В апреле этого года вступили в силу новые положения, которые регулируют взаимоотношения между заказчиками и органами местного самоуправления и центральной исполнительной власти в сфере градостроения и которые касаются непосредственно получения исходных данных для проектирования, разрешений на строительство и других разрешительных документов. Они кардинально отличаются от предыдущей редакции законодательных документов. О том, как это повлияет на процесс строительства в городах, мы поговорили с начальником инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Кировоградской области Алексеем Кобзаренко.
— Алексей Петрович, насколько кардинально изменились нормы?
— Упрощена система выдачи разрешительных документов для заказчиков в том населенном пункте, где есть разработанная градостроительная документация и местные правила застройки. Но из 1444-х населенных пунктов Кировоградской области только в сорока есть градостроительная документация и соответствующие правила. А если в городах, поселках и селах нет такой документации, то процедура выдачи документов серьезно усложняется.
Законодатель, наверное, сознательно пошел на такой шаг, чтобы вынудить органы местного самоуправления и местные администрации к разработке этих документов.
— Что дают эти документы?
— Прежде всего прозрачность взаимоотношений между застройщиками и местной властью. Публичность решения вопросов о выделении земельных участков, размещения объектов. Даже судя по Кировограду, видим, что отсутствие градостроительной документации приводит к тому, что вопросы о выделении земельных участков рассматриваются по году, а то и два. Получение исходных данных тоже затягивается на годы. Инвестор, который хочет вложить средства и получать прибыль, не может реализовать свои планы.
Мы с облгосадминистрацией договорились о проведении семинаров-совещаний. Такие уже провели в Светловодске, Знаменке, Александрии и Ольшанке. Туда приглашались представители и близлежащих районов. С первого раза сложно охватить все процедурные вопросы, но все же кое-что нам удалось.
Проанализировав вопросы, которые поднимались на совещании, мы пришли к выводу, что в глубинке пошел обратный процесс, если можно так сказать. Построенные объекты можно перечислить на пальцах одной руки, в основном идет процесс разборки помещений. Здания разбираются для повторного использования строительных материалов. К сожалению, этот процесс идет стихийно и приводит к человеческим жертвам.
На местах мы дали разъяснения сельским головам и представителям райгосадминистраций: прежде, чем разобрать строение, необходимо знать, кто его хозяин. Должно быть свидетельство на право собственности. Если такого нет, а здание разбирается, нужно обращаться в органы внутренних дел о факте хищения. Кроме того, разборка должна проводиться на основании решения органов местного самоуправления. Ну и для того, чтобы проводить такие работы, нужны специализированные организации, которые имеют соответствующие документы. Ведь по технологии разбирать здание сложнее, чем строить.
Еще одна проблема: некоторые строения используются не по назначению. Местные власти, передавая здания для использования в целях, отличающихся от изначальных, тоже рискуют нарваться на неприятности. Конкретный пример – несчастный случай в Созоновке. Оказалось, что сельский совет продал и передал здание бывшей котельной под маслобойный цех. В результате нет ни проектной документации, ни разрешений на ввод в эксплуатацию — и три человеческие жертвы. Будем стараться подобные факты предотвращать.
— Инспекция призвана осуществлять контроль все-таки над процессом строительства. Как в этом плане обстоят дела?
— Работаем. Пытаемся решить самую больную проблему – самовольное строительство. К сожалению, этот процесс у нас продолжается. Мы предприняли следующее. Под руководством заместителя главы ОГА Василия Сибирцева будет создан координационный совет, куда войдут представители органов внутренних дел, налоговой инспекции, архитектуры, нашей инспекции и другие. Это будет своеобразный штаб, который призван предотвращать самовольное строительство. Если мы увидим вопиющие факты нарушений, будем приглашать представителей органов местного самоуправления и разбираться, как стало возможным принятие решения, противоречащее здравому смыслу.
Проблем хватает. Например, инспекция устанавливает факт самовольного строительства, штрафует заказчика, есть предписание остановить работу, а заказчик продолжает строить. Материалы или напрямую, или через прокуратуру подаем в суд на снесение строения. Конкретно – угол 50 лет Октября и Героев Сталинграда. Когда подходит время рассмотрения в суде (а мы знаем, как «быстро» решаются дела в судах), заказчик предоставляет все разрешительные документы, которых изначально у него не было. Вот здесь необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие всех служб.
Необходимо выработать систему предупреждения самовольного строительства. Я думаю, что в этом плане мы сделаем очень большое дело. По большому счету, мы не так долго живем, но после нас остаются дети, и самовольное строительство не всегда вписывается в «контекст» окружающего, уродует его, и это надо всячески предотвращать.
— Но ведь зачастую и строительство со всеми документами не менее уродует город.
— Согласен. Довольно часто мы видим, что объект, который имеет все документы, не вписывается в квартал или улицу. Но закон не разрешает нашей инспекции не выдавать разрешения. Заказчик приносит все необходимые документы, и мы обязаны выдать разрешение. Инспекция, к сожалению, даже при всех данных ей полномочиях, не всегда может предотвратить тот или иной процесс. Стараемся. Намного увеличилось количество дел, которые мы передали в суд, мы в этом году больше, чем на 25 миллионов гривен, наложили штрафных санкций за самовольное строительство. То есть пытаемся в финансовом плане как-то обуздать этот процесс. Но, к сожалению, ситуация пока еще не такая, как нам бы хотелось.
— Можно в Кировограде навести порядок в сфере строительства?
