Во время избирательного марафона среди массы прочих приманок прозвучало и обещание раз и навсегда решить проблему получения идентификационных кодов верующими гражданами Украины. Тезис был озвучен Сергеем Тигипко в начале ноября — теперь все желающие могут официально обходиться без идентификационного кода, поставив вместо него в свой паспорт особую отметку. Однако уважаемый Сергей Леонидович почему-то забыл упомянуть, что подобная норма, согласно решению Верховной Рады, на территории Украины уже действует. Действует, хотя и с большими огрехами, еще с 16 июля 1999 года.
Для справки. Идентификационный код — представленная в цифровом виде информация о лице-владельце кода. Первые пять цифр означают дату рождения человека (отсчет ведется, начиная с 1 января 1900 года), следующие три — порядковый номер среди тех, кто родился в один день. Девятый знак означает половую принадлежность (четное число — женскую, нечетное — мужскую). Последняя цифра кода — контрольное число. Порядок его назначения определяется налоговой администрацией, и с целью защиты от подделок принцип присвоения контрольного числа не разглашается.
Официально Православная Церковь идентификационный код однозначно не отвергает. На проходившем в 2001 году синоде представителей православных церквей было объявлено, что в кодовом наборе цифр ничего бесовского нет. Тем не менее, многим верующим идея записи их в государственную идентификационную систему под видом набора пусть даже и не случайных цифр пришлась не по вкусу. Вот частное мнение кировоградского священнослужителя, отца Петра: “От себя лично скажу — жили мы до недавнего времени без идентификационных номеров, хотелось бы без них жить и дальше. Чтобы о каждом человеке говорили его имя, фамилия, отчество, год и место рождения, а не цифровые данные. Как обыкновенный человек я против того, чтобы информация о каждом из нас была зашифрована в каких-то кодах”.
После прокатившихся по стране протестов в июле 1999 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон “О государственном реестре физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей”», после чего верующие, которые в силу своих религиозных убеждений отказывались получать идентификационный код, получили возможность перейти на альтернативную систему учета по паспорту.
До осени прошлого года вопросы об отказе от идентификационного кода решались через судебные инстанции. Человек (а в большинстве случае от цифрового кода отказывались люди преклонного возраста) просто обращался в суд, который, как правило, принимал постановление в пользу истца. Никаких справок, например, сколько раз в неделю посещаешь храм, от заявителя не требовалось. Но, во-первых, процедура обращения в суд — дело хлопотное, и не каждому верующему, особенно старушкам 70-80 лет, по силам. Тем более, верующих возмущало, что они должны бороться за выход из системы, согласия на включение в которую у них никто не спрашивал. Реплика одного из “отказников”: “Почему я должен идти жаловаться в суд? Никто не интересовался моим мнением при навязывании идентификационного кода. Мне не с кем судиться, я не просил присваивать мне код”. А во-вторых, после положительного решения суда соответствующую отметку в паспорте должна была сделать налоговая инспекция (инстанция, присваивающая коды), однако налоговая вносить какие-либо “штампики” в паспорта права не имела. Другими словами, не был до конца проработан механизм перехода на альтернативную форму учета.
С ноября ситуация — спасибо выборам! — изменилась. Сначала все вопросы по отказу от идентификационного кода перешли под юрисдикцию исключительно налоговой администрации, а затем вышел в свет совместный приказ МВД и ГНАУ, утвержденный в Министерстве юстиции, регулирующий проблему отметки в паспорте. Специалисты местных налоговых администраций готовят все необходимые документы, убеждаясь в том, что индивидууму дозволено обходиться без идентификационного кода. Исключения — две категории налогоплательщиков: лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (а также должностные лица коммерческих предприятий) и учредители предприятий и прочих юридических лиц. По результатам 30-дневных проверок, если к человеку нет никаких претензий, налоговая выдает справку для паспортного стола, который, в свою очередь, также в течение 30-ти дней должен сделать в паспорте отметку об альтернативном учете.
По словам начальника компьютерного отдела областной налоговой инспекции Анатолия Мигуша, за последние месяцы такую процедуру прошло примерно 250 человек (всего же в Кировограде и Кировоградском районе насчитывается 550 “отказников”): “Это, конечно, не массовое паломничество, но контингент, по сравнению с предыдущими годами, уже значительный. Что смущает в переходе от идентификационного кода на серию и номер паспорта — расшатывается система учета граждан государства. Для нашей службы перевод на альтернативную форму учета принесет только неразбериху и лишние расходы. Тяжело будет отслеживать лиц, работающих по совместительству, потребуется разрабатывать и внедрять новое программное обеспечение.
В принципе, отсутствие кода никаких особых преимуществ или выгод не дает. Например, предприниматель заявляет о потере паспорта, но продолжает работать и некоторое время, требующееся для замены паспорта, не платит налоги. Но, по большому счету, все подобные махинации мелкие и долго продолжаться не могут. Кроме того, предпринимателю без идентификационного кода очень сложно будет проводить какие-либо банковские операции, вряд ли какой-то из банков на свой страх и риск предоставит такому человеку кредит”.
Каждый противник наличия идентификационных кодов наверняка задал бы логичный вопрос: а нельзя ли было изначально в качестве идентификационных данных использовать не набор цифр, а номер и серию паспорта, по своей сути уникальные для каждого гражданина? Оказывается, нельзя. Как тогда быть с детьми до 16-ти, которые паспортов еще не имеют, а идентификационные коды с них уже требуют (например, при оформлении субсидий)? А что делать при отнюдь не гипотетической замене привычных паспортов на пластиковые паспорта-карточки? Вдруг изменится методика присвоения серии и номера паспорта, и что тогда, заново переделывать реестр налогоплательщиков?
Будущее — и это не мечты писателей-фантастов — не за словесным портретом, бумажными мандатами и паспортами, а за цифровой идентификацией. В Украине тоже когда-нибудь, по аналогии с существующими в большинстве цивилизованных стран мира, налоговая идентификационная система будет интегрирована с паспортной и появится Единый государственный реестр физических лиц. Ну а пока что обе системы функционируют параллельно, и у нас нет иного выхода, чем просто расслабиться и привыкать к т.н. налоговым кодам как к новому принципу идентификации личности.