По статистике каждые 5 секунд в мире рождается 300 незрячих людей. «Незрячий» – странное слово. Представьте, что вам надели на глаза черную повязку и ее невозможно снять. Хорошо, если повязка неплотная и сквозь ненавистную пелену ткани различаются силуэты, оттенки, предметы. Мир есть, но он тусклый, странно искаженный, неправильный. С таким представлением о мире на территории Кировоградской области живет около 2 тысяч человек. Взрослых, зарегистрированных в областном УТОСе. Сколько детей – сказать сложно. Им не ведется счет, на учет в УТОС ставят только достигнувших совершеннолетия.
В детском мире незрячих все по-другому. Мир сказок – только на слуху, игрушки – на ощупь, друзья – дома под присмотром взрослых, этих детей никогда не попрекнут фразой «Куда же ты смотрел?», и они, как никто другой, понимают значение высказывания «видеть сердцем». Какой путь слабовидящим предстоит пройти, чтобы хоть как-то суметь адаптироваться в этом темном царстве, мы и попытались узнать.
Отечественной системой образования для слабовидящих предусмотрены детские садики, школы-интернаты, вузов, естественно, для них нет. В Кировограде, например, есть два специализированных детсада – 46-й, на перекрестке улиц Гагарина и Луначарского, и 29-й возле старого автовокзала, где мы побывали. Туда ходят дети с нарушениями зрения. Полностью слепых сейчас среди них нет, а несколько лет назад была одна девочка, но сейчас родители увезли ее в Харьков, в специальную школу. Уютная, почти домашняя обстановка, в аквариуме плавают рыбки, щелкает клювом попугай. Ребята дошкольного возраста здесь приобретают первые навыки социализации. Общаются, готовят утренники и праздники, проходят необходимые лечебные процедуры в виде игр. Воспитатели говорят, что малыши очень любят процедурную, в которой нет пугающего «медицинского» духа. Некоторые родители приводят своих чад только на время коррекции зрения, а потом забирают домой. Все демократично, а главное – бесплатно.
Известную систему Брайля здесь не изучают. Рано. Да и хоть слабо, но видящим она в жизни может не пригодиться.
— Они замечательные, — говорит заведующая Юлия Катеринич, глядя на тихо посапывающих во время сонного часа детишек. – Добрые, отзывчивые, талантливые. Мало у кого этот порок врожденный. Многие малыши родились полностью зрячими, но потом, в результате осложнений после того же гриппа, зрение резко упало…
К сожалению, констатируют медики, естественный прогресс со зрением у этих малышей наступит, если случится чудо. Надо только не усугублять, поддерживать зрение на том же уровне и учиться жить с этой проблемой.
Жить, учиться, получить полноценное среднее образование дети с проблемами со зрением могут в Кировоградской специализированной школе при интернате, который находится на Новониколаевке, а также в Знаменском и Светловодском интернатах для слабовидящих. Здесь ребята учатся по полноценной школьной программе, по окончании школы получат стандартный диплом ООШ, только кроме обычных школьных предметов они еще изучают специфические – в частности, социально-бытовую реабилитацию. К примеру, в разделе «Продукты питания» учащиеся пробуют овощи, фрукты на ощупь, практически на ощупь учатся их готовить, в «медицине» школьникам показывают и рассказывают, как оказать себе первую помощь, как найти в городе аптеку. Когда дети изучают транспорт, то выходят на «экскурсии» — запоминают, как заходить в маршрутное такси, автобус, где размещены сиденья и т.д.
Как рассказали учителя Светловодской специальной общеобразовательной школы-интерната, у ребят с ослабленным зрением очень развита сенсорная память, интерьер и ландшафт они воспринимают по отношению к себе. В помещении для них очень важно запомнить, где находится центральный предмет, так называемая точка отсчета, которой могут стать стол, тумбочка, кровать. На улице эту же роль может играть обычное дерево. Расположение остальных предметов, домов, улиц запоминается относительно этого предмета, ситуативно выбранного центральным.
Например, одна девочка, практически слепая, наизусть знает количество ступенек и метров, разделяющих поворот от поворота в здании школы. И, глядя на нее, весело скачущую по коридорам, сложно представить, что она ничего не видит.
Такова особенность незрячих детей, что помимо дефекта зрения у них часто наблюдаются и недостатки в речи, движениях, они просто не могут копировать взрослых. Поэтому в школах работают также логопеды, которые постоянно занимаются со школьниками. Кстати, специалисты отмечают, что полная или частичная потеря зрения компенсируется развитием других способностей. В Светловодской школе-интернате, например, училась девочка, которая видела очень и очень плохо, зато изумительно вязала. На ощупь.
