За несколько десятилетий всеобщей уравниловки у советских граждан воспитали твёрдое убеждение в том, что богатым быть стыдно. В том числе и на «героическом» примере пионера Павлика Морозова, «сдавшего» партийным активистам свою обеспеченную родню. За лишний тулуп, добротную хату, сундук с рушниками и пару лошадей рачительные хозяева расплачивались ссылкой, а то и смертью. Сегодня же дети и внуки людей, которые в эйфории абсолютной безнаказанности с маузерами врывались в крестьянские хаты и выгоняли на мороз полураздетых стариков и детей, добровольно идут в наймиты к нуворишам. А в далеком Заполярье до сих пор целыми посёлками живут потомки тех, кого с клеймом кулака выгнали с родной земли, оторвали от отцовских могил, сняли последнюю рубашку и в товарном вагоне привезли умирать от голода и холода в край вечных снегов. В эшелонах, набитых обреченными людьми, ехали и несколько тысяч наших земляков.
В эти дни Украина отмечала очередную годовщину трагедии Голодомора 32-33 годов. В Кировограде, как и в других областных центрах, был презентован многотомник Национальной книги памяти. Однако скорбный мартиролог жертв геноцида украинского народа не может быть полным без памятного списка людей, пострадавших тогда же – убежден автор еще одной книги, представленной недавно в Кировограде. Краевед из Александровки Иван Петренко стал первым, кто вслух, языком официальных документов и свидетельств очевидцев, заговорил о трагедии тысяч уроженцев тогдашнего Зиновьевска, а ныне Кировограда, и окрестных сёл. Его книга «Отобранная жизнь (Раскулачивание на Кировоградщине)», изданная Кировоградским областным отделением поисково-издательского агентства «Книга Памяти Украины», и свидетельствует, и обвиняет.
Свидетельствует о тех, кого за плоды горького труда на собственной земле лишили права жить на родине, работать для своей семьи и обрекли на скорую или – и того хуже – медленную и мучительную смерть. Обвиняет тех, кто, упиваясь собственной безнаказанностью и властью, глумился над женщинами, издевался над стариками, мучил детей, мародёрствовал и выслуживался.
«При раскулачивании жителя села Губовка Компанеевского района сельский активист – комсомолец Григорий Антонович привязал собственными руками старика за ноги к коню и потянул к речке. Товарищи по комсомольской ячейке с хохотом помогали тыкать старика в прорубь.
В сёлах Булановка, Гаивка, Лозоватка, Новогригорьевка близ Зиновьевска местные активисты Сухоребренко Т., Дегтяренко Оксана, Довгий А., Сухоребренко В., Яровой М., Катеринич Н., Грешнов И. и другие в сильные морозы хозяев раздевали, заставляли прыгать в прорубь, опускали в колодец – “купали”, цепляли людям на спины плакаты, катались на “кулаках” верхом, избивали их.
В селе Хмелевое Маловисковского района при раскулачивании хозяйства Свирида Бабенко его детей коммунисты выводили на мороз, привязывали к столбу, требуя, чтобы те признались, куда отец спрятал хлеб. В 1931-м году было раскулачено хозяйство Ф. Буртянского, дома оставалась лишь жена с 5-месячным ребёнком. (…) Один из комсомольцев схватил ребёнка, бросил его о землю… А жену схватили за руки, скинули с неё пальто и всю одежду и выпихнули из хаты – иди куда хочешь. (…) Ребёнок вскоре умрет – у него были отбиты внутренние органы».
Это – душераздирающие свидетельства очевидцев раскулачивания на территории нынешней Кировоградщины, лишь отдельные эпизоды из множества материалов, собранных известным краеведом. Об особенностях работы над уникальным изданием, современной трактовке «антикулацкой» политики советской власти и возможностях восстановления исторической справедливости – наш разговор с автором книги Иваном Петренко.
— Иван Данилович, как проходил процесс раскулачивания в нашей области?
