В минувший понедельник Президент Виктор Ющенко провел традиционный форум для представителей малого и среднего бизнеса под кодовым названием «Власть и бизнес — партнеры». Неделю назад почти аналогичную встречу с предпринимателями провела премьер-министр Юлия Тимошенко. Как обычно, вдоволь наговорившись и наслушавшись, стороны разошлись кто куда. Увы, подобные мероприятия в нашем государстве давно уже стали плановыми и проводятся либо для отчетности, либо для очередного «окучивания» электората. Впрочем, совсем не исключено, что где-то в лесу умер редкий зверек и первые лица государства взаправду заинтересовались, как живется и работается малому бизнесу в Украине…
Действительно, чем ныне дышит средний класс, являющийся там, за бугром, основой экономики любого развитого государства? Обозначить текущие проблемы малого и среднего бизнеса «УЦ» попросила главу Кировоградского территориального отделения Ассоциации плательщиков налогов Украины Игоря Волкова. Едва ли не главной сегодняшней бедой предпринимателей Игорь Викторович назвал отсутствие возможности кредитовать бизнес. Сколько бы ни заявляли наши «высокие» государственные деятели и политики о стабилизации в отечественной банковской сфере — получить малому бизнесу банковский кредит в Кировограде по-прежнему практически невозможно. Кроме этого, спорными и конфликтными остаются вопросы по налогам и сборам, по арендной плате за использование государственной и коммунальной собственности…
К примеру, согласно постановлению Кабмина, начиная с 1 мая предприниматели — плательщики единого налога обязаны кроме обычной суммы единого налога в 200 гривен (из которого 80-90 гривен автоматически поступают в Пенсионный фонд) доплачивать в ПФ еще 123 гривни отчислений. Однако действующее законодательство совершенно не регулирует вопросы уплаты взносов т.н. совместителями: частными предпринимателями, которые параллельно ведению бизнеса где-то работают и получают по этому месту работы легальную зарплату. Получается, эти предприниматели с 20-го мая вынуждены платить взносы в Пенсионный фонд дважды: с единого налога и со своей зарплаты.
— Четких разъяснений по этому вопросу нет, — говорит Игорь Волков. — Есть частное предположение от специалиста Пенсионного фонда, что, возможно, в конце финансового года будет сделан перерасчет уплаты сборов по аналогии с перерасчетом подоходного налога. Вы верите, что Пенсионный фонд будет кому-то возвращать переплаченные суммы? Я не верю… Понятно, что у государства существуют проблемы с наполнением бюджета, Пенсионного фонда. Но почему власть привыкла решать проблемы за счет малого и среднего бизнеса? За счет тех, кто и так честно платит налоги? Может быть, ресурсы необходимо искать среди теневого бизнеса, среди тех, кто уходит от налогообложения? Почему в Украине фискальные методы по обыкновению применяются к исправным плательщикам?..
Вообще, исходя из опыта общения с предпринимателями в качестве представителя Ассоциации налогоплательщиков Украины, я считаю, что в последнее время органы Пенсионного фонда пытаются наполнять свой бюджет абсолютно любыми способами. Почему я так считаю? Наша ассоциация осуществляет юридическую поддержку предпринимателей в судах, и как раз сейчас мы помогаем частному предприятию — парикмахерской «Локон» отстоять в окружном административном суде иск против городского управления Пенсионного фонда. Суть спора заключается в следующем. Года четыре назад ПФ предъявил частному предпринимателю претензии на недоплату отчислений в фонд на сумму порядка 600 гривен. Но в 2006 году ПФ все свои требования и претензии отозвал. Вопрос был закрыт. И вот в конце 2008 года кировоградское управление фонда уведомило предпринимателя об обязательствах погасить непонятно откуда взявшуюся задолженность плюс начисленные задним числом штрафные санкции в размере …6000 гривен. Такие действия государственных органов автоматически поставили малое частное предприятие на грань выживания… Нашу ассоциацию очень настораживает сама процедура рассмотрения этого вопроса в суде: ответчиком у частного предпринимателя выступает государственная машина, силы здесь явно не равны…
Во всех цивилизованных странах сейчас, в условиях кризиса, правительства предоставляют малому и среднему бизнесу существенные послабления. У нас же декларации о поддержке предпринимателям очень сильно расходятся с реальными действиями. Вот, смотрите. 25 марта 2009 года Кабинет Министров принял постановление рекомендовать органам власти снизить на 40% стоимость аренды помещений государственной собственности. Постоянно действующая комиссия Кировоградского областного совета в свою очередь приняла обращение к балансодержателям государственной недвижимости не повышать на протяжении одного года стоимость аренды принадлежащих областной территориальной общине зданий и помещений. Однако в последнее время наша ассоциация получила несколько сигналов от предпринимателей, что им предлагается пересмотреть условия договора аренды в сторону… увеличения арендной платы. Иногда новые суммы арендной платы превышают прежние в 10-20 раз! Например, частное предприятие, занимающееся торговлей строительными материалами, арендует в Кировограде складское помещение. Здание абсолютно без каких-либо коммунальных удобств — одни стены. За аренду склада предприятие ежемесячно платит балансодержателю объекта — организации, подконтрольной областным органам власти, — 2000 гривен. Теперь эта организация предлагает пересмотреть действующий договор аренды и пересчитать арендную плату до размеров 26 тыс. гривен. Это притом, что месячный доход предприятия составляет от силы 10-15 тысяч гривен…
Сейчас Кировоградское территориальное отделение Ассоциации плательщиков налогов Украины аккумулирует информацию по подобным прецедентам расхождения слов и действий представителей власти по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, и в ближайшем будущем мы будем готовы передать в «УЦ» для публикации черный список чиновников, очень сильно «помогающих» частным предпринимателям.
никто никого. они просто в шахматы играли