С Монголией в душе и в сердце

Их было 10 красавиц, умниц, спортсменок, будущих авиаторов. Лучшие студентки государственной летной академии стояли за кулисами слегка освещенной сцены и волновались, готовясь к предпоследнему творческому конкурсу «Мисс-ГЛАУ-2009». Среди них было 9 украинок, которые, свободно владея искусством танца и художественной гимнастики, демонстрировали членам жюри изысканные хореографические номера. И только одна участница, стройная темноволосая девушка с раскосым разрезом глаз, вышла на сцену и замерла перед микрофоном. Через несколько секунд она запела. Чисто, звучно, красиво — так, что по коже пробежали мурашки. Пела она на непонятном языке, пела о своей стране, о любви, о жизни. Уянгуа из Монголии не претендовала на корону, но своим голосом тронула и завоевала сердца зрительного зала. И когда она, смущаясь от волнения, благодарила зрителей за поддержку на чистом русском языке, мне стало понятно — из этой девушки получится неординарная собеседница. Чем живет современная Монголия, в которой удивительным образом сочетаются колорит степных кочевых племен и цивилизованная жизнь единственного мегаполиса — Улан-Батора, почему монголы недолюбливают китайцев и обожают Чингисхана, мы поговорили с Уянгуа в уютном кафе общежития для иностранцев Государственной летной академии.

С чего начинается Родина

— Родина?… — Уянгуа задумалась. — Это семья. Друзья, ощущение дома….

Уянгуа родилась в Монголии, в семье авиатора. Ее отец в свое время закончил НАУ, работает техническим контролером, проверяет готовность и исправность самолетов, и с самого детства Уянгуа знала — она продолжит путь папы. И вот 12 лет назад монгольская девочка оказалась в Киеве. Тут она в совершенстве выучила русский и украинский языки, а затем уехала в Кировоград — поступать на диспетчера в ГЛАУ. Что это за специальность, Уянгуа представляла слабо. «Что-то, связанное с небом». Уже потом, поступив и разобравшись в тонкостях обеспечения воздушного движения, девушка окончательно поняла — с выбором вуза и будущей работы не ошиблась. Учиться ей здесь легко, сложные предметы щелкает как орешки, преподаватели хорошие, а то, что в школе больше предпочитала гуманитарные науки, сейчас уже позабылось.

— Родина? — еще раз переспрашивает она. — Это Украина тоже. Я считаю, что у меня две родины, невозможно ведь долго жить в стране и не любить ее.

В Монголию Уянгуа ездит редко, раз в год, на летние каникулы. И каждый раз открывает для себя свою страну заново.

— Знаете, по пути в Улан-Батор (наша собеседница родилась и выросла в столице Монголии. — Авт.) я проезжаю худоны. Это степная часть страны, как у вас говорят, села. И сколько бы я ни ездила, все время поражаюсь. Такая завораживающая картинка — куда ни глянь, сплошная степь, степь, степь. И ветер… Каждый раз это все выглядит по-другому, мою страну можно изучать вечно.

Она считает себя городской девушкой. И искренне поражается некоторым особенностям быта худонов. И сейчас, в XXI веке, в Монголии остались в большом количестве семьи кочевников, которые занимаются исключительно скотоводством, перебираясь вместе со стадами с места на место.

— Половина населения Монголии живет, как и в древние времена, — рассказывает девушка. — Всего в стране чуть больше 2 миллионов населения, миллион из которых — в Улан-Баторе. Остальные — в худонах. Они кочуют, разводят скот, многие занимаются лошадьми. По-разному люди живут в степях. Кто очень бедно, кто богато. Монголия — это же страна лошадей. И лошади приносят большие деньги. Особенно прибыльны скачки. И владельцы табунов очень состоятельные люди, как вы понимаете. Но есть и нищие. Относительно нищие. Я поразилась, когда увидела рядом с юртами телевизоры со спутниковыми антеннами, которые питаются от солнечных батарей.

Кочевники живут небольшими группами-семьями. Скот — единственный источник их дохода и пропитания. Когда холодает, люди собирают свои пожитки и идут поближе к горам, где потеплее. Юрты — как в древности, круглые, боковые части из составных решетчатых рам, на которые опираются ребра крыши, расходящиеся от центра, подобно спицам зонта. Этот каркас покрывается кусками войлока, и все это поверху стягивается веревками. Одна большая комната даже без символических перегородок, посредине очаг-костер, на котором монголы готовят еду. Во время непрерывных переходов в поисках свежих пастбищ юрты разбираются и складываются на телеги, которые тянут волы. Что XIV век, что XXI — ничего не меняется.