— Согласно директиве тогдашнего правительства, раскулачиванию подлежали пять процентов всего сельского населения Украины. Но фактически этот процесс приобрёл такой размах, что в некоторых сёлах кулаками объявляли (со всеми вытекающими последствиями) каждого третьего жителя! Это клеймо было крайне опасным и зачастую означало смертный приговор его носителю. Кулаков обязательно лишали жилья, земли, реманента, утвари, продуктов питания, одежды… Таких людей непременно выселяли с прежнего места жительства. Это были кулаки так называемой второй и третьей категории, людей из первой арестовывали и либо расстреливали, либо бросали в концлагеря. В феврале в Зиновьевском округе последних было около четырёх сотен – они были либо убиты, либо высланы. Кулаков второй категории начали депортировать в большевистские гетто – около девяти тысяч семей. В марте всех их отправили или в Архангельск, или за полярный круг, на наименее пригодные для проживания земли. Жильём служили курени, покрытые хвоей и присыпанные землёй, кухонь не было вообще. Съестные припасы разрешалось взять только из расчёта на три недели. Кулацкие семьи третьей категории подлежали выселению в пределах Украины, даже в тех же районах. Однако единственным видом жилья для них были землянки, при обустройстве которых запрещалось использовать любые строительные материалы. Понятно, что, лишенные припасов и земли, они в основном погибли… Была ещё такая категория, как кулаки-экспертники или кулаки-плановики. Таковыми у нас было объявлено около пяти тысяч. Власть доводила им планы по сдаче зерна, причём по принципу «чем больше, тем лучше». В конце концов, крестьяне не справлялись с непомерными поборами, и их объявляли саботажниками. Как правило, глав таких семей арестовывали и сажали в тюрьмы, а их родственников отправляли в ссылку… Мне удалось найти и поместить в книгу, без преувеличения, шокирующие цифры: в 15-ти районах Зиновьевского округа, который стал одним из пяти «экспериментальных» в процессе раскулачивания и коллективизации, за пределы Украины по спискам райисполкомов должно было быть выселено сначала 6750 семей, затем ОГПУ добавило ещё почти две с половиной тысячи. По тогдашним нормативам средняя семья числилась из четырёх человек. Таким образом, почти сорока тысячам людей был фактически подписан смертный приговор. К 10-му марта 1930 года в ссылку успели отправить почти восемь тысяч человек, из них три с половиной тысячи – дети!
Из докладной записки старшего инспектора наркомздравоохранения Ивицкого, старшего инспектора НКВД Крыжевского 20 марта 1930 года: «Многие пункты расселения непригодны для проживания (…) Бараки объемом 720 кубометров имеют только по две железные печи, греющие разве что трубы (…) Пола нет совсем (…) Еда приготовляется на улице, кухонь нет (…) Медицинского обслуживания на периферии почти нет (…) Два детских трупика лежали среди живых больше суток (…) Норма в 1300 калорий – когда человек живёт, медленно проедая запасы жира в собственном теле (…)»
— Как известно, основная часть исторического материала, касающегося тех трагических событий, долгое время находилась в архивах КГБ, а затем – СБУ. У вас была возможность работать в архивах нынешней Службы безопасности?
— Дело в том, что архивы спецслужб переданы в Государственный архив Кировоградской области, в том числе и личные дела кулаков, которые были реабилитированы. Однако есть достаточно материалов (и я с ними знакомился), которые находятся вне ведения СБУ как бывшего КГБ. Это, как правило, переписка партийных функционеров, органов советской власти, постановления так называемой бобринецкой тройки, которая определяла судьбы местных кулацких семей… Но наиболее ценным источником я считаю папку Зиновьевского окружного комитета партии, в которой находятся совершенно уникальные документы, касающиеся раскулачивания. В том числе и инструкции для работников ГПУ о том, как действовать во время раскулачивания. Так, приходить в усадьбы людей, объявленных кулаками, нужно было ночью или рано утром, причем в пределах одного села ко всем одновременно. При этом в крестьян можно было стрелять, и даже в тех коммунистов, которые проявляли излишнюю мягкость по отношению к «врагам». Специальные отряды были вооружены пулемётами «Максим», станковыми пулемётами, винтовками Токарева. Чекисты на раскулачивание ездили на автомобилях, вооруженные гранатами… Чтобы не допустить массовых протестов крестьян, существовали специальные конные отряды милиции… Кроме того, органами ГПУ были определены станции, откуда раскулаченные отправлялись в ссылку – Людмиловка, Шаровка и Шестаковка. Людей держали в пакгаузах, а затем грузили в эшелоны – по 44 вагона в каждом. На север эти эшелоны двигались со скоростью 18-20 километров в час. При этом паровозы останавливались для заливки воды чаще, чем людям давали еду и питьё… В этой же папке я обнаружил и акт, согласно которому около двух десятков документов по раскулачиванию подлежали уничтожению в декабре 30 года.
— Надо понимать, в Заполярье до сих пор живут потомки наших бывших земляков? Вы выходили с ними на контакт?
— Действительно, потомки выселенных уроженцев Зиновьевска и окрестностей до сих пор проживают там, куда однажды депортировали их отцов и дедов. Я в этом совершенно уверен. В своё время я работал в Александровской райгосадминистрации, и нам пришло письмо из Коми АССР. Его автор, дочь раскулаченного, обращалась к нам по поводу возвращения имущества, изъятого у её отца, и сообщала о соответствующем решении комиссии по месту её жительства…
— Может, в том числе и поэтому тема раскулачивания до сих пор серьёзно в Украине не поднималась? Ведь компенсации за отобранное имущество, дома и землю стали бы значительной обузой для сегодняшнего украинского государства…
— Думаю, под этот процесс не стоит подводить экономическую базу. Просто невозможно одновременно исследовать два столь серьёзных, масштабных и трагических явления, поэтому сначала нужно было поднять и изучить тему Голодомора – трагедии несколько более глобальной…
— Честно говоря, тема Голодомора, активно продвигаемая нынешним украинским Президентом, у большинства «пересічних» граждан уже вызывает, мягко говоря, некоторое отторжение – слишком настойчиво государство в лице Виктора Ющенко муссирует этот эпизод украинской истории. Возможно ли повторение такой решительной политики и её результата и в отношении темы раскулачивания?
