В Кировоградской области проживает 51200 инвалидов, в том числе 3586 детей. Уже по этой причине далеко не праздным является вопрос, как соблюдаются их права. В марте Прокуратура Кировоградской области подвела итоги проверки, проведенной по заданию Генеральной прокуратуры Украины, о соблюдении требований законов Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О реабилитации инвалидов в Украине» и «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам». О ее итогах редакция попросила рассказать начальника отдела областной прокуратуры Валентину Пахаеву.
— Валентина Петровна, как в целом прокурорские органы оценивают выполнение законов, защищающих права инвалидов, в нашем регионе?
— Выявлен целый ряд их нарушений. Начнем с того, что областной госадминистрацией утверждены программные документы, обеспечивающие развитие системы реабилитации и трудовой занятости лиц с ограниченными физическими возможностями, психическими заболеваниями и умственной отсталостью, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилого, хозяйственного и общественного назначения. Тем не менее, как свидетельствуют проверки, для выполнения этих программ в целом ряде районов — Бобринецком, Александровском, Маловисковском, Новоукраинском, Новомиргородском — местными органами самоуправления и государственной власти не предпринимались должные меры. Возьмем Ольшанский район. Здесь, например, ни одно из зданий органов местного самоуправления не оборудовано средствами для беспрепятственного доступа инвалидов, то есть хотя бы пандусами, однако районной госадминистрацией соответствующая программа не утверждена, и средства на эти цели не выделялись.
Всего же по области в 1306 объектах социальной инфраструктуры не созданы условия для беспрепятственного доступа в них лиц с ограниченными физическими возможностями, а в местных бюджетах вообще не предполагаются средства на эти нужды. Такие нарушения выявлены прокурорами в Александрии, в Знаменском, Гайворонском, Голованевском, Новоархангельском, Новгородковском, Новомиргородском, Новоукраинском и других районах, а на устранение этих нарушений внесено 75 предписаний и представлений. Порой дело доходит до парадоксов: например, в Александровском районе имеются пандусы для инвалидов, но устроены они так, что инвалиды не могут ими пользоваться. В Новоукраинском районе распоряжением главы РГА в перечень объектов, в которые должен обеспечиваться свободный доступ инвалидов, включены лишь здания городского и сельских советов, учреждения здравоохранения, но не включены учебные заведения, общественные здания и сооружения, транспорт. Но даже на объектах, попавших в список, необходимые условия не созданы. Те или иные нарушения того же ряда отмечены в Знаменском районе и в Светловодске. И лишь в Кировограде имеется общественный транспорт, оборудованный средствами для доступа инвалидов, — но лишь две единицы.
— Думается, пандусы — это только штрих. Возможно, выявлены значительно более глубокие негативные тенденции?
— К сожалению, да. Органы местного самоуправления не используют полномочий, предоставленных Законом «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», относительно образования целевых фондов социальной помощи инвалидам. При формировании местных бюджетов, например, в них не закладываются средства на компенсационные выплаты лицам, которые предоставляют социальные услуги инвалидам. Такая ситуация, скажем, в Маловисковском и Александровском районах. Не во всех районах приняты программы предоставления государственной помощи детям-инвалидам за счет субвенции из государственного бюджета Украины на 2008 год. Выявлены нарушения правильности начисления и выплаты социальной помощи инвалидам. В Гайворонском районе КРУ нашло нарушение требований решения Конституционного суда Украины от 9 июля прошлого года относительно расчета сумм выплат разовой денежной помощи ветеранам войны. Прокурором района в интересах граждан заявлены иски на общую сумму около 35 тыс. грн., которые судом удовлетворены. По состоянию на 1 января этого года управлениями труда и социальной защиты выдано инвалидам и другим лицам, которым показано протезирование и обеспечение ортопедической обувью, 2492 направления для обеспечения протезно-ортопедическими изделиями, 2836 — на технические средства реабилитации. В их числе — 864 коляски, 1419 палок и костылей, 30 специальных средств для ориентирования, общения и обмена информацией и т.д. Но не организована очередь на обеспечение такими средствами. В Новоархангельском районе не выплачивались компенсации на бензин, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а задолженность составила 7,1 тыс. грн.
— А как обстоит дело с обеспечением инвалидов автомобилями?
