«Пройшло 75 рокiв вiд страшної пори Голодомору. I тi, хто сам пережив трагедiю i є її свiдком, сьогоднi мають вельми поважний вiк. Але пам’ять народна береже в собi кожен вчинок недолюдкiв i кожний приклад величезної людяностi, виявленi в трагичнi 30-тi… У пам’ятi зримо живуть свiтлi образи кожного з мученикiв, невинно убiєнних Голодом, за кого ми возносимо свої заупокойнi молитви до Господа. I нехай ще однiєю незгасимою свiчею пам’ятi про них буде це видання», — этими словами начинается «Национальная книга памяти жертв Голодомора 1932-33 гг. в Украине. Кировоградская область», большой черный фолиант, презентация которого состоялась на прошлой неделе в областном художественном музее.
Можно по-разному трактовать Голодомор, что и делают все без исключения политические силы, используя эти страшные страницы истории для своего пиара. Но, кто бы что ни говорил, в это время умирали люди — здесь, в Украине, на нашей Кировоградской земле. Страдали, мучились, пухли не от неведомой болезни — от голода… «Цена памяти у каждого своя, — говорит соавтор книги, начальник Управления прессы и информации Кировоградской ОГА Евгения Шустер, — кто-то глотает слезы над могилкой близкого под стареньким деревянным крестом, кто-то плачет у роскошного гранитного монумента. Не в атрибутике дело. Дело в памяти. И каждая страничка истории, каждый год должен иметь свою нишу, занять ее и покоиться в ней. Наверное, пришло время, пришли люди, которые могут дать этой истории оценку».
Когда пообщаешься с авторами фолианта, услышишь их рассказы, впечатления от общения со свидетелями голодных 30-х, прочитаешь — не бегло перелистаешь, а прочитаешь — страницы книги, становится не по себе. Жутко становится, когда с белых листов к тебе обращаются уже мертвые, тогда еще, в документах, — живые.
— Нет ничего страшнее, чем читать архив, — говорит Евгения Михайловна. — Одинаковый, каллиграфический почерк писарей — как под советскую копирку… В нескольких пожелтевших листах умещается целая жизнь поколения людей, большинства из которых уже не вернешь. А у тех, кому посчастливилось выжить, не сотрешь из памяти несчастные детство, молодость…
Окунувшись в мир воспоминаний, Евгения Шустер вспомнила и свою маму. И только теперь поняла, почему красивая статная женщина до последнего дня носила длинные юбки — потому что стеснялась открыть ноги, покрытые шрамами после голода 1932-33. Она так же, как и другие ее сверстники — 10-летние девочки и мальчики, — уже начинала пухнуть, но кто-то милосердный отвез детей в место, где можно было питаться кислой капустой и мерзлой свеклой. Тогда же Евгения Михайловна поняла, почему ее отец 20 лет после войны не носил орденов… Такое было время…
«Керiвники колгоспу їдять хлiб, молоко, сало, ще й продають борошно на базарi, а ти сиди голодний, пропадай. От я хочу знати, чи це по всьому СРСР робиться, чи тiльки в Знам’янському районi?» — интересуется безмолвный очевидец тех событий в своих воспоминаниях. Ответа на свой вопрос человек не получил — через несколько месяцев умер сам.
«Важно не сорваться с самого начала, а там уже многие отчаялись. Один уполномоченный на этой почве покончил с собой. Говорят — зарезался перочинным ножом», — выдержка из чьих-то воспоминаний. Разные были люди — разные уполномоченные.
Авторы, окунувшись в реалии Голодомора, открывшиеся 10 лет назад, для сравнения взяли «Історiю мiст i сiл», изданную в 1976 году и ставшую на то время Библией для студентов истфаков. Там подробно описывается, как Затонский и Каганович «поднимали село в тяжелое время засухи», как «отдавали свой хлеб крестьянам». А на самом деле — отнимали? Есть свидетельства очевидцев, которые рассказывают, как представители власти разъезжали по Кировоградщине с наганами и забирали последние крохи. Кто прав, мы теперь уже знаем…
Жительница Йосиповки Ольшанского района Любовь Винник вспоминает, что однажды, в 1933 году, ее мама пришла домой радостная. Она где-то нашла кусок мяса — то ли конины, то ли человечины — и поставила варить из него кулиш. Отец, когда вернулся домой и увидел горшочек, очень рассердился, вылил кипящее варево на улицу и сильно избил мать. Ее отвезли в больницу, и через несколько дней она умерла. В то время женщине было 29 лет. Чуть-чуть старше меня. Представляете, мать радовалась, что удастся накормить детей, а умерла от рук мужа. Такое было время…
Хоронили тогда без гроба. На дно наспех вырытой ямы клали солому, на нее труп, а сверху присыпали соломой или накрывали досками.