— Такая реакция – печальное свидетельство уровня культуры нашего народа. Почему не вызывает отторжения Холокост? И как могу отторгать тему Голодомора я, когда у меня оба деда и брат отца умерли от голода? Более того, я считаю, что большевистское государство сталинского типа было крайне опасным для людей, жизнь которых зависела от слепого случая… Я уверен – отторжения не может вызывать и тема раскулачивания. Почему? Потому что официальная история, написанная в тридцатые годы, напрочь отрицает эту трагедию. Мы же смотрим на события того времени с высоты прошедшего времени, толерантно исследуем все тогдашние реалии. Почему это должно вызывать у кого-то протест? Эта и следующие трагедии были закономерной расплатой украинцев за отсутствие собственного государства, типичной судьбой колонизированного народа.
— За долгие десятилетия советской истории с её политикой всеобщей уравниловки нас приучили к мысли, что богатым быть стыдно, а достаток неизменно является результатом либо аморальных, либо противозаконных действий. Могут ли люди с такой психологией сегодня понять и принять всю несправедливость процесса раскулачивания? И каким образом можно переломить это убеждение, накрепко застрявшее в мозгах бывших советских граждан?
— Зигмунд Фрейд одним из основных мотивов человеческих поступков называл зависть. И зависть живёт в каждом из нас, более или менее глубоко в душе. И это естественно. Однако между сегодняшними нуворишами и тогдашними «кулаками» — огромная разница. Первые, как правило, нажили своё богатство коррупцией, воровством, обманом. Богатыми ли были вторые? На 1928-й год, когда начался процесс раскулачивания, зажиточных крестьян в украинских селах вообще не было! Судите сами. Сначала – революция с её погромами. Потом – разруха Гражданской войны. Настоящих богачей власть извела на корню ещё тогда – их первыми расстреливали, их грабили белогвардейцы, красноармейцы, банды всевозможных атаманов. И к 1923-му году, когда земли в пользование раздали пропорционально количеству едоков в семье, все крестьяне были равны. Могли ли они на пяти – десяти гектарах земли разбогатеть за четыре года настолько, чтобы быть подвергнутыми столь жестоким расправам? Нет. Конечно, многодетные семьи со взрослыми детьми жили лучше и легче, нежели семьи, утратившие кормильца или имеющие малолетних детей. Поэтому определенная имущественная дифференциация действительно была. Но как она проявлялась? В чём было богатство крестьянской семьи? Конь как средство производства? Лишний тулуп? Объем этого «богатства» измерялся разве что величиной мозолей, числом недоспанных ночей и потом, пролитым крестьянами на земле, которую они ошибочно считали своей… Конечно, была определенная прослойка деградировавших, деклассированных элементов, которые в том или ином виде есть в каждом обществе: сельские бездельники, пьяницы, воры. Сельская община их категорически презирала, но в 28-м для них настало золотое время. Многие из этих изгоев общества были садистами, психически больными людьми, и власть грабила людей в том числе и их руками. Но большинство крестьян отказывались клеймить своих односельчан, объявленных кулаками! Наоборот, им сочувствовали, помогали, передавали продукты, по ним, в конце концов, плакали, хотя и не все. Но это было скрыто, чтобы, не дай Бог, не получить клеймо подкулачника. Мне удалось ознакомиться почти со всеми протоколами собраний крестьян села Бережинка нынешнего Кировоградского района. И только один из присутствовавших высказывался за необходимость раскулачивания односельчан! Поэтому и насаждались всячески зёрна раздора, сеялась зависть, сельскую общину принудительно делили на богатых и бедных…
«Зоя Мефодиевна Борщова, в то время работавшая счетоводом сельхозартели “Воля” Казарнянского сельсовета Знаменского района, оставила в своём дневнике записи о методах раскулачивания: “Подводят под раскулачивание бедняков. Например, Романа Люненко. Активисты ещё и поиздевались над ним: заставили босиком танцевать на снегу. Унижают также бывшего батрака Семена Назаренко за то, что указывает на бесхозяйственность в артели “Победитель”. Раскулачен бедняк из бедняков Гарбуз Василий. Кто не хочет идти в СОЗ (совместная обработка земли. – Авт.), того делают кулаком…Кто требует оплату за трудодни, тому шьют “куркульство”. (…) Честных людей раскулачивает бандота!” В дневнике также рассказывается о такой форме издевательства над крестьянами, как литьё воды за ворот на морозе».
