, ночь, во-вторых, безумное волнение. Но Екатерина находит выход: набирает на мобильном телефоне экстренный вызов, сообщает о случившемся, те дают номер бобринецкой справочной, далее – номер больницы. Катя сообщила медикам, что к ним везут роженицу. Выезжать машине навстречу не пришлось. Такси подлетело к больнице вовремя. Спустя несколько минут пассажирка родила мальчика – 3800!
Счастливые родители потом связывались и с водителем, и с Катей, чтобы поблагодарить. «Они мне наговорили столько теплых слов! А еще сказали, что, по всей видимости, их сын будет дальнобойщиком», — рассказала Катя. «Почему же дальнобойщиком, а не таксистом?» – спрашиваем мы. Но главное, чтобы на его пути было как можно больше хороших и отзывчивых людей…
Сергей Бабиюк посвятил такси десять лет своей жизни и продолжает работать. Об этой работе знает очень много, если не все. И с удовольствием поделился с нами своими многолетними наблюдениями. Как, наверное, у представителей многих других профессий, у таксистов тоже есть свои приметы и традиции. Например, если первая поездка оказалась «в долг», то весь день пойдет насмарку. Или если первая поездка вообще бесплатная (так тоже бывает). На почин, говорят, хорошо подвезти мужчину. Так считается, но ребята не выбирают – не имеют права.
Для того, чтобы быть хорошим водителем такси, надо быть терпеливым, считает Сергей. Редко встречаются люди, которые совпадают с твоим темпераментом и характером. Есть такие, которые всю дорогу молчат, ни «здравствуйте» тебе, ни «до свиданья», ни тем более «спасибо». А попадаются такие, что без умолку тараторят. Причем обо всем подряд, лишь бы не молчать. При этом для них не важно, отвечает им водитель или нет. Это когда пассажир один. Если их несколько, то, конечно же, они между собой говорят, не стесняясь таксиста, как будто его вовсе нет в машине. Девочки, направляющиеся в клуб, обсуждают мальчиков, мальчики делятся друг с другом своими подвигами. Бывало такое, что пассажирка изливала Сергею душу, рыдая на переднем сиденье. Помощи не просила – просто надо было кому-то высказаться.
Есть веселые пассажиры. Например, просит остановить возле какого-то магазина, заходит сделать покупки, выходит и угощает шоколадом. Говорит, что просто настроение очень хорошее. Это, как правило, женщины. С мужчинами связаны истории другого плана. Сел однажды в машину ну очень пьяный мужик и мгновенно уснул. Долго его Сергей тормошил с целью узнать, куда отвезти, но бесполезно. Когда «пассажир» немного пришел в себя, спросил: «Сколько я тебе должен?» Услышав, сколько, дал деньги, вышел и ушел.
Как-то было, подошел к машине человек и попросил мобильный телефон позвонить. Насторожившись, Сергей отказал. Но мужчина поставил в машину пакет и сказал, что это будет залог. Пакет оказался доверху наполненным пачками денег. Ну такой залог показался Сергею внушительным. Когда пассажир поговорил по телефону, сел в машину, пересчитал содержимое пакета, заплатил водителю и ушел.
Между прочим, такси довольно часто используют не только для поездок, но и просто посидеть и погреться. Однажды с такой просьбой к Сергею обратилась беременная женщина. Пока сидела, рассказала, насколько она несчастная, призналась, что наркоманка. Когда водителю надо было ехать на вызов, она вышла из машины, а Сергей дал ей каких-то денег. Говорит, подумал, что ему, возможно, когда-то это зачтется – беременная все-таки…
В такси пассажиры забывают очень много и очень часто. Наверное, потому, что чувствуют себя в машине комфортно, в безопасности, расслабляются и немного теряют самоконтроль. Чаще всего, говорит Сергей, забывают мобильные телефоны. Вернуть такую потерю не проблема – достаточно одного звонка на свой же телефон, и можешь забрать его в любое удобное для тебя время. Иногда забывают вещи поинтереснее. Однажды Сергей возил свадьбу. Где-то на четвертый день после веселья почувствовал в машине посторонний запах. В поисках источника зловония открыл багажник, который оказался заполненным сгнившими цветами, некогда бывшими красивыми свадебными букетами. Пришлось долго мыть, чистить и проветривать салон.
А в машине у коллеги Сергея женщина забыла пакет. День возил, второй, третий… Не звонит, не приходит. Как-то ночью на стоянке сказал таксистам, что так, мол, и так. Те посоветовали проверить, что там. Посмотрел, а в пакете женское нижнее белье в ассортименте. Что с этим всем делать? Ребята решили поразвлечься: украсили этим добром липу, стоящую рядом. Недолго дерево радовало глаз трусиками, бюстгальтерами и чулочками, потому что тут же пришла хозяйка всего этого и стала искать водителя, с которым ехала. Искала водителя, а увидела наряженное дерево и, конечно же, узнала предметы украшения. Ох и досталось тогда коллеге Сергея!
Больше всего работы, понятное дело, в период праздников, когда владельцы автомобилей позволяют себе расслабиться в гостях. Вот сейчас – самое время зарабатывать. А вообще, говорит Сергей, те, кто пользовался услугами такси до кризиса, пользуются и во время него, особо ничего не изменилось. Есть и свои, личные, клиенты. Раз проехались с водителем, второй, потом попросили номер телефона и звонят напрямую, когда необходимо. Бывают такие клиенты, которые обслуживаются всей семьей. К примеру, утром таксист развозит членов семьи на работу и в школу, а вечером всех собирает по тому же маршруту.
На наш вопрос, что нужно любить, чтобы быть таксистом — людей, автомобиль или дорогу, — Сергей ответил: «В первую очередь надо любить себя. Ты имеешь то, чего добился в жизни, и это надо ценить. Развиваться, подниматься. Пусть на такси, но все равно надо видеть перспективу, как в любом другом деле. Цени себя, свой труд, и тебя оценят люди».
Хорошая статья. Спасибо. ))))))