Дальше этот рассказ напоминает дневник Тани Савичевой из блокадного Ленинграда. Любовь Винник из голодной Йосиповки говорит: «Потiм померла бабуся (11-летняя Люба не успела донести ей кувшин где-то правдами и неправдами найденного молока). — Я пам’ятаю той день. Йшов сильний дощ. В ямi було багато небiжчикiв, i їх покривала вода. Туди ж кинули й бабусю. Я знов залишилась одна».
Эту книгу тяжело листать, строки с перечнем фамилий сложно читать людям, которые потеряли в то время своих родных. Это все равно, что стоять у могилы. Все равно, что найти холмик, который, казалось, затерялся среди миллионов «пропавших без вести».
Евгения Шустер повезла кировоградский том на всеукраинскую презентацию национальной Книги памяти в Киев. К ней подошел один из авторов столичного тома и попросил посмотреть наше издание. У него, оказывается, в то время родители жили на Кировоградщине.
— Он долго листал книгу, а потом остановился. Нашел, — говорит Евгения Михайловна, и у нее дрожит голос. С такой же просьбой к нашим авторам обратился и народный депутат, писатель Борис Олийнык.
А еще сотрудники управления прессы и информации в архиве, в списке погибших от голода жителей Головковки, нашли Андрея Мицного. Может быть, это родственник нашего губернатора? Или земляк? Василий Кузьмич не может сказать точно. Не у кого спросить…
Головковка Александрийского района тогда опустела наполовину. Александровка и того больше. Из воспоминаний очевидцев: «Теперiшня вулиця Ленiна була розрита. По обидва боки вiд неї були канави з водою. Пам’ятаю, що кожного разу, як я проходив цiєю вулицею, в канавi лежало повно людей: хто стогнав, хто молив їжi, а дехто лежав бездиханним. До мертвих приходили живi, рiзали и варили холодцi i продавали на станцiї Фундуклеївка»…
А на месте детского садика №3 было кладбище. Говорят, что люди, почувствовавшие дыхание смерти, сами приходили туда, умирать. Такое было время…
Не будем больше цитировать. А то совсем жутко становится…
Авторский коллектив кировоградского тома подошел к созданию памятной книги нестандартно. Помимо традиционного мартиролога (перечня фамилий погибших) они в первую часть книги включили описания населенных пунктов, рассказы, свидетельства. Мертвые заговорили. Когда к ним пришли живые. Когда живые захотели узнать правду. Страшно, но необходимо это знать.
Первый том Книги памяти Кировоградской области насчитывает 960 страниц и более 42 тысяч погибших.
— Я не знаю, как это было в других областях, но мы не приписали ни одной фамилии, — утверждает Евгения Шустер. — Наоборот, считаем, что в первом томе — только верхушка айсберга. Если работать дальше, то всплывут еще тысячи фамилий, рассказов, воспоминаний.
«Дiяльнiсть пошукових груп продовжується. Ще i ще раз вони зайдуть в дома, поговорять зi свiдками, хто пам’ятає загиблих та голоднi днi, перегорнуть кожну сторiнку архiвних документiв. По новим результатам роботи будуть ухваленi наступнi тома Нацiональної книги пам’ятi», — этими словами заканчивается черный фолиант. Вспомним и помолчим… И не надо политики.