— Как вы относитесь к идее восстановления исторической справедливости? А именно – необходимости и возможности возврата или компенсации утраченных земель, недвижимости наследникам раскулаченных?
— Европейские страны похожие вопросы уже давно решили. К примеру, правительства прибалтийских стран (как пример, наиболее близкий нам) приняли решение вернуть всё имущество, недвижимость и земли тем, у кого они были отняты в тот период. Помнится, даже известная актриса Вия Артмане вынуждена была выехать из своего роскошного дома, потому что его решили вернуть прежнему владельцу. Действительно, для неё это была трагедия. Или другой пример. После депортации крымских татар на эти земли приехали другие люди, за шесть десятилетий создали определенный уклад… Вопрос действительно очень сложный, но нужно восстанавливать историческую справедливость, искать компромиссные решения.
to update.Вообще-то,я обратил внимание на любознательность Olega.Это всегда интересно и потому не удержался ,написал комментарий.Ваша точка зрения-мнение человека,которому уже все ясно.О чем тут спорить?Статью прочитал,но новых открытий для себя не сделал.С цитатами нужно уметь работать.У Ленина,например,более 10 определений диктатуры пролетариата.Но каждое освещает разные грани этого явления.О кулаках,вообще крестьянстве,-читайте "Развитие капитализма в России"т.3,того же автора.Википедия-не самый лучший источник в данном случае.Я понимаю Ваш украинский,но мой родной язык,который запрещают сегодня более100 нормативных актов,русский.Он родной язык многих граждан этой страны.Коллективизацию я назвал трагическим событием.Разумеется,оно должно быть изучено,как голод 30-х.Но вот закон про Голодомор,недавно изданный,устанавливает юридическую ответственность для тех,кто публично выразит несогласие с подобной точкой зрения.То есть ,будет говорить о голоде,но не о геноциде.Как,например,Марк Тауберг,ученый из США или Данилов-специалист по истории крестьянства..Вам,кстати,удалось прочитать хотя бы один документ об этой трагедии,в котором сформулирована цель уничтожения людей по национальному признаку?Даже Кульчицкий такого не обнаружил.Что касается автора,то речь шла о том,насколько он осознает ту политическую конъюнктуру,которая сложилась сегодня в Украине.Ведь "танцы на костях"-не мой неологизм.
Шановний коментатор alex!
Ви хоч статтю читали перед долученням до обговорення?
Як Ви ще будете жонглювати історичними «опрєдєлєніямі», коли на основі записаних свідками тих подій фактів краєзнавець з Олександрівки Іван Петренко в цій статті (саме його книга-дослідження «Відібране життя» стала приводом для піднятої теми в газеті, якщо не знали) одразу ж спростовує ваше «опрєдєлєніє»: «…Подводят под раскулачивание бедняков. Например, Романа Люненко…» НЕ полінуйтесь, зазирніть хоч на мить в історію Кіровоградщини і всієї України.
До того ж і я на початках обговорення подав цитату Леніна, щодо визначення «кулака». Перевірте через Вікіпедію правдивість його слів чи все, що починається українською мовою Ви автоматично «не бачите»??? Чи «не бачите» бо не розумієте української?
Певно і родичів, які в муках і стражданнях гинули від «мудрої політики» вождів у Вас теж немає, що і ставить Вас у обговоренні на такі ж позиції у цьому питанні, як коментатори Гудвин, Василий…
ДО чого тут Ваше "…одностороннее рассмотрение, санкционированное властями…"? Невже українці не мають права досліджувати трагічну минувшину землі, на якій зростали їхні предки? Чи дослідник взявся за тему виключно через санкцію держави? Ви цього не зрозумієте, адже, певно, не маєте за ким поставити свічку. І багато хто і з українців цього не розуміють, адже їм простіше бути СЛІПО-ГЛУХО-НІМИМИ ХОХЛАМИ БЕЗ РОДУ І ПЛЕМЕНІ, які будуть тієї національності, якими простіше пристосуватися до життя де б то не було і говорити тією мовою, яка більш «понімаємая» у будь-якому і нашому приниженому теж ОБХОХЛЯЧЕНОМУ СУСПІЛЬСТВІ з відповідним приниженим обхохляченим менталітетом, котрий на протязі всієї історії формували у нас сусідні і «братні» держави-метрополії, позбавляючи власних корінь і історичної памяті.
