Приезд Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину вызвал неоднозначную реакцию. Мнения по поводу визита святейшей особы не только среди простых верующих, но и в СМИ высказывались прямо противоположные. Некоторые говорили, что сюзерен приехал на вассалов посмотреть, что Московия опять на независимость нашу таким образом посягает, никак успокоиться не может. Другие смаковали протестные настроения и, затаив дыхание, ждали: «Подерутся или не подерутся? Покажут украинские националисты свое “фэ” или силенок не хватит?», иные же обсуждали стоимость облачения и аксессуаров патриарха. Но все это, увы, лежит в плоскости политики, и очень жаль. Потому как духовное, искреннее, чистое, вера, молитва ну никак не должны быть орудием информационной войны.
Эти мнения с политической колокольни, да еще так часто тиражируемые в СМИ, до глубины души обижают, оскорбляют простых верующих, для которых приезд Кирилла стал самым что ни на есть праздником. Они, тысячи прихожан канонической православной церкви, среди которых было немало кировоградцев, не хотят вникать во всю эту грязь. Они просто поехали к Кириллу за благословением, за радостью, но их-то эксперты от политики о визите святейшего и не спрашивали. Мы решили исправить эту ошибку. Чем для православного человека стал приезд патриарха, какое впечатление на них произвело само действо, как они восприняли единичные провокации приверженцев УПЦ КП, мы спросили у Степана Кашубы, нашего доброго знакомого, который сопровождает паломнические поездки в святые места.
Степан Степанович с группой из 18 человек был в Почаеве 3-5 августа, видел на расстоянии вытянутой руки патриарха, участвовал в крестном ходе и имеет свое, отличное от политиков, мнение об этом без преувеличения неординарном событии.
Он мог бы в Почаевскую лавру и не попасть. Не должен был. Заранее был составлен план паломнической поездки по монастырям и храмам России с 1 по 16 августа, разработан маршрут, набрана группа. Хоть письменное благословение монахов Почаевской лавры у Кашубы есть, он решил еще раз поговорить со старцами на предмет поездки в Россию. И тут столкнулся с достаточно резкой отповедью:
— Как часто приезжает НАШ патриарх в Украину?
— Раз в 18 лет, — ничтоже сумняшеся ответил Степан Степанович.
— Как часто отмечается 450-летие принесения Почаевской чудотворной иконы Божьей Матери на Волынь и 350-летие со дня обретения мощей Иова Почаевского?
— Раз в жизни… — он уже стал понимать, к чему клонят монахи…
Как можно пропустить такое событие? Как можно уезжать из страны, когда именно в это время здесь будет происходить то, за что каждый истинный православный отдаст много и даже больше? Все вдруг стало очевидным:
— Понимаете, мы ехали именно праздновать эти великие даты – юбилей Почаевской иконы, которую еще называют «царскими вратами», и обретение мощей святого Иова. Патриарх Кирилл приехал в Почаевскую лавру как паломник, чтобы вместе с десятками тысяч других верующих принять участие в торжествах, — говорит Степан Степонович.
— Я – русская, — добавляет Ирина Королева, которая тоже была в это время в Почаеве, — это мой патриарх, такое событие бывает раз в жизни. Мне очень повезло, я видела многих священнослужителей, владыку с Урала… Это необъяснимое чувство – побывать в таком святом месте. Получаешь огромное облечение, на тебя снисходит благодать, на душе даже по прошествии времени легко и спокойно…
Старцы говорят: священник дает благословение на год. Епископ – на 10 лет. Патриарх – на всю жизнь… Надо ли еще что-то говорить, объяснять, почему люди со всей страны совершали паломничество в места, где побывал Кирилл?
«Ад трепещет»
Группа кировоградцев (на фото) прибыла в Почаевскую лавру за день до визита патриарха. Каждый час, каждая минута пребывания на святой земле была наполнена глубоким духовным смыслом и радостью. Паломники побывали на месте, где когда-то находилось имение пани Гойской, чье имя неразрывно связано с Почаевской иконой.
