6 августа исполнилось 60 лет со дня рождения одного из талантливых, а может, и единственного из самых талантливых скульпторов Кировоградщины, Виктора Васильевича Френчко. Да, надо признать, на данное время он действительно единственный с академическим образованием профессионал на нашей земле. Когда он работает, взгляд его голубых глаз становится острым и проницательным, движения — точными и выверенными, и сам он похож на неприступную скалу. Все остальное время – открыт, доступен, дружелюбен. И недаром на персональную выставку юбиляра, организованную в областном художественном музее, в этот день пришло столько почитателей, коллег и друзей.
Творческая личность предполагает аудиторию. Творческое развитие предполагает общение, понимание. Все это скульптор Виктор Френчко нашел на кировоградской земле. С 1973 года он поселился здесь и работает, не покладая рук.
А руки у него – любо-дорого посмотреть – руки настоящего мастера. Руки и скульптора, и каменотеса, и… художника. Поэтому практически каждая его работа, будь то барельеф, горельеф, скульптура или памятник, отличается портретной достоверностью и оригинальностью художественного исполнения. Говоря словами известного кировоградского краеведа и литератора Александра Чуднова, мастер всегда старается детально изучить и затем запечатлеть характер того, кого он «спасает от Вечности». Ибо, как считает А. Чуднов, Вечность – по отношению к нам – абстрактна, иллюзорна, безжалостна, а тем паче – разрушительна.
Работы Виктора Френчко всегда были востребованы. Еще с приснопамятного советского периода он – дитя времени – откровенно работал и на него, то есть на то время, с его четкой идеологической установкой, и на высокое профессиональное искусство, точнее на тот образ, который формировался в его по сути свободном от догм творческом сознании. В этом ряду представлены люди разных эпох и поколений. Это Александр Мациевич и Анна Ахматова, Надежда и Арсений Тарковские, Александр Пашутин и Владимир Винниченко, Виталий Цыпин и Валерий Гончаренко, многие и многие, более или менее знаменитые люди, оставившие по себе добрый след на этой земле.
Его работы всегда были немного отличнее от принятых канонов, человечнее, даже в самые застойные времена. Известный кировоградский журналист и краевед Юрий Мативос на открытии выставки отметил, что впервые узнал о скульпторе в 1974 году на открытии памятника краснозвездовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. И потому именно, что кто-то сообщил ему, будто Виктор рискнул в скульптурной композиции изобразить себя.
Нынешние – последних лет – работы отличаются, помимо сказанного, живостью и пластикой характеров, скупой, но точной детализацией исторического времени, а главное – спокойным отношением к тому, сколько и когда ему за них заплатят. В этом смысле читателям будет интересен отзыв киевского искусствоведа Ирины Сикорской.
— Настоящему мастеру настолько тяжело жить в провинции, насколько и легко. Тяжело потому, что он лишен общения со столичными мэтрами, лишен возможности выставляться, а следовательно – получать заказы. Легко потому, что здесь ему никто не может быть конкурентом. И тем, видимо, героичнее с позиции сегодняшних лет и опыта оценивается такой мастер в провинции. В нашей Отчизне, возможно, много и удачливых, и талантливых, но таких, как он, Виктор Френчко, нет. В своей нише он неповторим.
Наташе. Спасибо. Я вообще скоро буду читать только "Народное слово". С такими авторами УЦ становится неинтересным изданием.
Марине. Человек, как оказалось действительно очень интересный и талантливый. Значительно лучше его расскрывает интервью Людмилы Макей в "Народном слове" за это же число.Такими людьми надо гордится.Почитайте. я получила удовольствие.
Жаль, что об интересном человеке такая скучная статья с избитыми штампами: "похож на неприступную скалу", "руки настоящего мастера", "люди, оставившие добрый след" и т д. И абсолютно ничего, кроме краснозвездовского мемориала, о работах скульптора — а это самое интересное! Общие слова и фразы. А в чем же уникальность личности скульптора — мы так и не узнали.