А щодо «танцев на костях», то не такій людині як Ви судити про це – ВИ на це не маєте жодного морального права. Ви чи не є українцем, чиїх предків системно винищували в ті часи в тій кривавій імперії, чи є класичним дитям радянської ситеми – КОСМОПОЛІТОМ-нomosoveticus(ом), людиною всесвіту без корінь і національної самоідентифікації, перекотиполем у котрого батьківщина там, де йому добре.
ЧОМУ, ЯКЩО ІСТОРІЯ НЕ В МОСКОВСЬКІЙ ТРАКТОВЦІ, ТО ОДРАЗУ Ж ВОНА ТАВРУЄТЬСЯ, ЯК «ФАЛЬСИФІКОВАНА»??? Що Ви маєте на увазі під «всестороннее изучение проблемы»? Інсталяція туди радянської пропаганди, яку зараз жорстко взяла на озброєння і відстоює остання класична імперія у світі РФ в особі офіційної вищої влади, не цураючись економічним і політичним тиском для «правільного» коригування історії і державного курсу в цілому сусідів???
Що у Вашому розумінні «национал олигархическое государство»??? Держава, в якій зі 100 найбагатших людей лише 2 (два) за національністю українці. А весь народ за «копійки» рабськи прислуговує їм усім у власності котрих заводи пароходи, ТВ канали, газети і журнали, саме їхні фінансові ресурси формують всю вертикаль виконавчої влади в державі??? А ті ж «українці» зі сформованою хохляцькою ментальністю нічим не «ближчі» своїм «по крові». І ЦЕ Є НАСЛІДКОМ специфічного ІСТОРИЧНОГО ШЛЯХУ, коли наші предки у складних історичних умовах, щоб вижити мусили гнутися і прогинатися з віку у вік, щоб вижити – СТАВАТИ ХОХЛАМИ-«ПОКРУЧАМИ». Але РАДЯНСЬКА СИСТЕМА З ЇЇ МЕТОДАМИ РОБОТИ «есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемі» дуже серйозно НАДЛОМИЛА «УКРАЇНСЬКИЙ ХРЕБЕТ». В результаті ми цураємося своєї історії, культури, мови, традицій… піти на «Фортечні вали» для вшанування змучених-замордованих предків, кінець-кінцем, поставити свічку на спомин безневинно зморених голодоморами, колективізаціями, репресіями…
Я бажаю Вам добра і мудрості, щоб життя не карало ні Вас ні близьких за озвучувані антилюдські позиції. Це наруга над їх світлою пам’яттю безневинно убієнних страшними смертями…
Василию. Эмигранту.
Вы хоть сами верите в бред о поддержке фашистских движений и т.п. в Украине?
В России действительно актуален вопрос фашизма.
Уверен, что лучше пусть спецслужбы занимаются подготовкой документов в суд по Голодомору, чем как Ваши спецслужбы подрывают жилые дома, да и авария поезда тоже не без их участия произошла.
Я не говорил,что записанные свидетельства-ложь.В советское время коллективизация также рассматривалась как трагическое событие,хотя бы в целях преодоления культа Сталина.Кто учился,тот знает.Другое дело-всестороннее изучение проблемы.Ее одностороннее рассмотрение ,санкционированное властями ,выдает истинную цель-апологию национал олигархического государства.Причем сам краевед может и не осознавать этого.Любой факт концептуально нагружен.
Юстас — Алексу
Научное определение кулака… Сильно сказано. Да, согласно той исторической науке, которая была до недавно, все абсолюно верно. Но та наука ослуживала власть придержащих тогда. И эта, сегодняшняя тоже необъективна, как Вы справедливо заметили. Она тоже грешит. И сильно.То же идеализирует некоторых, так называемых "борцов за свободу". Называя героями отрковенных уголовников, головорезов.
Но увы, в статье написана правда, как ее помнят те кто пережил то страшное время.
Я дал определение кулака которое существует в научной литературе.История сегодня служит самоидентификации незалежности.Поскольку она разочаровывает,то начались "танцы на костях",то есть фальсификации.Есть даже закон,устанавливающи
Для Алекса:
Это те кто работал от зари до зари — мироеды и эксплуататоры. А тунеядцы и алкоголики нацепившие комсомольские значки — передовая часть рабочего класса?!
Посмотрите вокруг: Сейчас ничего не изменилось. Так все и продолжается!
Бывшие партийные работники сейчас стали — "крепкими хозяйственниками". И что делается с экономикой?
Что делает с городом наш "пламенный коммунист мэр? Назовите хот что-то хорошее? (Кроме того, что подписался на камне перед мерией?).
А что хорошего сделал для Украины парторг (именно парторг, а не директор, причем такой с которым ползавода не здоровалось) Южмаша Кучма?
При всей моей не любви к националистам (поскольку в УПА было все не так красиво, как нам сейчас преподносят, кто не верит спросите пожилых выходцев с Западной Украины) update прав. Корни наших проблем там, еще в прошлом. Наше не очень радужное настоящее это продолжение вот такого, леденяще ужасного нашего прошлого. Такого, которое, наконец-то, через 77 лет описано правдиво. Чему пример эта статья.