…В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Богдана Гойского, бывшего земского судьи. Происходила она из старинного дворянского рода Козинских. В ту пору на Волыни оказался проездом греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в Москву. В конце XVI века, проезжая через имение Гойской, он остановился в ее доме. Анна сердечно приняла у себя именитого гостя, оказывала ему самое глубокое уважение и «всякое угодие». Согласно преданиям, в благодарность за долгое гостеприимство, а, скорее, вдохновленный Небесами, Неофит благословил Гойскую древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял этот образ как заветную святыню в благословение на дальний нелегкий путь, когда ездил к Константинопольскому Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию и всегда хранил ее при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить ее на Волыни у радушной и благочестивой помещицы.
Полученная Гойской икона простояла какое-то время в ее замковой молельне. Но, по рассказам того времени, постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какое-то необычное излучение. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока наконец сама не увидела икону во сне «в великом свете», а потом и наяву. Прошло еще немного времени, и благодатная сила, исходящая от образа, дала знать о себе первыми чудесами. Одно из них – это исцеление родного брата Гойской, Филиппа, от слепоты.
После этого чуда пани уже не решилась держать икону у себя, а, собрав иноков и священников, с крестным ходом и пением перенесла ее на гору Почаевскую и отдала на вечное хранение монахам, обитавшим в тамошних пещерах. С тех пор прошло 450 лет…
Конечно, празднование этой даты не могло не сопровождаться многотысячным молебном и масштабным крестным ходом. Паломники с хоругвями (2 из которых были кировоградскими) и иконами, шли в Почаев 15 километров — вначале по песку, потом по дороге в горку. Погода была хорошая, тучки прикрывали солнце, шагать было не жарко, как-то легко, приятно и радостно. «Когда идет крестный ход, ад трепещет», — любит повторять известное выражение Степан Степанович. Усталости не ощущалось, не мешал ходу и мелкий дождик, который капал где-то в стороне, не задевая идущих. Некоторые даже восклицали: «Видите, как Господь нас любит, погоду хорошую подарил, дождь увел!» Но, как говорится, кого Бог любит, того и наказывает, «чтоб не возомнили себя святыми». Когда оставалось всего километра два до Почаева, «врата небесные разверзлись»: хлынул ливень, загрохотал гром, хоругви приходилось удерживать обеими руками, чтоб их не унесли порывы ветра.
«Показал Господь свое неудовольствие и смилостивился» — шумная стихия через какое-то время отошла в Львовском направлении…Но даже во время дождя паломники шли с радостным настроением, хотя мокрые хоругви отяжелели, а с волос и одежды бежала вода. И когда снова засветило солнышко, хор запел еще громче и мелодичнее, чем до бури.
Степан Кашуба вместе с духовным руководителем кировоградской группы, священником Свято-Преображенского собора протоиереем Александром шел во втором ряду крестного хода. На пути православных то и дело встречались местные жители, греко-католики.
— Вы не представляете, как это было трогательно. Люди католической веры со слезами на глазах становились перед многотысячным шествием на колени и молились. Мужчины, женщины, дети вместе с нами говорили с Богом, их лица были добрыми, одухотворенными. Крестный ход обтекал их, обволакивал, и казалось, мы все вместе, — вспоминает Степан Степанович зрелище, которое видел собственными глазами… Потом он увидит тех же людей, но абсолютно в других обстоятельствах…
В лавре паломники, еще мокрые и слегка потрепанные стихией, присутствовали на освящении часовни, построенной в честь юбилейных дат. Их всех без исключения ждала трапеза, и можно только представить масштабы подготовки к торжествам, чтобы обеспечить сытное горячее многоразовое питание тысячам и тысячам православных…
Благословение Бога
— Мы ждали СВОЕГО патриарха, не патриарха из России, а патриарха всея Руси. Это другое понятие, оно духовно объединяет славян, прихожан канонической православной церкви. Ведь в Почаеве собрались верующие не только из Украины, России и Белоруссии, а приехали люди и из Сербии, Молдавии, Румынии, — говорит Степан Степанович.