Все путем, ребята! Нам не привыкать. То Малую Землю конспектировали, то " Украина не Россия" в школах учили. Теперь Голодомор. Ну не могут наши вожди без приколов! Посмотрим, что учудит следующий президент. Правильно сказал Пушкин: "…чинами от ума избавлен…"
Алексу
Я где — то читал историю про одного музыканта, который настолько увлёкся своей творческой деятельностью, что однажды случился казус : вызывает мастера на дом, чтобы отремонтировать пылесос, говорит, так и так, не тянет пыль. Ну, мастер включил — работает, дальше проверил — а пылесборник забит до отказа. Что вы мне голову морочите — негодует мастер, не видите, здесь полно пыли ? Музыкант так посмотрел задумчиво, и говорит — вы знаете, я никогда не задумывался о таких подробностях, мне казалось пыль попадает в пылесос, ну а дальше идёт по электрошнуру в розетку, а затем, выбрасываеться где — то на улице…
Вот, Алекс , вы мне напоминаете такого интелигента, живущего на 31 этаже, и увлёкшегося своими теоретическими размышлениями.
Вы пишете "Что касается юридической квалификации преступления,то сначала необходимо провести расследование.Это еще не сделано "
Ну так в чём проблема, сами и проведите расследование, поговорите с простыми людьми, а они расскажут вам то, что слышали от своих родителей, непосредственных свидетелей.
А вообще предыдущие комментаторы правы — нельзя жить только прошлым.
Да разговор же не о мёртвых, а о живых, которые устраивают свистопляску на костях. Последние 2 (ДВА!!!!) года ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ. Эта тема к памяти уже давно не имеет никакого отношения — она прочно заняла место рядом с русским языком, Черноморским флотом, газом, НАТО, Мазепой, западенцами, москалямы и кто красивее — Юля или Вити. Ни больше ни меньше. Это ещё один повод плеваться, буцаться (хоть не резать пока что) друг друга. Какое уважение к невинно умершим, о чём вы? Нельзя жить на кладбище. Нужно помянуть и жить дальше. А не превращать смысл существования государства в постройку повсеместной древней гробницы.
я думаю, то что у людей в селах отбирали все продукты, а за пригоршню зерна или даже один взятый с поля колосок расстреливали (знаю о чем говорю — родственники рассказывали) — это повод назвать голодомором, когда морили голодом умышленно.
В 32-ом, если правильно помню, урожай был хороший. Бабушка рассказывала, что зерно гнило на складах. Свиней на фермах кормили хлебом и мороженной рыбой…
А люди даже ели друг друга чтобы выжить….
Так голод или голодомор?
Что касается юридической квалификации преступления,то сначала необходимо провести расследование.Это еще не сделано.Очевидно,начало должно положить научная историческая оценка.Сам Кульчицкий,один из придворных историографов, лет десять назад писал именно о голоде.И только пообщавшись с американскими экспертами,пришел к выводу,что был голодомор.Отмечу,далеко не все американские историки разделяют эту точку зрения.Но в любом случае-не будем ставить телегу впереди лошади.
Автору.Написанный текст не принадлежит автору,он начинает жить самостоятельной жизнью.Вы этого не учли.Вы используете понятие Голодомор,как Вы полагаете,как синоним голода.Но смысл голодомора-сознательное уничтожение человека голодом,но ведь именно это еще нужно доказать,то есть субъективный фактор.В контексте украинской историографии,голодомор-геноцид.И эта идея пропагандируется с начала незалежности в школьных и вузовских учебниках,СМИ,везде.Поэтому,если действительно хотели отмежеваться от идеи геноцида,то нужно было четко,лапидарно заявить о своей позиции.А так,статья воспринимается как набор свидетельств геноцида.Следите за словами.
Автору
Цитата: "Так что надо просто признать этот период, как трагичный для населения Украины и не делать из этого шоу или прецедент для политических бонусов. На горе строить рейтинги ни одно, ни другой диаметрально полюсной силе как минимум не этично".
