6 мая в пяти школах Кировограда проходило внешнее независимое тестирование по истории Украины. Это – первый предмет, который сдают ребята в нынешнем году. Чтобы узнать их мнение по поводу сложности вопросов и вообще еще раз поговорить об отношении к ВНО, мы отправились в школу №26, где вместе с наиболее беспокойными родителями прождали выпускников под дверьми школы.
Процедура тестирования «на чистовик» очень отличается от предварительной пробы сил, которая проходила пару месяцев назад. Здесь все серьезно. Поблажек никому не делают, и с самого начала ребята окунаются в нервозную обстановку первого в жизни ответственного экзамена. Масла в огонь, ко всему прочему, добавили инциденты в момент регистрации. Двоих 11-классников – девушку и парня – не допустили к тестированию, потому что те не предоставили нужный комплект документов.
На будущее – с собой надо иметь приглашение на тестирование (оно либо приходит домой ученику по почте, ну а в случае каких-то сбоев родителям надо самим побеспокоиться и распечатать его с личного сайта выпускника) и паспорт. Вот с последним у этих двоих бедолаг и возникли проблемы. У ребят по возрасту еще не было паспортов, а в таком случае надо принести свидетельство о рождении вместе со справкой из школы с наклеенной туда фотографией. Но то ли родители недосмотрели, то ли дети прошляпили… Однако из-за такой глупости они реально потеряли год. Ведь в тот вуз, куда эти школьники собирались поступать, нужна именно история. И к сдаче этого предмета выпускники целенаправленно готовились. Родители потом в срочном порядке поднесли справки, но было уже поздно. Ребят вычеркнули из списка, несмотря на сочувствие и понимание администрации школы.
— Такой порядок. В принципе в этом году предусмотрена одна сессия тестирования. Но, если по очень уважительной причине ребенок не смог на нее явиться, надо написать заявление в отдел мониторинга ВНО. Его рассмотрят, и в случае положительного результата выпускнику будет предложено поехать сдавать предмет в региональный центр, в Одессу, — объяснили всем присутствующим, которым передалось отчаяние горько плакавшей девчушки.
— Господи, что же это такое? – всплескивают руками родители выпускников. Мы стоим и разговариваем под закрытыми дверьми школы. – Какое-то наказание. Их же к этим тестам в школах не готовят. Программа-то обычная. Мы сами с ними занимаемся, вот сборники тестов купили, тренировались… Но что сейчас попадется, кто его знает.
Мамы говорят, что все дети очень нервничали. Месяцами из-за учебников не вставали. Но все равно, в отличие от экзаменов, это – лотерея. Можно знать общие тенденции, а какую-то деталь упустить. И все. Пиши пропало.
— Ладно бы еще в институтах четкая система порядка поступления была. А так – везде разные проходные баллы, где низкий – туда же все и пойдут. Как потом отсев будет проводиться? — сетует чей-то папа.
— Вот проснулся мой сегодня. Говорит, голова болит. Измерили температуру – 39! Ну что делать, нервы. Боюсь, как бы не растерялся сейчас, — переживает мама-«одноклассница».
Ждать окончания тестирования приходится долго. Историю Украины в этом году ребята пишут 2,5 часа. 15 вариантов тестов, в каждом по 70 вопросов. В черновиках задания, в чистовиках пустые клеточки, куда надо занести правильный ответ.
Первым вышел спустя всего 40 минут парень. Спокойно улыбнулся : «Ну вот и отстрелялся», — говорит. Он особо не переживал и не готовился.
— В принципе не очень сложно. Так, что-то на уроках слышал, что-то из общего образования вспомнилось, вот и отвечал.
Мальчик советует всем выпускникам долго не думать над вопросами. Первое, что в голову приходит, – это и есть правильный ответ. Так же считает и другая наша собеседница, Таня. «Я полностью доверяю своей интуиции. На нее и понадеялась», — говорит она. Тестирование проходило честно. При детях учителя и методисты вскрыли конверты с заданиями, раздали варианты на парты, и …ничего страшного не произошло. Потом выпускники делились впечатлениями:
— Вообще-то ничем нельзя пользоваться, на столах только ручки и задания. Телефоны сказали сдать. Но те, кто оставил мобильный и догадался туда «перегнать» шпаргалки, могли втихаря подсматривать. Что-то подглядеть можно было и вне пределов аудитории, если попроситься выйти ненадолго.
Но к этим уловками большинство наших респондентов не прибегали.
— Да страшно! Поймают еще и что потом делать? Выгонят, и год потеряем, — разумно рассуждают они.
Выходили из школы выпускники стайками. Основная масса тестируемых в аккурат справилась с заданиями за предложенные 2,5 часа. Причем молодые люди были более уверены в своих знаниях, чем барышни. Но все в один голос твердили: «Да ну, думали, сложнее будет! А так… Нормально…»
И сетовали на то, что в школе уделяется мало внимания сопутствующим непосредственно истории Украины институтским дисциплинам – той же культуре, истории зарубежной, археологии.
— Сложно было определить, откуда предложенный текст. Или назвать архитектурный стиль, в котором построен храм. Или указать, к какому виду искусства относится творчество того или иного деятеля. А вот вопрос, когда на территории Украины появился первый человек – вообще спорный. В разных учебниках по-разному пишут, — говорили ребята.
Предложенные тестовые задания охватывают всю историю Украины – от первобытно-общинного строя до периода независимости. Больше всего внимания уделялось Киевской Руси, казачеству, национально-освободительному движению. Дат – не так, чтоб много, разве что в разделе синхронизации, где надо было сопоставить событие и время, когда оно происходило. А так – аналитика, причинно-следственные связи, мелкие детали, на которые обычно не обращаешь внимания.
В прошлом году корреспонденты «УЦ» пробовали свои силы в разных предметах во время пробных этапов ВНО. Я сдавала как раз историю Украины, и тогда мне показалось, что для 11-классников эти вопросы будут очень сложны, они составлены на уровне знаний 2-3 курса истфака. Бегло просмотрев глазами нынешние задания, я отметила про себя, что эти не намного легче. Однако, видите же, – дети считают, что не так страшен черт, как его малюют. Да и, видимо, на второй год ВНО к форме тестирования уже можно было приготовиться заранее.
Свои результаты ребята узнают только в конце июня. А самым нетерпеливым можно посоветовать зайти на свой личный сайт где-то через недельку и посмотреть количество набранных баллов.
Дальше выпускников ждут украинский язык и литература. И это пугает их намного больше, чем история. Но, может быть, и здесь все обойдется?
Тесты хорошая штука. Не идеальная, но лучше чем было раньше. Сам сдавал в прошлом году.
Тесты скорее на знание учебника истории за определенный класс, а не знание самой истории. В тесте есть вопрос, ответ на который — оценочное суждение автора учебника, с которым можно поспорить. Сейчас не скажу номер вопроса, но речь идет об оценке статистической информации. А в статистике каждый видит то, что хочет .
Гробим школу, гробим систему высшего образования и радуемся!!!