…Кирилл опоздал. Ненадолго, минут на 30. На ступенях Успенского собора его встречали епископы, сотни епископов из России и Украины, — такого количества сановных представителей духовенства кировоградцы никогда не видели вживую. Среди них был и архимандрит Пантелеимон, епископ Кировоградский и Александрийский, которому буквально на прошлой неделе был присвоен этот сан, и 94-летний митрополит Челябинский Иов, сам родом из Почаева…
Кирилл поднимался по ступенькам, приветствуя паломников.
— Простое, доброе лицо, уверенные движения, правильная речь, — описывает патриарха Степан Кашуба. – Он хотел прикоснуться ко всем, искренне сожалел, что не может охватить весь многотысячный люд. Ведь считается, что когда благословляет рукой патриарх, то это уже не рука человека, а рука самого Бога.
Слово в слово повторяет эти же впечатления и наша вторая собеседница, Ирина Королева:
— Добрый, очень добрый, теплая улыбка, глаза… Может, я была тогда под впечатлением, но мне казалось, что говорила со святым.
Степан Степанович протянул руку, но Кирилл прошел буквально в двух метрах от него, не успел. Зато 5 других кировоградцев из группы Кашубы получили благословение. Конечно, каждый из них потом рассказывал, что именно на его голове или руке дольше всего держал свою длань патриарх… Ирину Артековну патриарх как раз и благословил. До сих пор она плачет светлыми слезами, когда вспоминает то мгновение…
Несмотря на огромное скопление народа, давки не было. Все располагались свободно, чтобы была возможность во время литургии перекреститься.
— Словами это ощущение не описать. По сравнению с обычной службой — как небо и земля. Это было то, зачем мы ехали, и в момент литургии каждый из нашей группы понял: «Вот почему не надо было уезжать в Россию…»
Во время литургии Ирине Артековне стало плохо. Обострилась и тут же ушла старая болезнь, наступило исцеление, и это – одно из самых больших чудес. Она молилась так истово, было в этих молитвах столько душевного порыва, что Господь просто не мог не услышать женщину…
Кирилл говорил о духовном единении народа, о том, что нас не разделить, не расколоть…
Степан Кашуба видел лица людей во время проповеди. Кирилл их видел тоже. На них были написаны любовь и согласие с каждым словом патриарха. Как триединство Отца, Сына и Святого Духа, как сложенные крестом пальцы во время крестного знамения, так и славянские народы неделимы, и никакой политики в этих тезисах верующие не усматривали, ведь в Евангелии написано: «Бог один, и церковь одна»…
«Геть московського попа»
За день до приезда Кирилла в Почаеве было спокойно. Одна женщина, правда, начала было голосить что-то неуместное, но ее тихонечко вывели, чтоб не портить праздник всем остальным.
Зато потом наш собеседник стал очевидцев совсем иных событий…
Степану Степановичу во время литургии позвонил водитель. Попросил подойти, объяснить, что происходит… Мол, люди какие-то двигаются по направлению к Успенскому собору, одеты странно…
— Я вышел, смотрю — улица оцеплена, в воздухе витает ожидание чего-то. Вдали люди, идет колонной около тысячи человек с красными и черными флагами, в какой-то полуфашистской форме, с символикой УНА-УНСО. Подходят ближе, лица злобные. Несколько человек в первых рядах начинают кричать «Геть московського попа!». Все это шествие – «демонОстрация» — разношерстное, странное…
Каково же было удивление Степана Степановича, когда он в числе «демонОстрантов» увидел тех же людей, которые еще день назад падали со слезами на глазах на колени перед крестным ходом и молились вместе с православными – все те же мужчины, женщины, дети…
— Что их привело сюда? Что за сутки их так сильно изменило? Деньги, посулы, убеждения лидера некой общественной организации, никем не признанной? – никак не может понять наш собеседник. – Я не могу их осуждать, критиковать. Мне их просто по-человечески жаль. Мне обидно за них. Люди не виноваты, виноват тот, кто их в это дело втянул, кто заставил душу променять на политические лозунги. Сразу же захотелось идти в храм, чтоб за них помолиться…
Колонна с криками прошла и остановилась у ворот Почаевской лавры. Внутрь демонстрантов не пустили, «неправильно это, чтоб горстка людей омрачала большой праздник»…
— Понимаете, разница в чем? Они пришли протестовать, а мы – праздновать. Люди заявили о себе, и не надо их осуждать. Я – от рождения, от крещения принадлежу Московскому патриархату. И считаю, что нельзя менять духовника, это неправильно… — говорит Ирина Артековна.