С образованием детей в худонах — проблема. Мало кто может позволить себе отдать чадо на полный пансион в город. Поэтому большинство детишек кочевников с детства овладевают практическими знаниями — как поддерживать нехитрое хозяйство, ухаживать за скотом, разбираться в лошадях — и, конечно же, искусством наездников. Монгольские лошади издавна и по сей день — крепкие, выносливые животные, но малорослые, почти с пони.

— Для того, чтобы лошадь победила на скачках, всадник должен быть легким. Поэтому часто на лошадь садится ребенок 3-5 лет. Это нормально. В таком возрасте дети уже могут управлять лошадьми, и те их слушаются, — говорит Уянгуа.

Одеваются монголы по-разному, в основном в привычную нам европейскую одежду. Национальные костюмы тоже есть в гардеробе, но надевают их жители Монголии только по праздникам. Горожане же, по словам нашей собеседницы, мало чем отличаются от украинцев. Поэтому особого контраста между нашими странами Уянгуа не чувствует.

— Родина… — возвращаемся мы к вечной теме. — Все-таки это Монголия. После окончания учебы я вернусь домой и буду там работать. Хотя, если бы предложили жить в какой-нибудь европейской стране, конечно же, согласилась бы… У меня есть большая цель в жизни. И я иду к ней маленькими шажочками. Это моя философия — чтобы добиться бОльшего, надо вначале покорять маленькие вершины, — говорит Уянгуа. Правда, какая у нее цель, девушка так и не сказала. Менталитет монголов выражается поговоркой «Свое держи дома».

«Свое держи дома»

«Наверное, я вас разочарую», — улыбается девушка. Современные монголы, уверена Уянгуа, не слишком отличаются от русских и украинцев. Они такие же гостеприимные, поддерживают гендерный баланс, женщины работают, водят машины, при этом они хорошие хозяйки. Мужчины — зарабатывают деньги, «большие собственники, ответственные, не любят, когда опаздывают….» А любят, конечно же, зарабатывать деньги. Престижные профессии — не поверите — экономисты и юристы. Ничего не напоминает? Учиться монголы предпочитают за рубежом, в том числе в Украине. Считается, что образование здесь качественнее и с ним намного проще устроиться на работу. Хотя без «волосатой лапки» дело тоже не обходится.

Вообще же монголы, говорит Уянгуа, достаточно скрытные. Подружки, когда встречаются, говорят о любви, парнях, друзьях, но никогда о семейных проблемах. Все неурядицы должны остаться внутри семьи, и «выносить сор из избы» в Монголии не принято. Кстати, о монгольских поговорках. Там уверены, что «слишком длинный язык задушит тебя». И о законе бумеранга монголы тоже знают и верят в него — «брошенный в небо камень обязательно упадет тебе на голову», а «дело, которое хорошо началось, обязательно хорошо закончится». Семья в Монголии — опять-таки, очень важный элемент общества. «Если человек любит родителей, то судьба полюбит его». Обращаются монголы к своим родителям строго на «вы», такое же уважительное обращение приемлемо и к старшим братьям.

Верят в Монголии и в приметы. Например, нельзя петь перед сном, в кровати, это «очень плохо закончится». Еще нельзя спать головой к двери, спотыкаться на выходе из дому. Неаккуратный выход из квартиры, по мнению монголов, приведет к какой-нибудь неприятной пропаже. А вот если человек споткнется на обратном пути — это, как ни крути, к подаркам.

Гордость любого монгола — Чингисхан. Герой, пример для подражания, памятники стоят на каждом шагу, как у нас ранее Владимиру Ильичу Ленину. Именем Чингисхана назван аэропорт в Улан-Баторе (за это право монголы даже ссорились с китайцами), отели… Улицы — нет, «это слишком мелко для Чингисхана». Его биографию, военные подвиги монголы знают наизусть. Кстати, мало кто в Улан-Баторе ориентируется по адресам. В основном говорят: «Я живу возле такой-то школы, возле такого-то музея или детского садика». Районирование происходит по достопримечательностям, школы и детсады, безусловно, таковыми тоже являются.

В разговоре Уянгуа как-то обмолвилась о китайцах. С ее слов стало понятно, что соотечественники нашей собеседницы недолюбливают своих соседей. Такая вражда обусловлена историческими событиями, но даже сейчас, по прошествии многих веков, она сохранилась.

— Нет, в школе никакой агитации против Китая не проводится, просто это ментально заложено. Мы можем встречаться и выходить замуж за кого угодно, это нормально, если по любви. Даже за китайца. Вначале на тебя, кочечно, будут косо смотреть, но потом примут твой выбор, — говорит девушка.

Городские свадьбы похожи на наши — белое платье, ЗАГС, свидетель со свидетельницей. Последние участвуют в забавных конкурсах, но только «без поцелуев». Это безнравственно.

