В середине декабря в индийском городе Бангалор проходила крупнейшая в Южной Азии международная торговая выставка строительных машин, оборудования и технологий EXCON-2009. Среди сотен мировых компаний-экспонентов в работе выставки принимала участие делегация кировоградского предприятия «Гидросила». Наиболее яркими впечатлениями от увиденного в Индии с читателями «УЦ» поделился глава наблюдательного совета ЗАО «Гидросила ГРУП» Павел Штутман.
Интерес «Гидросилы» к Индии вызван в первую очередь планами экспансии кировоградских машиностроителей на азиатский рынок. Не секрет, что в последние годы «Гидросила» старается увеличить свое присутствие на рынке гидравлики Китая, других государств Юго-Восточной Азии. Причем любопытный момент: две страны, на которые обратили взор маркетологи «Гидросилы», лидируют в мире по численности населения. Может, действительно, существует взаимосвязь между состоянием рынка машиностроительного оборудования и численностью населения? По словам Павла Штутмана, это всего лишь совпадение, так как превалирующими факторами являются темпы роста экономики и дальнейшие перспективы развития. Китай и Индия могут похвастаться и тем, и другим.
— В Индии сейчас влияния экономического кризиса незаметно, — говорит Павел Штутман. — Наоборот, наблюдается достаточно высокий рост экономики. Индийские эксперты говорят, что ожидают по итогам 2009 года прирост экономики 8-9%. Индия относится к тем государствам, которые обладают хорошим экспортным потенциалом, в первую очередь за счет невысокого уровня оплаты труда. Низкая зарплата — это беда для самого государства, для населения страны, но, с другой стороны, — это возможность для развития экономики. Невысокая цена продукции индийских предприятий (вследствие низкой зарплаты) позволяет индийским компаниям выходить со своим продуктом на крупнейшие мировые рынки. В Индии для еще большего экономического роста не хватает энергоресурсов. Но заметно, как индусы работают над тем, чтобы обеспечить свою энергетику ресурсами: строят новые электростанции. Вообще по уровню строительства сегодняшняя Индия напомнила Китай 7-8 лет назад. Повсюду ведется множество строительных работ: прокладываются дороги, возводятся новые заводы, офисные здания. В целом Индия выглядит, как мир, который перестраивается.
Интересы «Гидросилы» в крупнейшем государстве индийского субконтинента лежат как раз в плоскости развития строительного бизнеса Индии. Данная отрасль требует создания всевозможных строительных и дорожных машин. В свою очередь, кировоградское предприятие готово предложить машиностроительным заводам Индии комплектующие и запасные части для строительного оборудования. Выставка в Бангалоре — своего рода разведка боем перспектив выхода на индийский рынок гидравлики.
— Раньше у нас были небольшие контакты с индийскими компаниями, единичные случаи поставок продукции «Гидросилы» в Индию, — говорит Павел Штутман. — Сейчас мы нацелились зайти на рынок, потому что считаем его очень перспективным. Очевидно, индийский рынок гидравлики будет заинтересован в нашей продукции. Экспозиция «Гидросилы» пользовалась на выставке огромным вниманием. Можно даже сказать, что для индийского рынка гидравлики продукция «Гидросилы» произвела эффект разорвавшейся бомбы, может быть, не самой большой бомбы, не водородной и не ядерной, но, тем не менее… Местные производители строительной и дорожной техники узнали, что появился новый поставщик гидравлики, который предлагает вполне приемлемую по качеству для местного рынка продукцию, и по недорогой цене, дешевле, чем у западных компаний. После выставки в Бангалоре наша делегация переехала в Ахмадабад, где мы непосредственно встречались с представителями ряда компаний-производителей строительных и дорожных машин, дислоцированных в индийском штате Гуджорад. Переговоры завершились заключением контрактов о поставках «гидросиловской» гидравлики на индийский рынок…
При всем широком распространении национальных традиций в деловых кругах Индии принято поведение, близкое к европейскому. Обычный дресс-код для представителей бизнеса — одежда европейского типа: рубашка с длинным рукавом и брюки (пиджак и галстук не обязательно). Лишь изредка встречаются мужчины, которые ходят в национальной одежде. Но таких не много (кстати, так же редко встречаются женщины в европейской одежде; в подавляющем большинстве случаев индийские женщины одеты в сари). Мое впечатление — там развита англо-саксонская культура ведения переговоров. В Индии два государственных языка: хинди и английский, соответственно, в бизнес-кругах вы всегда сможете найти людей, свободно говорящих на английском. Единственный дискомфорт, который может поджидать в Индии потенциальных инвесторов, — необычная для нас религиозная культура и культура питания, к которой очень сложно привыкнуть.
По своей культуре питания индусы — вегетарианцы. Причем тут представление о вегетарианстве отличается от того, что принято в Украине. Там в меню практически не найдешь салатов из овощей. В основном индусы предпочитают высококалорийную пищу: рис, бобы, сою. Из продуктов растительного происхождения ортодоксальные индусы едят только вершки, корешки в пищу не употребляют. То есть картофель не едят. Очевидно, такое отношение к еде связано с религиозными взглядами и мировоззрением. Для индуса нарушить религиозные правила — табу. Цель жизни — своим поведением заслужить благосклонность богов. Поэтому они стараются вести праведную жизнь, чтобы при реинкарнации переродиться в создание, которое не будет находиться ниже по иерархической лестнице существ… Иностранцу в Индии трудно продержаться на рационе индусов, состоящем из каш и кашеподобных блюд. Хотя в некоторых гостиницах можно заказать блюда из курятины. Но о стейке из говядины можно вообще не заикаться, даже для туристов не сделают исключения. Правда, мясные блюда подают в ресторанах в мусульманских кварталах. Мусульмане мясо едят и не испытывают к говядине предубеждений…
Если оценивать уровень жизни страны по стоимости автомобилей на улицах, то обычно бедные страны отличаются тем, что по улицам передвигается очень много дорогих автомобилей (как, например, в Украине. — Авт.). В Индии — наоборот: очень мало дорогих автомобилей. За все время я только один раз видел там «Тойоту Камри», хотя у нас эта модель машины не относится к сегменту «люкс». В сельской местности широко распространен гужевой транспорт, в городах улицы заполнены недорогой техникой. Такси практически нет, а услугами редких таксомоторов в основном пользуются иностранные туристы. У индусов огромной популярностью пользуются моторикши — трехколесный мотоцикл, у которого сзади за водителем есть место для пассажиров. Обычно на пассажирское место помещается два человека, но нам один водитель предлагал четверым втиснуться в моторикшу. Услуги рикши стоят недорого, поэтому индусы передвигаются по городу в основном на этом виде транспорта. Я думаю, что отсутствие на улицах индийских городов дорогих автомобилей связано с культурой индуизма, которая не приветствует выпячивание на показ роскоши и богатства. Неплохая традиция, не правда ли?..