«Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном». Н.В. Гоголь, «Сорочинская ярмарка».
Ярмарочное движение в Украине имеет многовековую историю. Уже в 40-х годах XIХ века здесь было 12 тысяч ярмарок. Сорочинская не была ни самой большой из них, ни самой известной. Село Великие Сорочинцы Миргородского района, наверно, так и осталось бы, как и много других сел Полтавщины, малоизвестным, если бы его не прославил на века великий писатель Николай Васильевич Гоголь. Именно здесь, в домике, который в начале XIХ века принадлежал известному тогда на Миргородщине врачу Трохимовскому, и родился будущий писатель, который так живописно рассказал о ярмарке, которая и по сей день является самым знаменитым и распиаренным выставочным местом Украины.
Но Сорочинцы ХХI века значительно отличаются от гоголевских века XIХ. За синтезом украинства и научно-технического прогресса наблюдала корреспондент «УЦ» в составе делегации «Сбытовой Компании “Червоной зирки”», которая организовала экскурсию для своих сотрудников и работников «Гидросилы» в предпоследний день юбилейного действа. Напомним, в этом году ярмарка была посвящена 200-летию со дня рождения Николая Гоголя.
…Мы приехали в Сорочинцы утром. И уже утром чуть не умерли от зноя и духоты. Суббота была одним из самых жарких дней года. В глубине души я ругала себя последними словами — за… Не знаю даже, как это назвать. Внутренний голос гнусно шептал про кондиционер дома, лед в холодильнике, мягкое кресло… А потом мы вышли из автобуса, и все началось. И стало понятно — променяли мы кировоградское лето на сорочинское абсолютно не зря.
Ты не идешь ко входу, тебя несет толпа. Сотни людей плывут к единственной калитке, за которой начинаются гектары концентрированной украинской этники. Нет смысла перечислять все, что представляли народные умельцы. Брыли, вышиванки, картины, бисер, ретро-патефоны. Все, как обычно. Пестро, живо, ярко, слегка утомительно. Обратим внимание лишь на некоторые детали Сорочинцев образца 2008 года.
От жары мучились не только мы. Самой большой популярностью в те выходные пользовалась холодная вода, которую продавали тут же. Народ, выстаивая огромные очереди, набирал ее в баклажки, обливался, весело брызгаясь и фыркая. Спасаться от колючего солнца можно было и в деревянных кадках для бани и бочках для солений, которые выставлялись на продажу. Торговцам этой продукцией повезло больше всех. Они набирали в емкости воду и окунались туда по горло. Так весело и креативно делали своему не больно ходовому товару органичную рекламу.
Продавцы и организаторы к субботе изрядно умаялись. «Которую ночь не спим», — жаловались они. Особенно тяжко, учитывая погоду, пришлось монахиням, которые наряду с народными умельцами выставляли на всеобщее обозрение церковную продукцию. В черных рясах, с покрытой головой, они вяло предлагали покупателям искусно вышитые крестиком иконы и расписные колокольчики. Народным коллективам в традиционных, видавших виды червоных сапожках и сорочках с длинными рукавами тоже пришлось худо. Танцевать и петь, когда на тебя никто не обращает внимания, — радости мало.
От сцены народ отошел, когда стало окончательно ясно: приезд Президента отменяется. Никто особо не удивился, впрочем, и не расстроился.
Но 40-градусная жара отнюдь не помешала сделать выторг многочисленным ресторанчикам-шинкам с типичными названиями, как-то: «До кумы». За столиками свободных мест не было часов с 9-ти утра. Шашлык, курица, картошка, знаменитые гоголевские галушки изумительно шли под холодное пиво, которое текло рекой. Здесь можно было отведать не только украинскую кухню, но и грузинские вина, армянский коньяк.
— Смотреть на поделки? Зачем? Мы отдыхать приехали, — авторитетно прокомментировали цель своей поездки в Сорочинцы мужики, с утра занявшие тепленькое место в шинке под соломенной крышей.
В национальный колорит вкрадывались и современные технологии. С этническими деревянно-соломенными беседками соседствовали привычные нам рыночные синие и полосатые палатки, а уникальные резные и расписные изделия торчали из знаменитых сумок-«рябушек».
Для продвинутых гостей свои услуги предлагал «Укртелеком». Из их шатра можно было сделать звонок в любую точку земного шара и выйти в Интернет. Не знаю, может, кто и ехал за этим на Полтавщину, но при нас особых клиентов у национального провайдера не было. Потому что сотовая связь в Сорочинцах оказалась хорошей. И на фоне традиционной этники вполне колоритно смотрелся казак с непременным оселедцем, который расхаживал по ярмарке, прижимая к уху дорогущий мобильный телефон.
Для тех, кто не запасся налом, работали выездные отделения «ПриватБанка», которые снимали деньги с карточек. И, поверьте, тратить их было на что. Картины стоили от 750 гривен, брыль — от 100, за маленькую вышитую сумочку просили 150-200 украинских денежных единиц. Фото с казаком — 5 гривен, чтобы сделать снимок в веночке, надо бросить в шляпу «благодiйний внесок». А вот сделать художественную роспись ногтей в украинском стиле или разрисовать мобилки можно всего за 25-30 грн., почти как у нас, в кировоградских салонах. Правда, бывалые люди нас предупредили: «Якщо хочешь придбати щось подешевше, згадай рiдну мову». Типа, если будешь торговаться на украинском языке, есть шанс сэкономить. Хотя, честно признаюсь, на государственном языке в сердце украинства говорили лишь единицы.
Очень колоритно смотрелись современные кузнецы Вакулы, которые тут же, при вас, в раскаленной кузне делали подковы. Нынешние «ковалі» совсем не подходят под определение «косая сажень в плечах», некоторые довольно субтильные, даже худосочные. 65 гривен — и эксклюзивная подкова «на удачу» ваша.
Торговцы трикотажной продукцией изощрялись в патриотизме и остроумии, как могли. Футболками «Дякую тобi, Боже, що я не москаль» уже никого не удивишь. Этот слоган сейчас звучит по-другому. Фразу «Дякую, москалi, що я не Бог» иллюстрирует лихой казак, который красноречиво размахивает шашкой. Или вот такой перл — на майке нарисована пушка и внизу подпись «Хренъ доженеш, хренъ втечеш». А над черепом со скрещенными костьми начертано «Мама анархия — батько Махно»…
В общем, хорошо, что мы вначале не умерли от жары. Потому что хоть раз в жизни, но Сорочинцы надо увидеть. Хотя бы для того, чтобы потом о них рассказать.