Для того, чтобы быть справедливым, дорогой Алекс, замечу, что в вашем комментарии содержится другая очевидная истина. Та которая актуальна сейчас. Если строить памятники жертвам голодомора и нечего не делать для ныне живущих — то нас ждет еще более мрачный прогноз. Миллионы вбуханы в памятник. Кто-то получил выгодный заказ. Кто-то отмыл кучу бабок. Кто-то на этом пропиарился. Кто-то стал ближе к президенту. А в это время наши современники умирают от туберкулеза, спида, наркотиков, отсутсвия лекарств и просто от голода.
Прониклива стаття для думаючих читачів. Цікаво, що з цього приводу можуть сказати наші постійні дописувачі, які тут щоразу влаштовують агітацію за повернення в золоті часи життя в СОВКУ?
Лучшая статья последнего времени , коментарии БРАВО, ….спасибо.
Oleg.Вы правильно поставили вопрос о том,кто такие кулаки.Но слишком доверчиво отнеслись к трактовке понятия,данного updute.На самом деле,кулак-собственник земли и средств производства,эксплуатирующий наемный труд.Поэтому среди них были предприниматели и "мироеды"Далее-без мифов
"Мятеж не может кончиться удачей! — Когда он победит — его зовут иначе!"
Ещё добавлю, по теме статьи.
"За несколько десятилетий всеобщей уравниловки у советских граждан воспитали твёрдое убеждение в том, что богатым быть стыдно"
А сама — то Оксана как думает ? Это нормально, когда наёмник вынужден за 1600 гривень стоять за станком и работать на капиталиста, который полачает в десятки раз больше ? Ведь мы, как я писал, плывём в ОДНОЙ лодке ! Скажите, какая была разница в зарплате простого работяги и директора крупного предприятия ? Даже у майора было около 500 рублей советских в месяц. У работяги 200 руб. А что сейчас имеем ? Капиталист присваивает себе половину и больше общей прибыли. Нормально ? Ведь предприятие, как я уже писал — общая лодка, в которой плывут и рабочий и капиталист. И мне совершенно не нравится симпатия моей любимой газеты к эксплуататорам ! Впрочем, и любовь зачастую основана на иллюзиях…
Теперь понимаю, что был не совсем прав насчёт раскулачивания… Значит, раскулачивали даже тех, кто не пользовался наёмным трудом. Печально. И говорить об этом нужно и об искусственном голодоморе тоже. Евреи чуть что — кричат :антисемитизм, нарушение прав человека и т.п. А украинцы чем хуже евреев ? Теоретически — ничем.
Гудвин — пять баллов! Господа, страну надо строить, а не за 50 гривен на майданах сопли глотать… Провести мятеж — много ума не надо, главное довести содеянное до конца! В вашем случае, не поддерживать фашисткие движения и трясти горем у всех на глазах, а реально вести интеграцию в Европу и Россию. Посредники всегда имеют больше прибыли, нежели прочие участники процессов. Пример надо брать с евреев, они о Холокосте не орут на всех углах, а чтят память погибших и заставляют уважать память эту других.
Честь имею. Василий. Эмигрант.
РФ, Москва.
Ирдатому: а ви хто є за національністю? Якийсь ваш "нейм" не український.
В продолжение предидущего автора скажу, что если бы в присутствии еврея кто-то начал говорить: "сколько можно писать об этом холокосте", то это однозначно было бы расценено как оскорбление, проявление недружелюбия и антисемитизма. Я уже не говорю о том, что ни один еврей никогда такого не скажет.
Ни одному чеченцу, ингушу или крымскому татарину не придет в голову говорить: "сколько можно писать о депортации?"
Я не знаю точно сколько процентов украинцев, но по-моему большая половину раздражает тема голодомора и раскулачивания. Вот так то.
Просто шокований коментарями деяких читачів, особливо такого,як Г у д в и н. Ви хто є за національністю???
Славику:
Шановний обговорював!
Зізнаюся., що не цікавився відносно заходів щодо холокосту в Ізраїлі, але по світові про нього іудеї говорити-нагадувати не соромляться. ЩО ж до Ізраїля, то впевнений, що при бажанні і навичках орієнтування в мережі Інтернет Вам неважко буде зібрати необхідну інформацію.
