Привычка надеяться на помощь государства и любовь к дармовщине на всем постсоветском пространстве, в том числе и в Украине, имеют давние, крепкие и очень глубоко сидящие корни. Может быть, именно поэтому в нашей стране столько льгот, субсидий и привилегий, причем не только и не столько для заслуженных или малообеспеченных. Как подсчитали недавно юристы Центра общественной адвокатуры – есть такая неправительственная организация, – в стране существует 611(!) различных «послаблений» для разных категорий населения. Впрочем, даже этот немалый перечень не является полным – ведь в нашем законодательстве понятие льгот четко вообще не определено, и трактует его каждый по-своему, отождествляя кто с привилегиями, кто с компенсациями, кто с помощью.
О необходимости пересмотра и упорядочения этой системы, неподъемности существующего количества льгот для более чем скромного украинского госбюджета активно говорят уже несколько смен рулевых государства. Но реально идти на непопулярные шаги согласился только раз Кабмин премьер-министра Ющенко, отменив целый ряд привилегий, в том числе для силовиков. Что ему до сих пор многие вспоминают – незлым тихим словом…
Нас много, много нас
По данным Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ), в нашей стране насчитывается около 13 млн. человек, получивших такое право по социальному признаку. Это инвалиды, пенсионеры, ветераны, чернобыльцы и другие – всего 10 групп, которые делятся на 130 специфических категорий, в соответствии с законами и статьями, их привилегии регламентирующими. Перечень определяется законом о госбюджете. Например, в соответствии с положениями Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», разные льготы полагаются инвалидам войны разных групп инвалидности, разделяют участников войны (Отечественной) и прочих боевых действий, лиц с особыми заслугами, членов семей погибших или умерших ветеранов войны и так далее.
Еще чуть более 3 миллионов украинцев, по данным того же Центра общественной адвокатуры, – льготники по профессиональному признаку. Впрочем, эта оценка, скорее всего, приблизительна. Ведь если «социальщики» вносятся в ЕГАРЛ, то «профессионалов» считают отдельно соответствующие министерства, а общий учет всех льготников Украины не ведет почему-то даже всеведающая Госстатистика.
В целом, опять-таки, по приблизительным оценкам, право на льготы прямо или опосредствованно имеют почти половина населения страны — 43% (!!!) населения. А их общий объем требует ежегодно более 29 млрд. государственных гривен, что равняется годовым расходам всех местных бюджетов Украины. Сумма немалая, тем более что распределение и дальнейшее использование этих средств часто происходят далеко не самым понятным и прозрачным образом. Впрочем, об этом – чуть позже. Начнем, что называется, снизу.
Здесь, «внизу»
Как мы уже говорили, с теми, кому льготы полагаются по социальному признаку, все наиболее просто и понятно. О том, сколько их и сколько на них выделяется денег, известно точно. Так, в Кировоградской области почти 300 тысяч «социальных» льготников, это около трети населения региона. На всех «социальщиков» Кировоградщины в этом году предусмотрен 141 миллион бюджетных гривен, выделяемых из государственной казны в виде субвенции. Об этом нам сообщили в Управлении социальной защиты ОГА.
Большая часть средств попадает на счета предприятий коммунального хозяйства – «Кировоградоблэнерго», «Кировоградгаза», тепловиков, предприятий, вывозящих мусор, и так далее, а также ЖЭКов, КРЭПов. Часть денег получает также «Укртелеком» — за обслуживание льготных телефонных разговоров и услуг проводного радио. Периодически кое-что перепадает и строительным организациям, выполняющим льготные ремонты в квартирах или домовладениях инвалидов войны.
Помимо льгот на оплату коммунальных услуг «социальщики», как известно, пользуются также льготой на проезд в общественном транспорте. Транспортную льготу в управлении соцзащиты называют самой неурегулированной в государстве. По сути, четкого, а главное – единого для всех механизма расчета количества средств, необходимого для компенсирования транспортникам средств за перевозку защищенных государством пассажиров, просто не существует.
В соответствии с нормативными документами, транспортные предприятия подают информацию о количестве льготников в порядке, предусмотренном их договорами с органами местного самоуправления. То есть в каждом населенном пункте считают по-своему. В то же время рассчитывается все это «в пределах бюджетных ассигнований». То есть сколько дадут, столько и поделят. Как договорятся…
А как договариваются, мы наблюдаем ежегодно. Хотя бы на сессиях Кировоградского городского совета – как только дело доходит до распределения транспортной субвенции госбюджета между местными перевозчиками, так и начинаются конфликты и взаимные обвинения с обличениями, в том числе и в прессе…
Что удивляться — где имеет место распределение бюджетных средств, всегда есть место для злоупотреблений, нечистого лоббизма и коррупции, причем на всех уровнях.
