В условиях мирового финансово-экономического кризиса особенно актуальным — в числе прочих — становится вопрос возврата долгов. Кредиторы начинают понимать, что возвращать свои деньги нужно сегодня, иначе завтра можно не получить ничего. Сами же должники совершенно внезапно сталкиваются с собственной неспособностью расплачиваться по счетам…
К директору консалтинговой компании «Кредит» Геннадию Бурхану за квалифицированным советом сейчас массово обращаются и те, и другие. Сегодня на страницах «УЦ» мы приводим, так сказать, базовые рекомендации от признанного эксперта финансовой сферы, которые сегодня реально нужны многим.
Так, от должников много вопросов поступает касательно кредитов…
— Во-первых, сейчас многие банки повысили процентные ставки. И значительно, на 5-7 процентов. Где еще не повысили, там повысят завтра. Такое право у банка есть, сомневаетесь — перечитайте договор.
Если по каким-то причинам вы оказались неплатежеспособны, совет один: идите в банк и оговаривайте конкретику этого вопроса. Скорее всего, вам пойдут навстречу — банку выгодней держать заемщика, чем отбирать залоговое имущество — ту же машину или квартиру — и начинать ее продавать. Своих денег сейчас он все равно не выручит. Поэтому, скорее всего, вам удастся или не повышать 3-4 месяца процентную ставку, или отсрочить сам платеж. В любом случае с банком надо по этому поводу общаться, — утверждает Бурхан.
Пока одни думают, как отдать деньги банку, другие бросились их оттуда забирать, в том числе досрочно. А это уже стало проблемой. Хотя «между строк» говорится, что в экстренных случаях — смерть, выезд, необходимость срочного лечения и т.д. — ограничения не должны применяться. Сейчас все ждут официальных разъяснений от Нацбанка по этим вопросам. В то же время «подводных камней» на этом, и не только этом, пути вкладчику может попасться достаточно…
— Люди часто сталкиваются с такими ситуациями: скажем, в Кировограде есть банк, у которого по городу много отделений. Человек положил деньги на счет в том из них, где ему удобно. Потом он туда обращается, чтобы забрать деньги, — пишет заявление, дает подтверждающие документы. Ему говорят: «Придите через два дня». Приходит через два дня: «Мы направили в головной офис — там в Киев, Донецк, или еще куда-нибудь, — и вам отказали».
Во-первых, в такой ситуации всегда нужно требовать отказные документы в письменной форме — чтобы отказ можно было обжаловать в контролирующих органах или суде. Во-вторых, обращаться нужно сразу не в одно из отделений, даже если оно «ваше», а в головной офис на месте, то есть туда, где сидит руководство областного или районного филиала или управления. И идти на прием к руководителю или заму, непосредственно курирующему эти вопросы. Так вы ускорите процесс получения любого — положительного или отрицательного — ответа на ваши требования и быстрее сможете сориентироваться, как действовать дальше.
Далее. Есть проблема в том, что тем, у кого закончился срок депозитного вклада, который лежал, например, в долларах, в банке говорят: «Долларов у нас сейчас нет, давайте мы выдадим вам по курсу в гривнях». Конечно, если вам сейчас срочно нужны гривни, то взять их можно. Но: не факт, что курс, по которому вам обменяют ваши доллары или евро, будет для вас выгоден и, тем более, что завтра вы не потеряете на курсовой разнице еще больше.
Помните: банк обязан отдать в той валюте, в которой брал. Отказать вам не имеют права, — утверждает эксперт. Это что касается должников. Что же до кредиторов, профессиональную помощь которым, то есть коллекторские услуги, также оказывает компания «Кредит», то им Геннадий Петрович настоятельно рекомендует поспешить:
— Сейчас количество клиентов начало резко увеличиваться — буквально в течение последних двух недель-месяца. Обращаются и юридические лица, и страховые компании, и физлица, которым должны.
Правда, у многих этот «поезд» уже ушел: нет документального подтверждения долговых обязательств либо они не должным образом оформлены. Однозначно, делать это желательно в нотариальном виде — нотариус и подскажет, и взыскание тогда легче, либо хотя бы в присутствии свидетелей, которых потом можно пригласить на судебное разбирательство.
Конечно, у юридических лиц, как правило, есть документы, договора, накладные и т.д. Но большая беда в том, что сейчас те, кто обращается, имея на руках документы, уже слишком сильно «затянули» процесс. То есть до поры до времени они сами звонили, встречались, а теперь выясняется, что если должник — юридическое лицо, то он уже в стадии банкротства, уже продал все свое оборудование или фирмы вообще уже нет…
Еще один нюанс: мы предлагали многим коммунальным предприятиям Кировограда оказать помощь во взыскании долгов со злостных неплательщиков. Наши коммунальники, правда, пока не готовы сотрудничать с коллекторами, хотя их киевские коллеги практикуют это давно и эффективно.
У нас есть для этого инструменты и возможности. Так, на базе «Украинской коллекторской группы», представителем которой в регионе является «Кредит», существует колл-центр, работники которого — специалисты-психологи, на первом этапе занимаются напоминанием, предупреждением, каждый день ведут работу с должниками в телефонном режиме. Это продолжается около недели. Если это не имеет действия, подключаются выездные бригады, работающие непосредственно в личном контакте с заемщиком или неплательщиком, разъясняя ему, чем грозит его поведение в юридическом плане, если и это не помогает — за дело берутся уже юристы…
И Геннадий Бурхан, и многие его коллеги отмечают: сегодня «платить по счетам» придется в первую очередь тем финансовым структурам, которые в погоне за высокими процентами раздавали кредиты «налево и направо». Похоже, в ближайшее время нас ожидает просто-таки бум востребованности услуг профессиональных «выбивателей долгов» — коллекторов, а в более дальней перспективе — коренной пересмотр основ деятельности всех без исключения финучреждений…
Уж у кого в гору пойдет бизнес, так это у продавцов утюгов и паяльников)))