Тепер до України. Такий китайський мудрець 6 ст. до н.е. як вчитель Кун (Конфуцій) говорив: «КОЛИ ЗАКЛАДЕНЕ КОРІННЯ, ТОДІ НАРОДЖУЄТЬСЯ ШЛЯХ». Зважаючи на те, як коріння «виривали» у наших дідів-прадідів (стаття лише частинку їх нищення розкриває) і наявний результат у нашому теперішньому менталітеті (МИСЛЕННЯ — ОСНОВА всіх ПРОБЛЕМ — опускання до ментального рівня хохла), за умов усвідомлення Ющенком «українськості» потенційних кандидатів, то і піднімає на найвищий державний рівень вшанування пам’яті безневинно зморених голодом наших дідів на найродючіших землях світу. Після нього ініціаторів розгляду таких національних історичних трагедій, незручних для сусідньої і останньої класичної імперії у світі Росії просто не буде.
Ця трагедія була спільною для всіх заселених українцями земель від Кубані і до Збруча окрім до т.зв. Західної України, яка на той момент перебувала у складі Польщі. При всіх помилках-недолугостях в діяльності нашого президента, намагається він дивитися у корінь існуючих проблем, а корінь їх у нашій свідомості – ВІДСУТНІСТЬ У УКРАЇНЦІВ САМОПОВАГИ (П.Куліш: «Народе без пуття, без честі і поваги…») до себе і собі подібних, до власної історії, культури, мови… до усвідомлення себе нацією.
Звідти ж і приказки: «Моя хата скраю, нічого не знаю», «Де два українця – там три гетьмани», «І сам не гам і іншому не дам», «Як не з’їм, то понадкусуюю», «Нацарюю 100 рублів і втічу»…
А тепер до ще одного коментатора Г у д в и н:
Вибачайте з грубість, а хочте ні – ВИ НИЦА ОБМЕЖЕНА МОРАЛЬНА ПОТВОРА.
І ще одне – перед тим, як писати коменти до статті, майте розуму хоч її прочитати
Бажаю вам добра і мудрості, якої б ви національності не були і як би ненавиділи Ющенка і повернення корінь народу, який зріс на цій землі.
Olegу
Про раскулачивание – у моего прадеда было много детей, жили бедно, после революции землю давали на едока, потому семья получила много земли, со временем завели лошадку, корову. При раскулачивании записали его в "кулаки", потому что имел много земли. Старшие сыновья были женаты, но жили все вместе. Прадеда "раскулачили" и всю семью выселили, отобрали все: дом, инвентарь, одежду, что получше и приказали убираться из села. Они уехали в Донбасс, сыновья работали на шахте, а прадед был уже старый, потому с женой поселились в небольшом селе, где вырыли землянку и в ней жили, От такой "счастливой" жизни, в сырой землянке, через пару лет прадед умер, а за ним и прабабушка. "Красные" после революции дали землю, а потом сами же и отобрали землю, вместе с домом.
Какой наемный труд, сами пахали от зари до зари. А раскулачивали селян – активисты, тунеядцы и алкоголики.
Ющ уйдет и вся эта фигня, никому не нужна будет! И быть может начнем заниматься реальными делами,которые действительно нас обеденят,а не скелеты всякие со шкафов,да никрофилиями по УТ-1…
А вот мне интересно, в Израиле точно такая же политика относительно холокоста. Они што тоже каждый год ПУБЛИЧЕСКИ произносят реч, так же устраивають день траура, и по всем каналам ТВ крутят как растреливают евреев, показывают тех у кого убили когото из родни, публично обвиняют гитлеровскую Германию за все это.
Я хочу сказать по поводу отвращения к Голодомору, как сказал автор, это не отвращение — это непонимание. Я не понимаю зачем было строить за 80 милионов
памятник, не понимаю почему каждый год (во время правления Ющенка) ПУБЛИЧЕСКИ , по всем каналам выступает Ющенко и говогрит какие-же мы нещасные, какое ж горе случилось. Вот например проводки (следущая неделя после Пасхи) мы все поминаем погибшых родствеников. Но почему в этод день не обявляется траур,
почему не выступает Ющенко со своей трогательной речью, почему нихто не расказывает как унего умерли мама или папа.
Я думаю что в день Голодомора каждый зажжот свечу, каждый помянет погибшых в 32-33гг. НО про себя, своей семьей. Не публично.
Если такое определение кулака, как вы написали, тогда печально, конечно… Кусок земли, конь, твои руки и ноги — это то, что дал человеку Бог. Но ты, собака, не имешь морального права наемному работнику платить меньше, чем себе.
А что сейчас имеем ? Капиталисты платят рабочему, скажем 1500 гривень в месяц, а сколько себе — коммерческая тайна. И это несмотря на то, что предприятие, фабрика — это одна "лодка" в которой плывут и рабочий и капиталист…
Когда я говорю на эту тему с трудягами, они горько шутят : не возлюби своего ближнего, а возе….. своего ближнего — вот принцип современных капиталистов.
2 oleg
Учасник обговорення oleg!