Право-то есть…
Еще одна большая проблема сегодняшней системы социальных льгот – в том, что своим правом на них могут воспользоваться далеко не все, кому действительно положено. Ведь для того, чтобы получить скидку на оплату коммунальных услуг или проезд в общественном транспорте, нужно, чтобы было кому эти услуги предоставлять. Жители многих сел, которые по закону право на льготы имеют, фактически не могут ими пользоваться. Какой-нибудь бойкий пенсионер может бесплатно на транспорте прокатиться хоть 10 раз в день, а другой, например, инвалид 1 группы, который практически не выходит из дому, – не ездит вообще никогда.
Единственный способ сделать так, чтобы государственным благом мог реально воспользоваться каждый, кому положено, – монетизировать льготы, заменить их на адресную помощь. То есть не перечислять деньги на счета местных бюджетов и далее – коммунальникам и транспортникам, а выдавать непосредственно на руки каждому льготнику. Кабмином уже разработана так называемая «Стратегия упорядочения льгот отдельным категориям граждан», предусматривающая постепенный переход на денежную форму выплат. Говорят же о такой необходимости в Украине уж и не упомнишь, сколько лет подряд. Но пока живыми деньгами выплачивается только одна льгота — на приобретение угля и сжиженного газа кому положено, а также помощь малообеспеченным и многодетным семьям.
Впрочем, полный переход на более справедливую форму обеспечения права на льготы для украинцев – перспектива отнюдь не ближайшего времени. И дело даже не в известной неповоротливости государственной машины. Так, заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко в одном из недавних интервью отметил: «Если автоматически монетизировать все ныне существующие льготы, то госбюджет просто развалится».
С другой стороны, вопрос «а нужно ли?» стоит достаточно остро даже в отношении льготников по социальному признаку. Взять, например, чернобыльцев, которых в реестре с десяток категорий, или участников боевых действий в Афганистане. Кто-то из них сегодня имеет успешный бизнес или высокооплачиваемую работу и совсем не имеет проблем со здоровьем. Нужны ли им льготы на коммунальные услуги и проезд?
Профессионалы
Со льготами по профессиональному признаку неясного еще больше. В первую очередь, именно потому, что четкого определения понятия «льгота», как уже говорилось выше, украинское законодательство не дает. Так, например, в местном УМВД нам ответили четко: милиция вообще никакими льготами не пользуется, даже на проезд. Как, к слову, и в налоговой. Мол, года до 2000-го были льготы, потом их отменили.
В то же время совсем недавно Международный валютный фонд настоятельно рекомендовал Украине отменить льготы на услуги ЖКХ, транспорта и связи в том числе и для правоохранителей. Либо кто-то что-то недоговаривает, либо слово «льготы» все понимают по-разному, а может – в МВФ плохо осведомлены…
С другой стороны, нам четко известно, что жилищно-коммунальные льготы положены медикам, работающим в селах и пгт (равно как и педагогам, к слову). В частности, такая, как бесплатное пользование жильем. Вот только реальное обеспечение этих льгот, частично возложенное на местные, то есть сельские, бюджеты, сильно «хромает». Как и многих других…
Зато льготные пенсии, насколько нам известно, финансируются в государстве без перебоев. Тот же замминистра Розенко отметил, что в списках пенсионеров в нашей стране значатся люди, получающие неадекватно высокие пенсии. По его словам, максимальный размер денежного обеспечения для большинства пенсионеров сейчас ограничен суммой в двенадцать прожиточных минимумов – чуть меньше шести тысяч гривен. В то же время для бывших прокурорских работников действует ограничение в десять тысяч гривен, для бывших народных депутатов и судей ограничения просто отсутствуют. Можно называть это льготами или любым другим словом – суть-то не меняется…
Лучшие люди
На эту тему уже говорено-переговорено, сами слуги народа освежают ее регулярно в памяти народной. Так, в самом конце прошлого года – как раз в разгар паники по поводу последствий мирового финансово-экономического кризиса – правительство в очередной раз передало в Раду законопроект о внесении изменений в Закон «О статусе народного депутата Украины (об отмене и ограничении льгот)».
Предложив, в первую очередь, «пустить под нож» льготы экс-депутатов — отменить их бесплатные путевки в санаторий, бесплатный проезд, а главное — очень затратную статью расходов на выплату экс-депутатам 100% зарплаты (от полутора десятков тысяч гривен) в течение двух лет в случае невозможности трудоустройства, которой экс-законотворцы с удовольствием и не стесняясь пользуются. Самая дешевая льгота, которую предлагалось отменить проектом – право на бесплатное использование депутатом и всеми членами его семьи залов официальных делегаций аэропортов, ж/д вокзалов, морских и речных вокзалов и портов. В законопроекте правительство предлагало выбросить из нормы слово «бесплатное». В заключение проектом предлагалось полностью ликвидировать страхование здоровья народных избранников за государственный счет.
