«УЦ» продолжает знакомить своих читателей с техникой действий преступников Кировоградщины, чтобы помочь жителям города и области избежать участи оказаться жертвой злоумышленников. Сегодняшняя тема публикации — угоны автомобилей.
Справка «УЦ». Статья 289 Уголовного кодекса — «Незаконное завладение транспортным средством» — предусматривает наказание штрафом от одной тысячи до одной тысячи двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет (часть 1). Те самые действия, содеянные повторно, или по предыдущему сговору группой лиц, или объединенные с насилием, которое не является опасным для жизни или здоровья пострадавшего, или содеянные с проникновением в помещение или другое хранилище, наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой (часть 2). Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные организованной группой, или объединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья пострадавшего, или с угрозой применения такового насилия, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества (часть 3).
По мнению заместителя начальника уголовного розыска УМВД в Кировоградской области Виктора Гладкого, угоны автомобилей нельзя назвать слишком уж распространенным в нашем регионе видом преступлений. За девять месяцев 2008 года правоохранителями зафиксировано 57 случаев незаконного завладения транспортными средствами (на сегодня нераскрытыми остаются 16). Тогда как, например, в Киеве ежедневно угоняют две-три машины, а в Лондоне — 40-50 авто.
Наиболее популярными среди кировоградских угонщиков являются автомобили ВАЗ моделей 2110, 2109, 2108 (процентов 60 от общего числа случаев) и «Москвичи», кроме них также подвержены риску угона представители отечественного автопрома — «ДЭУ-Ланосы», и наоборот, крайне редко преступники зарятся на престижные дорогостоящие иномарки. Последних в этом году было угнано четыре единицы, все они найдены и возвращены владельцам.
Самый дорогостоящий автомобиль, который был угнан в нашем областном центре в текущем году, — джип «Лексус» RX 350 (его стоимость на вторичном рынке колеблется в пределах $50-60 тысяч.). Произошел инцидент еще зимой на территории одного из гаражных кооперативов. Хозяин машины, кировоградский частный предприниматель, ставил свою дорогую «игрушку» в гараж, и в этот момент на него напали трое преступников. Помог автовладельцу случай. Один из грабителей попытался «вырубить» его обрезком трубы, однако, нанося удар, зацепился за гараж и выронил орудие на пол. Потерпевший в этой ситуации не растерялся, сам подобрал трубу и с ее помощью, образно говоря, неслабо объяснил нападавшим, что грабить граждан и воровать их машины — грешно. Двое преступников скрылись с места преступления на своих двоих, однако третий их сообщник все же успел запрыгнуть в салон «Лексуса», после чего уехал от разъяренного владельца машины. Потерпевший оперативно сообщил об угоне в милицию, и уже через некоторое время правоохранители вычислили местонахождение джипа через систему спутниковой навигации. Разыскали автомобиль в Одесской области. Как потом выяснилось, в этом эпизоде действовала организованная преступная группировка, в составе которой находились ранее судимые за угоны автотранспорта жители Кировоградской области. За этой группой тянется «хвост» из целого ряда угонов авто престижных марок, совершенных в южных и центральных регионах Украины. На сегодня два члена группировки арестованы, двое все еще находятся в розыске.
Подобный тип преступлений — когда злоумышленники в наглую нападают на водителей авто, правоохранители называют «открытым» незаконным завладением транспортным средством. Есть еще «тайное» завладение — когда машины угоняются не на глазах их владельцев, а из закрытых гаражей или со стоянок либо остановок.
Квалифицированному угонщику по силам увести вашу машину максимум за две минуты! Обычно преступники взламывают сердцевину дверного замка ножницами, отвертками или специальными отмычками. В отношении «Ланосов» в ходу отдельный метод — угонщики каким-то образом умудряются опускать стекло боковых дверей, через которое затем проникают внутрь машины. Так что владельцам этой марки авто нужно следить за тем, чтобы все окна были плотно закрыты.
Правоохранители выделяют три цели, преследуемые угонщиками машин: просто покататься, на запчасти и на продажу. Недавно в Светловодске была задержана группа из четырех местных жителей, как раз развлекавшихся по первому пункту. Молодые люди выискивали гаражи, куда можно было легко приникнуть через непрочную крышу, воровали оттуда машины, гоняли на них по городу, после чего бросали авто где придется. Пока их не задержали, злоумышленники успели украсть пять автомобилей.