Коли Ви маєте бажання прокоментувати статтю, то як мінімум необхідно бути обізнаним в питанні, а не за джерело використовувати роками інстальовану у свідомість пропаганду і в результаті "Насколько мне известно". Утакому випадку тримайте таку думку при собі, щоб не виявляти свій рівень знань і розвитку.
Ось наприклад одне з визначень цього поняття самого «дєдушкі», хоч він в певні часи і по-різному його виводив:
"кулак": всякий крестьянин, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наемного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора, кулака, спекулянта.
[Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 447, 501, 59]
При розкулачуванні під цю категорію «підводили» всіх самостійних селян-господарників, котрі не бажали йти в колгоспи. Хочте повірте, а краще – перевірте, які абсолютно не використовували найману працю. Були у тебе засоби для самостійного ведення господарства – кінь, рідня для обробітку, земля (яку, до речі, більшовики селянам на початках становлення їхньої влади і обіцяли)… засоби виробництва взагалом – це вже вирок.
А в підтвердження висловленого слова ката наших дідів тов. І.В. Сталіна:
«Чтобы вытеснить кулачество, как класс, надо сломить в открытом бою сопротивление этого класса и лишить его производственных источников существования и развития (свободное пользование землей, орудия производства, аренда, право найма труда и т.д.).
Это и есть поворот к политике ликвидации кулачества, как класса. Без этого разговоры о вытеснении кулачества, как класса, есть пустая болтовня, угодная и выгодная лишь правым уклонистам.
[И.В. Сталин «К вопросу о ликвидации кулачества как класса»]
Уважаемая редакция ! Я пока точно не знаю, как вы относитесь к этой теме — эксплуатация человека человеком. Вы пишете, что одни семьи были бочаче, потому что у них было много детей, живые отцы. А у других не было отца (погиб, умер), поэтому они были беднее. А так ли это на самом деле ? Насколько мне известно, те, кого называли кулаками, использовали труд наёмников. Ну, неофициально, конечно. Вот это и есть самый главный момент — правильная оплата наёмного труда. Если ты, сволочь, платишь наёмнику, скажем 10 %, а себе оставляешь 90 %, то разве ты не заслуживаешь расстрела ? Ведь это противоречит высоким моральным нормам. Да и христианским принципам противоречит. В самом деле, нарушается принцип : поступай со своим ближним так, как если бы ты хотел, чтобы с тобой поступали.
Богатые смотрят через свою "призму", а те, кто вынуждены быть наемниками — через свою. А Вы Оксана, через какую призму смотрите ?
содержимое поста удалено за хамство
от администрации сайта — предупреждение автору
Поздновато все получило огласку. Практически всех, кто это помнит, уже нет в живых.
Обгрунтовано-правдиво, відверто і повчально написано.
"…нужно восстанавливать историческую справедливость, искать компромиссные решения".
І при цьому мужньо зносити шалений економічнj-політичний тиск і систематичні приниження з боку держави, керівництво котрої вважає і переконує своїх громадян (і наших теж), що української національності не існує (а є один народ), а Україна — це держава-вигадка, територія без власної історії. При цьому найменші рухи у відновленні власних корінь сприймаються як особистісні державні образи і підступний "вплив Америки" задля відриву від "ІСТИННИХ КОРІНЬ і БРАТНЬОЇ ІСТОРІЇ" написаної у Москві за періоду совєтів. «В назяданіє» одразу ж отримуємо повчально-економічні методи коригування державного курсу і «правільной історії». Окрім цих болісних впливів системно ведеться тотальна антиукраїнська інформаційна війна не лише у самій сусідній державі, а й у нас, при надслабкій розєднаній, міжусобно ворогуючій нашій владі, що активно заохочується і спонукається сусідкою. Хоча спірне ще питання наскільки вона "наша" ця влада, зважаючи на національність і космополітичність "українських" політиківі і олігархів і мутований менталітет до рівня "ХОХЛА" самих українців – МОЯ ХАТА СКРАЮ, НАЦАРЮЮ 100 РУБЛІВ І ВТІЧУ, БІДНІ БО ДРУНІ І ДУРНІ БО БІДНІ…
І саме у них у власності заводи і пароходи, ТВ канали, газети і журнали, саме їхні фінансові ресурси формують всю вертикаль виконавчої влади в державі.
А до цієї внутрішньо-підривної роботи за надскладного проходження зміни економічніої формації, зі всіма соціальними наслідками на цьому етапі, активно державою-сусідкою фінансується широка громадська і політична антидерждавна діяльність.
ОТ В ТАКИХ УМОВАХ І ВОССТАНАВЛІВАЙ ІСТОРІЧЄСКУЮ СПРАВЄДЛІВОСТЬ.
И после этого коммуняки мечтают вернуться во власть? Не выйдет, гражданин Симоненко и остальные!
Статья и правдивая, и поучительная, своевременная.
Очень хорошая статья. Именно так все и было, по рассказам очевидцев.