Вот уже много лет не стихают разговоры о прочих «жирных» депутатских льготах – таких, как получение народными слугами бесплатных квартир в Киеве или выделение им денежных компенсаций на приобретение жилья, оплаченные поездки депутата в округ и т.д. Не говоря уже о праве на бесплатный проезд во всех видах транспорта, за исключением такси, – звучит, как издевательство… Плюс бесплатная парковка автомобиля на всей территории Украины, бесплатное получение санаторно-курортных путевок, обучение в учебных заведениях за счет госбюджета, бесплатное лечение, образование и приличная пенсия – от 17 тыс. грн. Но разговоры разговорами, а своя рубашка ближе к телу – кто ж все эти прелести сам себе отменит?
Не стоит забывать, что преференции народных депутатов – это только надводная часть айсберга. Не менее заботливо государство относится ко всей многочисленной армии чиновников «государственного значения»(около 250 тысяч лиц). Так, пенсионер, работавший когда-либо в администрации президента, получает 80-90% бывшей зарплаты — то есть где-то от 4-5 тысяч гривен…
За заслуги
И напоследок – еще один штрих, так сказать, к портрету украинского льготника. Скидки при оплате коммунальных услуг и доплату к пенсии, помимо перечисленных выше социально-профессиональных моментов, дают также всевозможные звания и награды.
Наибольшие льготы у Героев Украины – и им самим, и членам их семей (включая детей до 18 лет) положено бесплатное лечение (в том числе санаторно-курортное) и лекарства, выписанные по рецепту врача. Они имеют право на первоочередное получение жилья, при этом им положена дополнительная жилплощадь в размере 20 кв. м, право на бесплатный капремонт дома или квартиры, могут в любой момент и бесплатно установить телефон и сигнализацию. Герои также не платят за жилкомуслуги, телефон, сигнализацию, проезд в общественном и пригородном транспорте. В случае смерти или гибели Героя все расходы на похороны, включая установление стандартного памятника, берет на себя государство. А льготы сохраняются за вдовой (вдовцом) и родителями Героя.
Всего этого звания в стране удостоены 217 человек. Среди них около двух третей — руководители предприятий, вузов, депутаты и политические деятели. Это, например, спикер Владимир Литвин, депутаты Левко Лукьяненко, Степан Хмара, Игорь Юхновский, Иван Плющ, Ефим Звягильский, Владимир Поляченко, первый президент Леонид Кравчук, глава НБУ Владимир Стельмах, экс-мэр Киева Александр Омельченко, покойный министр транспорта Георгий Кирпа. Еще из известных людей назовем артистов Софию Ротару, Аду Роговцеву, Евгению Мирошниченко, Марию Стефюк, Раису Кириченко, Дмитрия Гнатюка-старшего, художницу Татьяну Яблонскую, тренера по художественной гимнастике Альбину Дерюгину, футболиста Андрея Шевченко, боксера Виталия Кличко. Посмертно удостоены звания Героя Вячеслав Чорновил, Вадим Гетьман, Георгий Гонгадзе, Анатолий Соловьяненко, Олесь Гончар, Валерий Лобановский. Рабочих и селян среди Героев в 10 с лишним раз меньше, чем «начальников», — всего 14 человек: 8 шахтеров, 3 металлурга, 2 доярки и комбайнер.
И еще один интересный штрих: согласно закону о налоге на доходы физических лиц, все Герои от этого налога освобождаются. Если учесть, что около 40% украинских Героев — представители крупного бизнеса, то это весьма приятная для личного бюджета льгота.
А ведь помимо этой, высочайшей награды, их в Украине учреждено немало – с соответствующими льготами для кавалеров. По данным Службы государственных наград и геральдики Секретариата Президента, в 1992–2008 годах государственных наград Украины были удостоены 55 тыс. украинцев. Сколько среди них «героев» от отечественного капитала – неизвестно.
В свое время известный правдоруб Петр Олийнык, еще когда был губернатором Львовской области, называл конкретные расценки на получение государственных наград. В одном из интервью он заявил, что во времена Кучмы ходили «тарифы», согласно которым орден «За заслуги» третьей степени стоил 5 тыс. долларов, второй — 10 тыс. долларов. В начале 2000-х в околопрезидентских кругах говорили также, что орден можно получить за 200 тыс., а Героя Украины — за 500 тыс. долларов…
Что говорить – в украинской системе льгот на поверку гораздо больше «белых пятен», чем кажется на первый взгляд. И безадресность пополам с бесконтрольностью распределения денег, направленных на облегчение жизни социально незащищенных слоев, – только один из проблемных аспектов. Трудно сказать, сколько времени понадобится для того, чтобы полностью и окончательно вычистить эти авгиевы конюшни. Не говоря уже о том, что пока «в верхах» очень сложно увидеть людей, которым это по плечу и по совести.
А лучше всего провести монетизацию льгот, хоть немного корупции поуменьшится.
Думаю, что отмену льгот начнут с пенсионеров, а закончат, лет через сто — "народными" депутатами. Как сказал Некрасов — "…жаль лишь, что жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…!"