Вопрос о дискриминации военных пенсионеров, «уволенных в запас в прежние (то есть в 1990-е и ранее) годы», казался закрытым раз и навсегда еще в 2006 году. В два этапа их пенсии «прежних лет» были вплотную приближены (уравнять полностью, к сожалению, их все-таки не нашли возможным) к пенсиям военнослужащих, уходившим в запас в 2000-е годы. А затем, наконец, новый перерасчет пенсий в 2008 году — после увеличения должностных окладов и некоторых других изменений в денежном довольствии в Вооруженных силах и МВД – должен был окончательно поставить точку в старом и больном вопросе… Однако свежая история, которую поведали редакции наши постоянные читатели, свидетельствует: «не все так сталося, як гадалося». К тому же новый перерасчет 2008 года оказался дискриминационным и кое для кого из тех, кто уходил в запас уже в 2000-е годы.
Суть этой истории возвращает нас к тому, о чем не раз говорила «УЦ»: украинское законодательство, в частности, пенсионное – это чаще всего не строгая буква закона, а широкое поле для ее трактовок. Образно говоря, написано может быть одно, прочитано – другое, а исполнено нечто вообще третье…
Эта преамбула заставляет вспомнить историю, которую мы рассказали еще в 2005 году. Тогда офицер запаса, кировоградец Виталий Мартынюк, которому как раз исполнилось 60 лет, вступил в судебную тяжбу с Пенсионным фондом Украины. А суть ее состояла в том, что в действующем законе о пенсионном обеспечении в Украине он прочитал недвусмысленную формулировку, которая давала возможность военным пенсионерам, отработавшим в народном хозяйстве после увольнения в запас не менее 5 лет (а у Виталия Николаевича к тому времени насчитывалось не пять, а девятнадцать лет страхового стажа) и достигшим «штатского» пенсионного возраста, на пенсионное обеспечение и через органы ПФУ. А примером, что это было бы только справедливо, могла служить, например, Прибалтика. Там кадровые военнослужащие (то есть люди, отслужившие ранее в Вооруженных Силах СССР, как и военные пенсионеры «прежних лет» в Украине) имели возможность получать как военную, так и «гражданскую» пенсию одновременно.
Но в национальной судебной системе Виталий Мартынюк проиграл. Не останавливаясь на подробностях, заметим, что причиной стало именно различие в трактовках одного и того же положения в законе. И, увы, трактовка Пенсионного фонда оказалось для украинских судей более убедительной. Дискриминация была и осталась…
Ныне исковое заявление В.Мартынюка ожидает своего рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Но… Вот что наш читатель явно прочтет с интересом! Пока иск кировоградца «дозревает» в Европейском суде, в соседней России, для точно таких же военных пенсионеров «прежних лет», то есть служивших в Вооруженных Силах СССР, точно такая же проблема была решена – и, судя по всему, без вмешательства Европы!
Интересующихся отошлем к первоисточникам – например, к «Независимому военному обозрению» (РФ), которое опубликовало материал об этом под заголовком «Пенсия плюс еще одна пенсия» (подзаголовок – «Государство возвращает долги ветеранам военной службы»). Если коротко, в июле прошлого года в РФ принят федеральный закон ФЗ-156 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Его, как отмечает «НВО», ветераны Вооруженных сил сразу же с нескрываемым одобрением нарекли «законом о второй пенсии». Не отбирая военной пенсии, закон дает право гражданам, которые после ухода в запас продолжили работу в народном хозяйстве страны, оформить одновременно страховую часть пенсии по линии Пенсионного фонда. Тем самым новый законодательный акт как бы возвращает им часть денег, заработанных на благо страны собственным добросовестным трудом после увольнения в запас… Чем не пример для подражания?..
Еще одним примером (но, увы, отнюдь не для подражания) стала ситуация, в которой после перерасчета пенсий оказались бывшие кадровые военнослужащие дислоцировавшейся в Кировограде войсковой части Д0070. Всего в результате перерасчета пострадало около полутора десятков кадровых военнослужащих-прапорщиков этой части на уровне старшин рот и командиров взводов. Но если учесть, что такие же части дислоцировались не только в Кировограде, то пострадавших наверняка много больше, а вся эта история имеет далеко не только региональный интерес.