— Практически ни в одном личном деле инвалидов, которые получили автомобили в качестве гуманитарной помощи, нет сведений о регистрации автомобилей в органах Государственной автомобильной инспекции. Внесено представление начальнику Управления труда и социальной защиты населения ОГА, виновное должностное лицо привлечено к ответственности. Проверки же, которые были проведены в 2007 году, показали, что не проводилась инвентаризация личных дел и не оглашались списки инвалидов, взятых на учет, в списках находились умершие граждане и т.д. Подобного рода нарушения выявлены и прокурорами Кировоградского и Александровского районов. Должностные лица Управления труда и социальной защиты населения Александровской РГА использовали не по назначению бюджетные средства в сумме 95 тыс. грн., выделенные для выдачи льготных и бесплатных путевок в санаторно-лечебные заведения Украины льготным категориям граждан.
— Какова ситуация в специнтернатах для престарелых и инвалидов?
— Здесь тоже немало нарушений, связанных с назначением жильцам интернатов пенсий или социальной помощи. Выявлены они в Александрии, Александровском, Новоукраинском, Знаменском районах. Например, в Веселокутском психоневрологическом интернате не выполнялось требование о том, что 25% пенсий лиц, которые находятся на лечении в интернате, но не признаны в судебном порядке недееспособными, зачисляется опекунскому совету и тратится на удовлетворение нужд пенсионеров — жильцов интерната. Обеспечение постельным бельем и одеждой — ниже установленных норм. В психоневрологическом интернате Александровского района его жильцы обеспечивались продукцией, на которую отсутствуют сертификаты соответствия и качества. В интернате Знаменского района его обитатели содержались в условиях, не отвечающих санитарным требованиям. В Обозновском психоневрологическом интернате выявлены сверхнормативное списание топлива и ГСМ, продуктов питания.
— Насколько выполняется законодательство в отношении трудоустройства инвалидов?
— Есть случаи, когда инвалиды направляются на должности, которые они физически не способны занимать. Естественно, это приводит к отказу работодателей в приеме их на работу, но при этом инвалиды безосновательно снимаются с учета центрами занятости. Такой факт выявлен, например, Знаменским межрайонным прокурором. Областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов ненадлежащим образом выполняет возложенные на него задачи. Подтверждается это хотя бы тем, что в течение 2006-2008 гг. специалистами фонда не проведено ни одной проверки предприятий, организаций и общественных организаций инвалидов, не реализуются полномочия, о проведении проверок в отношении регистрации работодателей в отделениях фонда.
— Что показали проверки в отношении защиты прав детей-инвалидов?
— Есть и здесь негативные примеры. Например, устав областного Центра ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, основанного Кировоградской областной организацией инвалидов, не отвечает требованиям статей Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» и Концепции ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины в 2000 году. В 2005-2007 годах центром получено от Фонда социальной защиты инвалидов Украины реабилитационное оборудование на общую сумму свыше 642,9 тыс. грн., которое вместе с помещением центр передал Детской городской больнице на основании договора аренды (но без указания стоимости каждой единицы и общей суммы). Оплата труда медицинских работников и жилищно-коммунальных услуг осуществлялась за счет средств, предусмотренных на содержание больницы.
В районах Кировоградской области ведение банка данных детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, ограничивается внесением сведений о детях, которые уже прошли диагностическое обследование, не обеспечивается раннее выявление детей, которые нуждаются в помощи, отсутствует взаимодействие с учреждениями здравоохранения. Отсутствуют данные об устройстве детей, которым рекомендовано обучение в специальных учебных заведениях по специальным программам, что лишает детей права на получение образования, соответствующего уровню их физического и умственного развития.
Есть случаи самовольного оставления специальных заведений их воспитанниками, на 15 марта этого года в розыске находится пятеро детей…
Какая власть,какая прокуратура,какая справедливость когда в среде инвалидов существует двуличие.Руководитель общества инвалидов выделяя своих любимчиков,откровенно нагло плюёт на других инвалидов. В г. Артёмовске в спорткомплексе "Металлург" сегодня областные соревнования,выступают любимчики руководителя центра,а те кто тоже физически сильный и имеет шанс на выигрыш,хоть и инвалид выброшены за борт.Крик души-"почему?" я надеялась увидеть честность и справедливость в обществе инвалидов,но её здесь тоже нет,почему?ОТВЕТИТЬ СЛАБО?
Умильное чтиво.Какая славная прокуратура у нас в городе.За всем бдит,всех выявляет…Я сам инвалид,пытался обращаться в нашу прокуратуру и Генпрокуратуру за защитой прав всех наших инвалидов.Требовал возбуждения уголовного дела против должностных лиц нашей МСЭК.Сам им все расписал.Перепиши и направь в суд!Напрягаться не нужно.И что? А вот угадайте. Во-во ,правильно.