Куда более серьезным проступком являются угоны с последующей разборкой машины на запчасти или ее продажей целиком. Оригинальные заводские запасные части к тем же ВАЗам или «Москвичам», как правило, стоят недешево. Владельцы таких «бюджетных» авто — люди среднего достатка, поэтому они готовы приобретать на рынках пусть даже б/у детали к своим машинам, зато за меньшие деньги. На этих запчастях же не написано, что они сняты с угнанного автомобиля… Если машину преступники угоняют в Кировограде, то мастерская по разукомплектованию обязательно будет находиться в другом городе, даже в другом регионе. А детали машины вообще появятся на рынках городов третьей области. По словам замначальника уголовного розыска областного управления милиции, обычно запчасти с угнанных в Кировограде и разобранных где-то машин «всплывают» на рыках Черкасс, Винницы, Киева — центральной и северной частей Украины.
Точно так же на рынках соседних регионов продают автомобили, угнанные в нашей области. Стоимость таких машин может быть в несколько раз ниже рыночной цены авто, здесь многое зависит от дополнительных факторов: есть ли на угнанную машину документы, насколько легко ее легализировать. Например, не совсем еще старенький «Москвич» в хорошем состоянии, который в обычных условиях на авторынке будет стоить 3 тысячи у.е., угонщики могут «толкнуть» за 300-500 долларов. Тут же «свой» нотариус за отдельную плату поможет оформить доверенность на управление транспортным средством. Так что, когда вам на рынке предлагают приобрести автомобиль по цене намного ниже номинальной, дважды подумайте, ибо есть вероятность того, что эта машина совсем недавно была угнана у какого-то автолюбителя из другой области.
Угоны какой-то определенной марки автомобиля клиенту «под заказ» в нашем регионе, можно сказать, вообще не распространены. Последний раз подобный случай в Кировоградской области был зафиксирован года два назад…
Как не стать жертвой
Угон автомобиля можно предупредить, если применять элементарные правила безопасности.
В первую очередь заместитель начальника уголовного розыска Кировоградской области Виктор Гладкий советует автолюбителям быть внимательными. Особенно когда садитесь в свое авто в темное время суток, находясь в малолюдном незнакомом районе. Не лишним будет осмотреться по сторонам, нет ли поблизости подозрительных персонажей? Превентивные меры предосторожности могут помочь избежать нападения с целью открытого завладения транспортным средством.
При «тайном» угоне ключевым фактором являются условия стоянки автомобиля. В частности, за девять месяцев 2008 года в милицию не поступило ни одного сообщения об угонах машин со стоянок закрытого типа, расположенных возле общественных мест. Даже притом, что обычно в качестве охранника выступает всего один человек (зачастую уже с утра — нетрезвый), а администрация стоянки за сохранность машины ответственности не несет, угонщиков отпугивает само присутствие посторонних — потенциальных свидетелей.
Также поможет оборудование автомобиля специальными противоугонными устройствами. Блокиратор рулевого колеса или коробки передач быстро не снимешь, поэтому возиться с ними угонщикам нет смысла. Потеря времени увеличивает вероятность быть замеченным кем-то из случайных прохожих. Так что автомобили с такими устройствами даже квалифицированные преступники стараются не трогать.
Лучшее средство от угона
То, что количество угонов автомобилей в пределах границ одного отдельно взятого государства можно свести практически на «нет», наглядно продемонстрировали власти… Узбекистана. В середине девяностых годов прошлого века в этой республике действовала норма закона, согласно которой первый угон автотранспорта (даже с целью покататься) карался 15-ю годами тюрьмы, а за повторный угон злоумышленника могли запросто приговорить к смертной казни. Сейчас в Узбекистане за угоны уже не расстреливают, но тюремные сроки дают приличные — 10-15 лет. Поэтому в республике воровство автотранспорта свелось к единичным случаям, водители могут себе позволить оставить авто на улице прямо с ключами в замке зажигания. Может, имеет смысл подобную практику внедрить и в Украине? Хотя бы в качестве временного эксперимента…