Вот как рассказал эту историю (подтверждая каждое слово документами) один из пострадавших – старший прапорщик запаса, имеющий выслугу 22 года, бывший старшина роты отдельного аварийно-спасательного отряда оперативного реагирования Александр Кубышкин, уволенный в запас в декабре 2004 года в связи с сокращением штатов.
По всем канонам, А. Кубышкин должен считаться запасником Вооруженных сил Украины и фактически таковым и является. В запас был уволен по пункту 63-Г «Положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками Вооруженных сил Украины». Его личное дело был направлено в военкомат, а не в какое-то иное учреждение. Пенсию получал как военнослужащий запаса. И есть лишь одна коллизия – в свое время объединенный отряд спецназначения был передан в состав МЧС, а в/ч Д0070 в 2005 году была расформирована. Те военнослужащие, которые пожелали остаться в структурах МЧС, прошли переаттестацию (которой А.Кубышкин, естественно, не проходил) и стали служащими Гражданской обороны.
Вот эта коллизия и проявила себя самым неожиданным образом при перерасчете пенсий в 2008 году. Облвоенкомат, рассказывает Александр Витальевич, провел перерасчет так, как и должен был его провести в отношении старшего прапорщика — старшины роты ВС Украины. Однако затем его пенсионное дело (в соответствии с письмом ПФУ «Об упорядочении всех категорий пенсионеров») было направлено в… Главное управление МЧС в Кировоградской области. И… перерассчитано заново! А то, что получилось в итоге, вообще ни в какие ворота не лезет.
Проще говоря – уходил в запас как военнослужащий, состоял на учете в военкомате как военнослужащий запаса, имеет статус ветерана Вооруженных сил Украины, а пенсию, без каких-либо оснований, перерассчитали, не спрашивая согласия, – как служащему МЧС. Должностной оклад 10-го тарифного разряда снизили до 7-го. Премию, входящую в расчет пенсионного обеспечения, — с 33% до 10%. А кроме того, исключили из расчета, согласно которому человек получал пенсию ранее, 15-процентную надбавку за работу с личным составом (а в подчинении у старшины роты было более полусотни солдат срочной службы) и надбавку за квалификацию (5%). То есть был прямо нарушен принцип, заявленный в 2008 году: новая пенсия после перерасчета не должна быть ниже прежней! Формально – да, пенсионер стал получать больше, но фактически – меньше, ЧЕМ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОЛУЧИТЬ!
И пошел пострадавший протестовать по кругу – ГУ ПФУ, МЧС, Минфин, Минтруда, в суд обратился… А все безрезультатно. Суд, правда, не закончился, а где гарантии, что и суд не попадет под гипноз трактовок, которыми чиновники привыкли уснащать букву закона?..
Написал наконец и премьер-министру Юлии Тимошенко. И вот тут-то вроде бы дело начало сдвигаться с мертвой точки. Его письмо было направлено в Минтруда. И в письме замминистра Е.Горячей, адресованном в МЧС, звучит четко: пенсию необходимо пересмотреть заново, приняв во внимание, что Кубышкин А.В. увольнялся в запас как военнослужащий и имеет право на все виды денежного обеспечения, предусмотренные для военнослужащих! Но… и второй круг закончился для пенсионера тем же, что первый. Точку опять поставило МЧС: «других вариантов для перерасчета пенсии нет» — получай, дескать, то, что тебе насчитали, и радуйся…
Не радующий финал, прямо говоря. Ныне кадровые военнослужащие-прапорщики войсковой части Д0070, пострадавшие в результате перерасчета пенсий, подумывают о повторном обращении к премьеру Ю. Тимошенко. Скорее всего, они правы: если не могут найти взаимопонимания ведомства, то залатать возникшую правовую дыру может и должен, видимо, лишь Кабмин. Но прочтет ли их новое обращение сама Юлия Владимировна?