— Только при желании депутатов городского совета решать вопросы для пользы общины, а не ради коммерческих узких интересов. А пока, когда почти каждый из депутатского корпуса приходит во власть для решения личных проблем, не будет никакого толку. Город – это живой организм, его нужно беречь и развивать. Можно ведь сносить лачуги, которые еще есть в центре города, давать людям квартиры, а на освобожденной территории строить. А у нас застраиваются все свободные зоны – автостоянки, скверы, парки. Во всем мире борются за каждое дерево, а у нас безжалостно уничтожаются целые зеленые массивы. Нельзя нарушать баланс. Ведь у нас очень красивый город, гости восхищаются старыми улицами, архитектурой. Если ничего не изменится во власти, боюсь, восхищаться скоро будет нечем.
Конечно. То, что раньше на молочной кухне давали бесплатно, мы сейчас покупаем по 70 грн. за банку.
Слышала, что вместо молочки будет очередной магазин Райковича, то бишь очередная птичка. Молоко ведь детям не нужно, им сразу с рождения колбасу подавай!
3 березня 2009 року Кіровоградська міська рада прийняла рішення про створення фонду розвитку інженерно – технічної мережі та соціальної інфраструктури міста.
Куди ж планують використовувати кошти фонду? Згідно рішення «винятково на розвиток інженерно – транспортної та соціальної інфраструктури міста», розпорядником коштів виступає департамент житлово – комунального господарства та управління будівництва Кіровоградської міської ради. На жаль, програми розвитку цієї самої інфраструктури міста не оприлюднено, чи її взагалі, будемо сподіватися, поки що, не існує.
Звідки ж будуть братися кошти для наповнення цього самого фонду? Їх будуть вносити в обов’язковому порядку мешканці міста, які « мають намір здійснювати будівництво об’єкта містобудування у місті Кіровограді». При чому вони будуть це зобов’язані ( !) зробити.
Ідея само по собі гарна. За рахунок мешканців міста зробити його затишним та зручним. Але….
Давайте спробуємо застосувати закладені в рішенні тарифи до життєвих ситуації. Ми не будемо говорити про «монстрів забудови», як будуть трьох – чотирьох поверхові приватні котеджі, промислові гіганти, поговоримо про пересічних громадян, які, не обтяжуючи державу своїми житловими проблемами, намагаються вирішити їх самі.
Приклад перший. Законослухняна людина на приватизованій ділянці землі вирішила побудувати невеличкий, без претензій гараж чи сарай. Вартість такої будівлі приблизно буде складати ( будівельні матеріали + робота) від 5 до 10 тис. грн. А якщо врахувати, що багато чого хазяїн може зробити це власноруч, то й того менше. А місту забудовник повинен буде заплатити за право будувати на, повторюю власній ділянці, 5 тис. грн. А якщо це якась будівля вартість якої, менше 5 тисяч, наприклад, якогось літнього душу чи вбиральні? Всі рівно 5 тис. плати.
Приклад другий. Законослухняна людина купила старенький будинок, вирішила привести його до ладу. Заплати місту 0,1% від загальної кошторисної вартості реконструкції. А якщо співвласником будинку є ЖЕК ? І людина власним коштом проводить реконструкцію, не чекаючи поки будинок буде відремонтовано за кошти міста? Теж плати.
Приклад третій. Беремо знову всю ту ж законослухняну людину. Вирішила вона, маючи сім’ю з 5 осіб (санітарна норма на людину згідно з законодавством України 21 м2 + 10,5 м2 на сім’ю і складатиме 115 м2), побудувати власний будинок. Якщо вартість такого будинку 50 тис. дол, що дорівню майже э 400000 грн, то заплати місту 0,5 % від загальної кошторисної вартості будівництва. А це складатиме пару тисяч грн.
Розмірковуючи над цім рішенням, виникає питання за які послуги повинні платити мешканці міста? Чи це прихований місцевий податок на будівництво?
Якщо це так, то хіба Кіровоград настільки страждає від надмірної забудови, що необхідно цей процес стримувати? Чи будувати в місті можуть тільки заможні городяни?
Є ще декілька «проблемних моментів».
Гроші, які вкладаються в будівництво, вже обкладені всіма можливими податками.
Чому про це не говорять?
Уважаемые службы и иннспекторы!
Обратите внимание на то, что делают с молочной кухней по ул. Пацаева! Разбирают по фундамент скорее всего! Это всё одобренно и есть разрешающие документы?????
Если есть, то когда принято такое решение?
Да бросьте копья ломать! Строили и будут строить. Достаточно нужным людям занести и все будет тип-топ. Вы посмотрите, на каких машинках ездят на работу наши работяги из горисполкома. А ведь зарплаты у них не самые большие в городе!
Слава героям Луценко!
Силами "Народної самооборони" в області було зупинено незаконне будівництво у підвалі житлового будинку по вулиці Комарова, 44, про що писав сайт «весь Кіровоград», а також, зусиллями «Народної самооборони» замовник проведення будівельних робіт був притягнутій до адміністративної відповідальності у вигляді штрафу.
Нині також призупинено несанкціоноване будівництво гаражів під вікнами житлового будинку за адресою провулок Щєрбаковський, 22.
Один из вечных претендентов на мэрское место в Кировограде без каких-либо разрешительных документов переоборудовал вспомогательное помещение в цокольном этаже дома в центре под гараж и незаконно пользуется гаражом, рассуждая по ТВ о нарушениях прав граждан вследствие захвата тротуаров и реконструкции остановок под торговые точки, А в его "гараже" -запорная арматура от воды на весь дом. Инспекция знает этого "героя", но оштрафовать его — слабо!