Последние недели экономические новости больше напоминают фронтовые сводки военного времени: столько-то предприятий остановилось, столько-то рабочих оказалось на улице. Подобная картина наблюдается во многих странах, независимо от уровня экономического развития — в США, ЕС, Китае, России и Украине. Несмотря на то, что кризис-2008 носит интернациональный характер, в каждом отдельном государстве он проявляется по-разному. Противодействуют кризису тоже по-разному. Побывав на международной выставке в Шанхае, представители кировоградского завода «Гидросила» поинтересовались, в числе прочего, особенностями борьбы с последствиями финансово-экономического кризиса в Поднебесной.
Для начала — пару слов о самой выставке. Шанхайская Bauma China является одной из трех крупнейших в мире тематических выставок строительных и дорожных машин. Проводится это грандиознейшее мероприятие раз в два года. В 2008-м, в четвертой по счету экспозиции Bauma China, участвовали порядка 1500 компаний из 30 стран мира. Кировоградская «Гидросила» представляла в первом по величине городе Китая свою продукцию на правах производителя гидравлических узлов и агрегатов для строительных машин. Наше предприятие смело можно назвать завсегдатаем шанхайского «саммита» ведущих мировых строителей и дорожников, ибо делегация «Гидросилы» принимает участие в выставке уже в третий раз.
По мнению генерального директора машиностроительной компании «Гидросила Груп» Юрия Титова, экономические проблемы определенно сказались на работе очередной экспозиции Bauma China:
— Мировой экономический кризис, наоборот, еще больше оживил ход выставки, добавил новых участников и гостей мероприятия. В этом году в Bauma China участвовали даже те компании, которые раньше не проявляли интерес к работе экспозиции. Это понятно, в условиях спада экономики нужно искать новых деловых партнеров, расширять рынки сбыта, прикладывать больше усилий для того, чтобы увеличивать объемы продаж.
Азиатский рынок сам по себе очень емкий. Пока что мы представлены в Азии одним продуктом — гидростатическими трансмиссиями (ГСТ) под привод автомобильных бетоносмесителей. В этом отдельно взятом сегменте рынка мы занимаем достаточно уверенные позиции. По оценкам наших дилеров, доля гидросиловских трансмиссий составляет где-то 35-40% от общего числа поставляемых на автомобилестроительные заводы агрегатов. Таким образом, итогом шестилетнего продвижения продукции кировоградского завода в Азии стало увеличение объемов рынка от нуля до сорока процентов. А это очень неплохие показатели.
К сожалению, кризис значительно повлиял на производственную деятельность наших азиатских партнеров. Продажи их строительных машин упали едва ли не наполовину, в основном из-за уменьшения экспорта, потому что китайские компании поставляли много машин за кордон, а строительная индустрия переживает кризис во всем мире. Но это не значит, что мы потеряли азиатский рынок. Все наши партнеры подтвердили, что, как только экономика оживет, они будут готовы и дальше с нами работать.
Представители многих компаний, с которыми мы общались на этой выставке, рассказывали, что дела у них идут не очень хорошо, ситуация в экономике достаточно сложная, однако в других странах, в отличие от Украины, существует стратегия правительства по преодолению последствий кризиса. И не просто существует на бумаге, а воплощается в жизнь. В частности, в том же Китае государство в течение двух последующих лет выделяет для поддержки строительной отрасли 600 млрд. долларов. Эти средства пойдут на четыре государственные программы: строительство автобанов (хотя у них там и так дороги очень хорошие), строительство социального жилья (квартиры в этих домах будут не продаваться, а выдаваться определенным категориям граждан КНР), ликвидацию последствий землетрясения в провинции Сычуань, проведение в Шанхае всемирной выставки «ЭКСПО-2010».
К слову, в Шанхае невооруженным глазом заметно, как идет подготовка к этой выставке. По всему городу ведется строительство жилых домов, новых офисных зданий, гостиниц, самого выставочного комплекса. Когда мы были в Шанхае два года назад, там шло строительство олимпийских объектов, сейчас возводятся объекты к «ЭКСПО-2010». То есть если в Шанхае строительная отрасль из-за кризиса и снизила обороты, то ненамного…
Руководство КНР берется за целевое финансирование строительных работ в расчете, что дальше строители по цепочке «подтянут» за собой другие отрасли экономики: металлургию, машиностроение, производство строительных материалов, электроматериалов и так далее. Не говоря уже о том, что строительство крупных объектов создаст много рабочих мест.
Кроме этого, на сегодня в Китае снижен целый ряд налогов для предприятий, возобновлены существенные льготы по свободным экономическим зонам. Сделано это для того, чтобы привлечь дополнительные внешние инвестиции…
— Видимо, с таким явлением, как невозврат НДС, китайские предприятия-экспортеры наверняка даже не знакомы?
— Практика невозврата экспортерам налога на добавленную стоимость отсутствует не только в Китае, но и в остальных экономически развитых странах. Сегодня рынки перенасыщены продукцией, в мире идет острейшая конкурентная борьба, при этом каждое государство поддерживает своего производителя, помогая сохранить конкурентоспособность в новых реалиях. Обратите внимание, в условиях кризиса в Германии, в США государство напрямую предоставляет предприятиям финансовую поддержку: через выкуп акций, через субсидии, через снижение учетных ставок по кредитам. Такие меры дают предприятиям возможность при финансовом «голоде» пользоваться более дешевыми оборотными средствами. В Украине же идет обратный процесс, оборотные средства «вымываются» из предприятий, еще больше усугубляя влияние кризиса.
Падение курса гривни — это следствие отрицательного внешнеэкономического торгового баланса. Свернули работу многие предприятия, ориентированные на зарубежные рынки, поэтому прекратился приток в Украину иностранной валюты. Что необходимо делать в такой ситуации? В первую очередь — поддержать экспортеров, которые приносят валюту, формируют положительный платежный баланс страны! В этих условиях невозврат предприятиям НДС — преступление перед отечественной экономикой!..
По ходу работы выставки Bauma China уже были заметны предпосылки структурных изменений рынка машин и комплектующих Китая, вызванных мировым экономическим кризисом. В результате перераспределения рынка в ближайшее время у многих компаний появится возможность увеличить свою долю продаж. Мы провели деловые переговоры со многими иностранными компаниями — азиатскими, индийскими, из Объединенных Арабских Эмиратов. Они готовы покупать наш продукт, если мы расширим номенклатурный ряд производимых агрегатов. Чтобы «Гидросиле» успеть занять новые ниши рынка, нашему предприятию необходимо предложить покупателю такую продукцию, которую мы на сегодня, увы, не имеем. Почему? Чтобы разработать новый современный качественный продукт, испытать его, запустить в серию, необходимо провести техническое перевооружение завода. Намеченная программа переоснащения предприятия на сегодня заморожена. Дальнейшая судьба инвестиционных проектов находится под угрозой. Опять же, потому что государство не выполняет своих обязательств по возврату НДС, в результате чего завод лишился средств, запланированных на техническое перевооружение (тогда как в Китае машиностроительные компании освобождены от уплаты НДС при импорте оборудования). Естественно, в нестабильных условиях мы не можем привлекать банковские кредитные ресурсы. По тем процентным ставкам, которые сейчас есть в Украине, новое оборудование никогда не окупится, теряется экономический смысл заниматься инвестициями и переоснащением производства. Неудивительно, что, имея схожие варианты вложения средств в Китае и в Украине, западные инвесторы однозначно делают выбор не в пользу нашего государства…