Новые времена давно уже отменили деление профессий на мужские и женские. И, тем не менее, мы до сих пор удивляемся, видя молодого парня в халате медбрата или девушку за рулем такси. Единственная в Кировограде женщина-водитель маршрутки Ирина Петрова коня на скаку остановить пока не пробовала, но управляется со 110 лошадиными силами, скрытыми под капотом «Газели», запросто.
Вождение автомобиля для Ирины — это увлечение, в какой-то момент ставшее профессией. Вообще же «бензин в крови» девушка унаследовала от своего отца.
— Папа — автомобилист-любитель с большим стажем, — рассказывает Ирина Петрова. — Наверное, пристрастие к машинам передалось по наследству, так как я с юных лет хотела научиться водить автомобиль. Началось все с того, что я взяла машину отца, так, что об этом никто не узнал, чтобы привезти домой бидон воды. Можно сказать, что я за рулем автомобиля с 1981 года.
Так повелось, что в нашем роду все либо военные, либо учителя, либо врачи. Я по образованию тоже учитель-психолог. Окончила сначала педагогическое училище в Желтых Водах (специальность — воспитатель детского сада), затем — педфак Киевского педагогического института (методика воспитательной работы, психология и этика семейной жизни). После вуза вернулась домой, в Новую Прагу, долгое время жила там возле родителей, в Новой Праге родились мои дети. Десять лет проработала учителем в обычной школе, восемь лет — в школе-интернате для умственно отсталых детей. Родители до сих пор живут и работают в Новой Праге, мама — воспитатель, папа — директор интерната…
Потом я уехала в Кировоград, и так получилось, что мое увлечение автомобилями постепенно стало основной профессией. Нужно было зарабатывать деньги, растить, поднимать двоих детей, дать им образование…
Примерно десять лет «гоняла» машины из Германии и Польши, в Кировограде на «маршруте» с 2006 года, с тех пор, как купила себе первый микроавтобус и получила водительскую категорию «Д». Ездить за рулем маршрутки сама начала с первого же дня! Знаете, машину кому-либо не хотелось отдавать, а хорошего водителя в городе было тяжело найти…
Еще когда я занималась перегоном легковых автомобилей, проводила за рулем много часов, то все время думала: как это люди ездят на автобусах? Мне захотелось испытать, перебороть себя — характер у меня такой, целеустремленный, поэтому решила пересесть с легкового автомобиля на микроавтобус. Оказалось, что ездить на «бусе» не настолько сложно, как я до этого считала…
— И какие были первые впечатления от работы в качестве водителя маршрутного такси?
— Первые впечатления — очень понравилось, поначалу все ново, было даже интересно! Когда я первый раз села за руль на маршруте, очень многие люди удивлялись. Особенно часто «круглые» глаза делали мужчины — как это, женщина за рулем маршрутки? Женщины-пассажиры, наоборот, поддерживали, говорили, вот, сейчас мужчины спиваются, и женщины становятся на их место…
К трудностям в жизни я привыкла, но здесь я занимаюсь именно тем делом, в котором мне хотелось попробовать свои силы. Я ведь психолог по специальности, и мне несложно общаться с людьми. Конечно, не каждый человек может сказать другому человеку: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Но ведь водителю совсем не сложно вежливо отвечать пассажирам. И не настолько у нас плохие люди, как говорят… В моей второй машине постоянно работает телевизор, на экране во время поездки пассажиры могут посмотреть музыкальные клипы, мультфильмы, юмористические передачи. С моей стороны это было сделано для того, чтобы поднять настроение пассажирам, особенно с утра, чтобы они меньше думали о плохом, чтобы людям приятно было ехать в маршрутке. Так вот, были случаи, когда совсем незнакомые мне люди звонили по номеру мобильного телефона, написанному в салоне автобуса, и благодарили, рассказывали, как им уютно и удобно было ехать на работу или домой.
— Что для вас самое сложное в этой работе?