Весь дидактический материал адаптирован к особым потребностям учеников. Учебники здесь большие, с крупным шрифтом и громадными иллюстрациями. Для того, чтобы слабовидящие могли увидеть хоть что-то, в интернате есть мультимедийный экран, на котором можно воспроизводить каждую страницу текста. Кстати, таблицу умножения ребята запоминают на слух, как стих, или же зрительно, ориентируясь на изображение экрана. Привычными школьными досками здесь, естественно, пользуются очень редко. Весь необходимый наглядный материал преподаватели изображают на индивидуальных карточках – крупно, яркими фломастерами. Кстати, в таких школах есть и лингафонные кабинеты – они незаменимы при изучении гуманитарных предметов, особенно литературы. Здесь школьники слушают художественные книги, параграфы учебников. Но чаще всего им читают учителя. По нескольку раз, буквально «разжевывая» все, раскладывая по полочкам памяти. В классах интернатов мало детей, поэтому учителя могут работать с каждым фактически индивидуально.
Незрячие дети де-факто имеют все шансы получить нормальное среднее образование, которое можно при желании продолжить в профтехучилище или вузе. Де-юре тоже. Кировоградский интернат подписал договор с КГПУ им. Винниченко о квотах для своих детей, которые могут поступать сюда вне конкурса. После окончания Светловодской специализированной школы выпускники могут продолжить обучение в Новоукраинском ПТУ (по назначению врача), в Геническом медучилище, где готовят великолепных массажистов, или попробовать свои силы в педуниверситете. Но сегодняшние студенты, заезжая на время учебы в родную школу, жаловались – тяжело все-таки дается незрячим обычная образовательная программа, не адаптированная под «особые потребности» детей. А те, кто стал на учет в УТОСе, могут воспользоваться шансом и поступить в Харьковскую юридическую академию.
Председатель областной организации УТОС Борис Батехин говорит, что не часто, но сталкивался со случаями, когда незрячие люди после окончания вузов работали бухгалтерами, экономистами, юристами… Хотя, кажется, это скорее исключения из правил. Все-таки большинство слабовидящих находят работу в системе учебно-производственных предприятий Всеукраинского общества слепых, которые, к сожалению, во время кризиса остановились. В зависимости от степени сохранности зрения они становятся сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками — при условии предварительного обучения на рабочем месте:
— Мы даем незрячим возможность приоткрыть свой темный мир, общаться с людьми, не понаслышке знакомыми с одной и той же бедой. У нас есть хор, мы часто играем в шашки (со специальными выемками для фишек. – Авт.), разговариваем, — рассказывает Борис Леонидович. Он сам потерял зрение 9 лет назад, в 45 лет. Сложно было смириться с этой темной постоянной «повязкой». Годы депрессии, замкнутости, отчаяния. Говорит, ему помогли люди. Знакомые, которые не дали остаться один на один с горем, буквально через силу вытащили его в свет, выбрали председателем областного УТОСа. Теперь он живет практически полноценной жизнью. Пользуется «говорящим» мобильным телефоном, много рабочей информации держит в голове, ждет, что на специальные тифлокомпьютеры, которые уже есть в УТОСе, поставят программу Джауса… А еще членство в УТОСе дает право на отдых в ведомственных санаториях и киевском реабилитационном центре, который, по рассказам пациентов, творит настоящие чудеса, прежде всего — психологические.
— Очень обидно, когда самостоятельно не можешь человеку помочь. Вот недавно к нам мама привела 19-летнего сына. Я говорил с ним часа полтора, бился… Он кричит,
нервничает, повышает голос на мать: «Зачем ты меня сюда привела?» Я говорю, мол, родители не вечны, ты должен сам научиться деньги зарабатывать, а там, глядишь, и семью создашь! – говорит Борис Батехин. — Но все оказалось бесполезно. Отчаявшийся слепой мальчик отказался от социализации…
Но закончить хотелось бы хорошим примером. В Кировограде живет женщина, совершенно слепая. Она пишет стихи. И иногда читает их слушателям со сцены. Красивая женщина с великолепно поставленным голосом декламирует свои произведения, не глядя в блокнот. Пальцами рук она перебирает белую бумагу. Точка-точка-точка… Она пишет стихи шрифтом Брайля, которому у нас практически нигде не учат. И в разнообразии слегка выпуклых точек слепая поэтесса научилась в темноте видеть свет…
В 70-Х ГОДАХ В ЛИПЕЦКЕ Я ПОЗНАКОМИЛСЯ С БОРИСОМ БАТЕХИНЫМ, ПОТОМ ЖИЗНЬ РАЗБРОСАЛА НАС.БОРЯ,ЕСЛИ ЭТО ТЫ ОТЗОВИСЬ.
Чудова стаття! На мою думку, найкраща у номері! Про це треба говорити, а не тільки про тарифи. У мене племінник теж інвалід по зору, закінчив подібний інтернат для дітей з вадами зору, тепер навчається у фінансовій академії. Таким дітям особливо потрібна підтримка, і не обовязково матеріальна. Дякую за матеріал.