20 ноября в киевском Доме кино прошла презентация фильма «Маленьке життя», где его автору, нашему земляку Александру Жовне представитель Митрополита Владимира вручил почетную грамоту Священного Синода Украинской Православной Церкви и орден 1020-летия Крещения Руси.
— Ваш фильм еще до его премьеры успел побывать на двух кинофестивалях — «Покров» и «Молодость». Ваши впечатления от фестивалей? Как вы восприняли первые отклики критиков, в частности негодование члена жюри КФ «Молодость» Юрия Макарова, который назвал ваш фильм позорным?
— Прежде всего хочу сказать, что наш фильм изначально не преследовал каких-либо фестивальных интересов. У нас была совершенно иная, конкретная цель, осуществляемая в рамках всеукраинского социального проекта «Велике серце маленького життя», инициированного группой компаний «Фокстрот» и Миссией социальной помощи детям Украинской Православной Церкви. Проект, в который были вовлечены дети-сироты 528-ми детских домов-интернатов Украины. А то, что наш фильм попал на кинофестивали, для нас почетно.
Что касается реакции Макарова. Естественно, неприятно слышать такое от кого бы то ни было. Но если вдуматься, сказанное — это всего лишь произнесенные слова. Я, например, мог бы сказать, что у Макарова недостаточный вкус, или успокаивать себя тем, что он далеко не профессионал в кино, или еще что-то…
Есть у человека позиция, есть, видимо, серьезная мотивация, раз он готов отстаивать свою правоту даже на дуэли. С другой стороны, теперь многим захочется посмотреть, что же там за позор такой? Между тем есть ведь и другие мнения. Тот же председатель жюри г-н Ассантэ по поводу нашего фильма воскликнул: Вeautiful film! Насколько я сведущ в английском, в переводе это звучит далеко не «позор». Опять-таки, какая-то до боли знакомая картина — украинец Макаров негодует, француз Ассантэ растроган.
Конечно же, я прекрасно знаю, что наш фильм отнюдь не совершенен, и вижу все его недостатки, быть может, лучше, чем кто-то еще. Нам было очень трудно, но у нас было огромное желание что-то сделать. У нас не было полноценной группы, техники. Мы снимали камерой, которую сегодня можно сыскать разве что в музее истории кино. Ее обслуживал восьмидесятипятилетний механик с болезнью Паркинсона, которого накануне сбил автомобиль. У него дрожали руки, и он не попадал в гнездо камеры, чтобы вставить объектив, группа стояла и ждала, когда же это случится. Но я преклоняюсь перед этим человеком, который отдал свою жизнь и любовь кинематографу и до сих пор остается верен ему, исполняя свою работу за гроши. Экономя деньги, мы снимали без трансфокатора. Кто-то когда-нибудь снимал кино без этой штуки со времен Великого Немого, не говоря уже о кранах? Без художника, без декораторов, без осветителей, рабочих, строителей, — мы все делали своими руками вдвоем с моим другом. В фильме снялись простые жители заброшенного в степях городка Новомиргорода и сделали это не хуже профессионалов.
В то время, когда какой-нибудь вскормленный советской эпохой псевдоинтеллектуал, закинув ногу на ногу, рассуждает о проблемах украинского кино, мы — непрофессионалы — пытаемся что-то делать. И мы все-таки сняли кино, подчеркиваю — любительское кино, от большой любви к кинематографу. Мы делали это впервые в жизни, нас никто не учил снимать кино. И наш фильм единственный от Украины отбирают на профессиональный кинофестиваль. Для нас это успех.
Вместе с тем замечу, что принимать участие в фестивале мы не собирались и фильм не готовили. Нас пригласили в последний момент после того, как на фестивале православного кино «Покров» мы показали такой же сырой вариант, как и на «Молодости», и нас удостоили третьей премии. А не ругают тех, кто ничего не делает. Я впервые на фестивале в качестве режиссера и впервые столкнулся с фестивальным закулисьем, которое не лишено интриг, предвзятости и просто непорядочности. Сейчас в Интернете подхвачена лживая версия того, что я сказал перед сеансом «Маленькой жизни». Будто сравнивал наш фильм с фильмами Тарковского. Это полная чушь и откровенное вранье. Да, я упоминал имя Тарковского и его картину «Сталкер», которую смотрел студентом именно в том же синем зале кинотеатра «Киев». Но не говорил, что его картины похожи на наш фильм, как пишут сейчас отдельные журналисты.
Ну да ладно, видимо, нечестность — это неотъемлемая часть подобных соревновательных форумов. Главное в другом — кино наше состоялось, несмотря ни на что, и оно нам нравится, и не только нам. А то, что у нас не было мало-мальски современного технического кинооборудования, — может, и к лучшему, мы не повторяем тех художественных стереотипов, к которым так привык обыватель от кино, и таким образом избежали попсы, с которой так свыклись современные киноманы. Я искренне рад за своих земляков — обычных, простых людей, не снимающих звезд с неба, которые сумели справиться с этой сложной задачей. И я их всех от души поздравляю.
Сегодня я получил предложения приобрести наш фильм от Колумбийского университета, а также от Ukrainian Edukation Council of Australia…