— Сложно было работать в Киеве, где я провела полгода на пригородном маршруте. Киев есть Киев. Там поток машин намного интенсивнее, движение — просто сумасшедшее. Это здесь, в нашем маленьком городе, мы привыкли, что движение на дорогах более-менее спокойное. Хотя и в Кировограде в последнее время появилось много неграмотных водителей, которые купят права и ездят, как им вздумается.
Какая наибольшая трудность для маршрутчика? Когда просто едешь за рулем автомобиля, ты отвечаешь сам за себя и за свое транспортное средство. Здесь же ты несешь ответственность в первую очередь за пассажиров. Когда едешь по маршруту, нужно быть очень внимательным, все видеть, все замечать, серьезно относиться к работе, никогда не забывать, что от тебя зависит жизнь других людей. И не только жизнь. Пассажиры утром садятся в машину, едут на работу, и очень важно, чтобы они доехали в хорошем настроении и работали затем с таким же хорошим настроением. Поэтому водитель должен постараться не испортить пассажирам настроение.
Но, наверное, сложнее всего — необходимость рано просыпаться…
— Рабочий график напряженный?
— Где-то в 6.20 утра уже нужно быть в автопарке, чтобы получить у диспетчера путевку и пройти медицинский осмотр. Затем ждем, пока механик на яме проверяет и полностью осматривает машину. После этого водитель получает разрешение на выезд и едет работать на своем маршруте. Продолжительность рабочего дня каждый водитель определяет для себя сам (кто сколько выдерживает), но мы все работаем не меньше восьми часов в сутки. Поскольку я работаю сама на себя, на собственной машине, то сама регламентирую свое рабочее время: когда можно провести на маршруте больше времени, когда меньше. Но пять дней, с понедельника по пятницу, я отработать обязана. Выходные — по своему усмотрению, но обычно в субботу я тоже на маршруте.
Как правило, по своему маршруту я курсирую до 22.30-23.00. Затем еду на метановую заправку. Бывает, что на заправке нет очереди, но когда есть — ребята уступают место, потому что я одна такая водитель маршрутки в Кировограде. Поcле заправки ставлю машину на стоянку и примерно в 23.30 иду домой отдыхать…
— Работа в таком режиме, наверное, не оставляет времени на семью, домашние хлопоты?
— У меня взрослые дети, старшему сыну 21 год, младшему — 16. Они самостоятельные мальчики, во всем мне помогают. Старший учится на повара, так что он сам готовит еду (когда у меня нет времени), для него это не проблема… Меня родители с детства приучили к тому, что я должна уметь все делать сама. Кроме вождения машины я играю на музыкальных инструментах, могу сделать все, что необходимо по дому, в том числе и ремонт, умею вязать, шить, готовить. Свободного времени, конечно, мало. Впрочем, чуть полегче стало, когда удалось найти хорошего водителя на вторую машину, он очень сильно меня «разгрузил».
— Не секрет, что работа водителя маршрутки очень нервная. Для вас какие моменты больше всего негативно влияют на настроение?
— Количество льготных категорий пассажиров. Просто их очень много. Я, конечно, понимаю, что есть пожилые люди, имеющие заслуги перед государством, но, может быть, к определению льготных категорий нужно избирательно подходить? Ведь некоторые пенсионеры получают пенсию 500 гривен, а есть такие, кто получает 2500 гривен. Должна же быть какая-то градация льгот. Не потому, что мне жалко мест, я прекрасно понимаю пенсионеров, у самой родители уже в возрасте. За круг на маршруте можно провезти даже двадцать льготников, когда есть такая возможность. Но ведь в часы пик свободных льготных мест в маршрутках не бывает. Когда пожилой человек садится в переполненную маршрутку, он не хочет понять, что это может быть для него опасно. Представьте, что пенсионеру никто не уступит место, а во время движения вдруг возникнет какая-то ситуация, когда водителю придется резко тормозить. Этот пассажир может упасть, удариться, получить травму. Пожилые люди этого не хотят понимать, а что-то объяснить им довольно сложно. Чтобы лишний раз не ругаться, не портить настроение ни себе, ни пассажирам, я в таких случаях просто «закрываю глаза»…
Очень выводят из себя пассажиры в нетрезвом состоянии. Еще я считаю неправильным тот момент, что пассажиры заказывают остановку там, где им вздумается. Остановки по требованию — это неверно, в первую очередь, с точки зрения правил дорожного движения (я никогда не останавливаюсь на перекрестках, как бы пассажиры ни скандалили). Ни в одном областном центре в Украине такого нет! В Киеве, например, в каждой маршрутке вывешено объявление: «Решение об остановке принимает водитель». Он сам смотрит, имеет право или возможность остановиться, где его просят, или же нет.