=====================================================================
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН!!! И вообще. История нашей страны (Малороссии в РИ, УССР в СССР) сложная и неоднозначная. Были трагедии, были победы. Но это история НАШЕЙ страны. И ее создавали наши предки. Ее нужно как минимум уважать. Да, был голод. Да, виновата была власть. Были репрессии, виновата была тоже власть. Но жить постоянно в трауре НЕЛЬЗЯ!!! Делать из страшной трагедии фарс НЕЛЬЗЯ!!! НЕЛЬЗЯ праздновать "победу" под Конотопом! НЕЛЬЗЯ восхвалять Выговского и Мазепу! НЕЛЬЗЯ с утра до утра по всем каналам ТВ показывать только негатив: мировой финансовый кризис, паралич власти, рост цен, падение гривны, рост безработицы, возобновление задержек зарплаты, угроза невыплаты пенсий и пр. и пр. И на всем этом фоне — пышное "празднование" Голодомора, отчеты о количестве погибших от голода, об установленных крестах и памятниках! Безусловно, помнить нужно. НО ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В МЕРУ! И, главное, на пользу ныне живущим и последующим поколениям. Это не кощунство, это жизнь. А ЧТО ПОЗИТИВНОГО ВИДИТ В НАШЕЙ ИСТОРИИ, В НАШЕМ СЕГОДНЯ ВЛАСТЬ??? А потом удивляемся, почему за 2 месяца почти в два раза выросло количество самоубийств…
Тарас, ну вам же сказано было помолчать))
Олег, нам до завтра помолчать? Или до послезавтра?
Цитата из коммента Алекса
"Есть преступление,но не такое,которое можно было бы назвать геноцид."
Ну и как же назвать это преступление ?
Слово Алексу (остальные пока помолчите)
О чем полемика? Если вы обсуждаете статью, то должны были бы обратить внимание, что я не акцентировала внимание на ГЕНОЦИДЕ. Потому что сама так не считаю. Был ГОЛОД. Была трагедия не народа (нации), а отдельных-и таких большое множество — семей, людей. Голод был не только в Украине, а и на Поволжье. Так что надо просто признать этот период, как трагичный для населения Украины и не делать из этого шоу или прецедент для политических бонусов. На горе строить рейтинги ни одно, ни другой диаметрально полюсной силе как минимум не этично. ИМХО
Алекс, я вам еще раз повторяю, что никто не говорит, что геноцид проводил русский народ. Проблема русского народа в его рабской психологии, которая всегда приводит к образованию тоталитарному государства от которого страдают как сами русские так и окружающие народы, которые попадают в сферу их влияния.
Вы спрашиваете почему прекратился голод? Да потому, что выморили всех, кого хотели, выполнили поставленные задачи, поэтому и прекратили. Иначе не осталось бы, вообще, кому работать на вашу империю.
Уровень полемики поражает.Подумайте,был голод,а затем прекратился.Это произошло само собой?Или все-таки нужно было принимать системные меры,на что способно только государство?Документы можно найти и Кировоградском архиве.Но,подчеркиваю,еще ни один архивист Кировограда,Киева не нашел документа о целенаправленной акции геноцида.Значит,нет умысла ,нет состава преступления квалифицируемого как геноцид-ст.442Криминального кодекса Украины Есть преступление,но не такое,которое можно было бы назвать геноцид..Я хочу разобраться,хотя ст.6 Закона Про голодомор 2006 всех несогласных представляет как правопорушиками.Хотя кто прав,а кто нет-решать нужно не в суде,а в ходе научных дискуссий.Напомню слова Вольтера-я не согласен с мнением выступившего,но сделаю все,чтобы он мог высказать свое мнение.Именно это демократия .Учитесь читать.Даже в предложенной статье,где использованы воспоминания очевидцев,нет фактов уничтожения одного народа другим.Я ошибаюсь?Приведите мне соотвестующую цитату.
Алекс, а вы сами читали эти архивы, не копии в интернете, а именно оригиналы ? То о какой объективности может идти речь ?
Или вот такой простой вопрос на Украине тогда был голод, допустим, по вашему, Алекс эта беда случилась из — за неурожая на Украине. Но тогда задайте себе вопрос, почему Сталин не распорядился чтобы привезли зерно из других регионов СССР ? Ведь и тогда и раньше был железнодорожный транспорт, позволявший за неделю привезти продукты .
Вообще, извините за предельную откровенность, вы мне напоминаете одного из российских коммисаров Интернета, которые в последние годы проявляют особую активность.
Кто желает, почитайте статью на эту тему, вот цитата из статьи
*******************************************************
"Комментарии простых россиян поражают свирепым единодушием читателей. Такое чувство, что Америка напала не на проявивших немотивированную агрессию арабов, а на саму Россию. Пользователи Интернета в своих откликах на форуме проявляют практически такую же дикую злобу, как их исламские подзащитные. И, что интересно, никаких им имамов не надо! Сами так ошалели от злобы, что мне, после 12 лет врозь, иногда непонятно, на русском ли языке излагается мнение".