Ухаживают монголы за будущими женами стандартно, водят в кафе, кинотеатры — только без цветов, «их в стране мало», и без привычной нам бижутерии — «зачем покупать подделку, если есть золото или серебро».

Вопреки расхожим слухам, Уянгуа уверена, что монголы нормально относятся к представителям других национальностей. И за сохранение нации особенно не борются. Сейчас, наоборот, стало очень популярным следовать веяниям корейской моды, корейскому стилю. Это прослеживается в обилии корейских передач на местном телевидении, манере одеваться — casual, укладках волос. Ребята делают прически из длинных волос, уложенных гелем «в творческом беспорядке», увлекаются стилем R’n’B, точнее — поп-R’n’B, 99% девушек ходят в кедах. «В Монголии не увидишь женщину в мини или ботфортах. Это признак дурного тона», — говорит Уянгуа.

Дурным тоном считается и распитие спиртных напитков на улицах. «Вокруг множество маленьких кафе, можно же туда пойти, зачем на лавочках сидеть?» Пиво в Монголии невкусное, говорит Уянгуа. А долгое близкое соседство с Россией привело к тому, что монголы теперь пьют водку. И ругаются матом. Причем иногда — для связки слов в предложении.

— Но, если в одной компании сидят девушки и парни и девушки пьют сок или чай, молодые люди никогда не закажут в их присутствии спиртное.

Несмотря на то, что средняя зарплата в Монголии маленькая — 300 долларов, — практически у каждого жителя Улан-Батора есть своя машина. Даже у подростка лет 16 от роду. Это средство передвижения, необходимое для нормальной жизни, считают родители молодых людей и покупают им новеньких «японцев» или «корейцев».

В еде монголы предпочитают как традиционную европейскую кухню, так и национальную — специфический плов, а также бузы — отваренные на пару большие пельмени. Достаточно популярными являются прошедшие термообработку внутренности животных — начиная от печени и заканчивая кровью. Уянгуа, как и многие ее соотечественники, любит мясо «по-монгольски». В большой 40-литровый бидон бросаются куски мяса и раскаленные камни, при этом никакой воды. Полчасика — и вкуснятина готова. «У нас считается, что если взять этот горячий камень и подержать его в руках, то пройдет любая усталость», — говорит девушка.

Убрать плохую энергию

В Монголии, согласно верованиям, все неприятности человека происходят под влиянием негативной энергии. Когда эта энергия накапливается, люди идут в храмы — ганданы, чтобы, прочитав вместе с ламами определенные заклинания, от этого потока избавиться. Ламы и их ученики сидят на полу гандана и читают мантры. В религиозные праздники — «благоприятные дни», которые высчитываются по лунному календарю, — они могут входить в транс и общаться с высшими силами. В обычных календариках эти дни указываются с пометками — сейчас можно стричь волосы или нельзя и т.д.

— У меня дедушка был ламой. Я знаю мантры наизусть, — рассказывает Уянгуа. — Вообще наша религия очень толерантна по отношению к другим. Как вы знаете, буддисты никогда не ввязывались в войны по религиозным мотивам.

В отличие от христианского таинства исповеди, монголы не рассказывают своим ламам о нюансах жизни, просто подходят и говорят, что эта самая негативная энергия мешает жить. Приносят печенье, конфеты, которые после «освящения» надо съесть, и все пройдет. Уянгуа говорит, что ламы хорошо снимают порчу, хотя могут по чьей-то просьбе ее и навести на другого человека…

— Родина… Монголия… — мы незаметно все время возвращаемся к этой теме. — До сих пор девственная страна, где много неосвоенных мест, красивая земля, с бескрайними просторами, сильная, потому что, когда стоишь и слышишь, ощущаешь сердцем этот бушующий ветер, видишь всадника, летящего на поджаром коне, то дух захватывает…

И, слушая девушку, долгое время прожившую в Украине, у которой друзей больше в Кировограде, чем в Улан-Баторе, после этих слов понимаешь — она дочь своей страны, где бы и сколько бы ни жила… Монголия в ее душе и ее сердце.

С Монголией в душе и в сердце: 2 комментария

  1. Хорошее интервью. Им надо и дальше следовать своим традициям, культуре, чтобы их не коснулась деградация, как у нас.

  2. Хорошее виртуальное путешествие. Кто желает его дополнить, заходите на
    maps.google.com
    там не только вид земли со спутника, но и многочисленные фото, оставленные посетителями со всех стран.

    Одно печально, что Чингисхан — герой. Тогда давайте Петра 1 и Екатерину сделаем героями. Пётр 1 кровавые завоевания северных и др. народов называл "присоединением". Давайте всех кровавых завоевателей назовём героями. Ну я просто балдею от этого мира героев !

Добавить комментарий