В Кировограде люди привыкли, хотя скорее даже сами маршрутчики приучили, что останавливаться для посадки-высадки пассажиров можно где угодно. Почему так? Город маленький, машин очень много, конкуренция на каждом маршруте чрезвычайно высокая, хозяева маршрутов ставят водителям немалые планы по выручке, поэтому водители стремятся взять любых пассажиров. Пассажиры, в свою очередь, считают, раз водители подбирают их где угодно, значит, и высаживать могут где угодно…
— Вы умеете починить машину, если случается какая-то поломка?
— Элементарные вещи, естественно, могу починить. Если машина не заводится, то трамплер посмотреть, если дождь идет — свечи проверить. Остальное сама не ремонтирую. Зачем? У меня есть знакомый механик, человек-золотые руки, который может починить машину, если с ней что-то не так. Вообще же у меня на маршруте ни разу не возникало такой ситуации, когда машина ломалась. Знаете, прежде чем выехать на маршрут, я всегда удостоверюсь, что машина находится в исправном состоянии.
На праздники или просто так, по случаю, знакомые и друзья Ирины, бывает, дарят ей подарки, так или иначе связанные с машинами: различные аксессуары, магнитолы и т.д. Хотя большая часть подарков все же связана с другим хобби женщины-водителя…
— Я коллекционирую мягкие игрушки, — рассказывает Ирина Петрова, — начала их собирать, еще когда ездила за границу, и сейчас у меня дома большая коллекция. Некоторые из них для меня служат талисманами. Вот бурундук в этой маршрутке подарен моим любимым человеком. В другой машине, «Фольксвагене», раньше «ездили» тигр с тигренком, сейчас там собака оранжевого цвета. Все эти зверушки — мои талисманы…
— Не опасно женщине работать водителем маршрутки? По вечерам особенно, когда немного пассажиров?
— Я как-то не задумывалась об этом. Хотя, конечно, ситуации возможны разные. В основном проблемы доставляют нетрезвые пассажиры. Однажды мне даже приходилось самой выставлять из салона пьяных молодчиков, устроивших драку прямо в машине…
— А не надоело колесить по городу на маршруте?
— Нет, конечно, не надоело. Движение — это жизнь, а я люблю ездить. Еще есть желание сесть за руль большого полутораэтажного автобуса! Как-то раз пробовала водить такой «Вольво», оказывается, абсолютно ничего сложного в этом нет. Машина очень послушная, просто габариты другие. Со временем собираюсь купить себе полутораэтажный автобус, было бы здоровье… Сын подрастает, может быть, тоже будет водителем. Старший не горит желанием водить машину, а младший учится в техническом колледже по специальности «ремонт двигателей и механизмов», планирует поступать в автодорожный институт и уже довольно неплохо ездит за рулем автомобиля. У него также присутствует автомобильная жилка.
Вообще это очень интересная работа, я без нее уже не могу и не жалею, что выбрала для себя профессию водителя. В то же время это очень нелегкий труд. Единственное, хотелось бы, чтобы люди относились к водителям с бОльшим уважением. Я ко всем пассажирам обращаюсь на «вы», и очень бы хотелось, чтобы в ответ люди говорили не «возьми за проезд», а «возьмите за проезд», не «останови», а «остановите». Нужно, чтобы люди всегда были веселыми, доброжелательными, не боялись сказать друг другу «спасибо» и «извините». Тогда все будет хорошо…