Большинство исследователей, цитирующих выступления с веб-форумов Рунета, делают однозначный вывод, что в большинстве своем целиком и полностью поддерживают руководителей государства, что российская интеллигенция и молодежь вдруг разом превратились в злобных и агрессивных "отморозков". Но мы попытаемся здесь реабилитировать мыслящую Россию, выражающую себя в Интернете.
Довольно давно у нас возникли сомнения, действительно ли это российское общественное мнение так малопристойно представлено на форумах Рунета? Действительно ли это всего лишь "комментарии простых россиян", которые всех наблюдателей "поражают свирепым единодушием читателей?"
**********************************************************
Более подробно читайте здесь
http://h.ua/story/96938/
"Сталинское правительство принимало меры по преодолению голода."
Ха-ха-ха! Это которое это все организовало и выгребало все до последнего зернышка? Вы это издеваетесь или решили пойти по пути Гебельса?
Врать будете кому-то другому, я обо всем что происходило знаю со школьных лет от прямых свидетелей, когда мать моей бабушки умерла от голода, оставив шестерых детей и как люди ели бурьян.
Никто не обвиняет в этом русский народ, который к тому времени был в положении бессловесных рабов, согласных терпеть любой произвол и позволявший командовать собой кому угодно. Да, это был геноцид со стороны Кремля, имперской кремлевской власти. Хотя заодно с украинцами под раздачу попали и русские жившие в русских селах, например, Покровское, Клинцы в 20 км от Кировограда.
Я различаю голод и голодомор.Голод понимаю как трагедию.Но я хочу быть объективным.Я не знаю работ,где доказан геноцид.Архивные материалы свидетельствуют о голоде.И ни о чем более.Сталинское правительство принимало меры по преодолению голода.Это не оправдание,но доказательство того,что геноцида не было.Еще раз,на все эти выводы есть архивные материалы,в том числе опубликованные.Исторические события не уходят в прошлое.Они приобретают иную форму бытия.Поэтому в 21 ст. голод 30-х дополняется новым смыслом,который ему придают националистческие партии и движения.Сегодня эта тема элемент идеологической борьбы.И не видеть этого не может только слепой.
Алекс, вы не имеете права говорить о том что кто-то эту тему "раскручивает". Я не желал бы вам, чтобы кто-то то из ваших родственников умер в те годы от голода, но если бы вам рассказывали об этом бабушки в детстве, вы бы так не говорили. В СССР на эту тему было наложено строжайшее табу. Вот это как раз и было самое настоящее кощунство.
Алекс, ну вы даёте, вообще ! А вы не задавались вопросом, почему тогда голод не коснулся горожан ? Почему вокруг деревень стояли военные, и не пускали голодных селян дальше своей деревни ? Так что именно геноцид — подходящее слово.
А воообще, думайте, о чём пишете, вот ваша цитата
"Система породила голод,но и преодолела его."
Это всё равно, что сказать,"я тебе выбил зубы, я тебе их и вставлю". Вам, приятно будет, если вам такое сделают ?
И ещё, вы пишете "межнациональная рознь". А что, россияне не называют украинцев хохлами ?
Даже цитируемые фрагменты свидетельствуют о голоде,но никак не голодоморе=геноциде.Но ведь именно с этой целью-показать уничтожение одного народа-другим- в годы холодной войны в США стали раскручивать эту тему, а сегодня подхваченную националистическим руководством страны.Как можно игнорировать современный контекст,неужели мы разжигаем межнациональная рознь?А советское время только Голодомор?Значит,кто жил в советское время-деды,отцы,все это-совки?Значит,прервалась связь времен,поколений?А как может существовать народ,нация,без связи поколений?Система породила голод,но и преодолела его.Результат-удалось избежать фашистского геноцида,создать самую развитую республику СССР-УССР.Сегодня мы живем за ее счет.Назовите крупную стройку времени незалежности.Мы проели Криворожсталь.И это нам хлеб присланный из индустриальных 30-х.