…Уже прошло больше недели, а ощущение благоговения не покидает наших собеседников. Они увидели то, о чем мечтает каждый православный. Прониклись. Запомнили. Прочувствовали. Пусть говорят что угодно, но для тысяч таких, как эти люди, приезд патриарха Кирилла останется одним из главных событий в жизни.
Сынок, всем что-то мерещится. Одним — Кириллы, другим — заказухи. А кому-то — водка с хреном…
Ну вы папа совсем охренели.Кириллы кругом ему мерещатся.Надо меньше пить.
Валентину
Ага, но может быть, все наоборот. В следующем номере опять напечатают "заказ" против РПЦ и будут тихо посмеиваться, читая комменты… А на самом деле обе статьи заказал лично Кирилл.
"УЦ" саму себя высекла.В предыдущем номере обгадили Кирилла. Обозвали десятки тысяч верующих,пришедших получить благословение патриарха,вассалами(наверно отрабатывали заказ).А сейчас пытаются обелиться. Перед "вассалами".
Анне Кузнецовой
Спасибо Вам. На фоне той истерии, которая звучала на протяжении всего пребывания в Украине Патриарха Кирилла, Ваша статья приятное исключение. Хорошо было бы чтобы Вашу статью, особенно ее первые два абзаца, прочитал Геннадий Рыбченков. Ему было бы полезно. При всем к нему уважении порой его злоба против России и всего русского просто зашкаливает и неприятно удивляет.
То есть вы хотите сказать что водочный бизнес и производное от него — алкоголизм это дар Божий? А упрёки в наплевание на духовные принципы это банальная зависть?
Однако повезло Кириллу — контролировать половину табачного экспорта в Россию, имет нехилые квоты на вылов крабов и прочая — неплохой подарок помазанику Божьему.
Самой не смешно?
Я всегда искренне буду уважать и прислушаюсь к монаху живущему в нищете, но соблюдающему принципы веры, независимо от конфесии МП или УАПЦ, или католику, чем буду восторгатся речами такого фарисея как митрополит.
Вы ещё в святого нашего ряженого запишите, Пантелеймона. У него тоже видения Богородицы бывают, особенно перед выборами. Может скоро ещё что нибудь привидится, как никак январь не за горами.
Jesuit, не надо плакать, прочитайте:
Из Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Божественной литургии в Корецком монастыре:
…"В нашей церковной среде, в том числе среди монашествующих, очень многие конфликты произрастают оттого, что кто-то негодует по поводу успеха другого. Вот в тот самый момент, когда возникает такое чувство, нужно вспомнить слова апостола Павла: дары различны — у одного много, у другого мало, один успешен в одном, другой успешен в другом, — но Дух, творец и распределитель этих даров — один. Значит, все мы имеем внутри себя одного Духа. Мы все братья и сестры, мы все одна семья. И на месте зависти должно быть чувство радости, что Господу было угодно создать мир таким разнообразным и каждого одарить своими дарами. И Бог будет спрашивать нас на Суде не о том, большие дары мы получили или малые, а о том, какой плод мы принесли".
Читаю и умиляюсь. Как говорится — я плакалъ. " священник дает благословение на год. Епископ – на 10 лет. Патриарх – на всю жизнь…", " Они просто поехали к Кириллу за благословением, за радостью,".
Читаеш и думаеш — а мозги у вас есть? Неужели вы не понимаете что патриарх так же далёк от православной духовности как земля от Венеры. Неужели такой чистый и духовный человек, который учил милионы верных мог заниматся водочным и табачным экспортом и нести горе в тысячи семей? Несомненно другого применения денег чем покупка дома в Куршавеле у него не было, всем хорошо, нищих и убогих нет. Часы за 30 штук евро — это так мелочи…
Устроили шоу и политпрогандисткий тур и восторгаются.
Мне действительно было смешно, но потом стало грустно.
"Оранжевые" запроданцы выполняют завет Бжезинского : "после развала СССР наш главный враг — русское Православие"