Как мы тесты сдавали

Без сомнения, вы уже знаете, что начиная с этого года в Украине упразднены традиционные экзамены при поступлении на первый курс высшего учебного заведения. Вместо этого абитуриенты должны будут сдавать тестовые задания по методике ВНО — внешней независимой оценки знаний. Первые обязательные тесты по всей стране пройдут 22 апреля, но уже с первого марта выпускники школы имели возможность проверить свои знания в ходе сессий пробного тестирования. Вместе со школьниками рискнули сдать тренировочные тесты по украинскому языку и литературе, физике, истории, математике и молодые журналисты «Украины-Центр».

Светлана Александрова своими впечатлениями по поводу того, как она сдавала «укряз и укрлит», с читателями «УЦ» поделилась две недели назад. Сегодня мы расскажем о тестах по физике-математике и истории Украины.

Главная цель, которую преследовали идейные отцы-вдохновители обязательной внешней независимой оценки качества знаний абитуриентов — снижение уровня коррупции в украинских вузах. Кроме этого, авторы идеи считают, что ВНО предоставит равные возможности для поступления в вузы выпускникам различных школ: сельских и городских. Разрабатывали тестовые задания специалисты, которых нанял Украинский центр оценивания качества образования. Тесты по одному и тому же предмету, которые будут сдавать старшеклассники в разных регионах страны, имеют совершенно одинаковый уровень сложности, соответствуют школьной программе и содержат задания от простеньких до очень сложных.

Не для средних умов

Самый остро обсуждаемый в кругу учителей школ и старшеклассников вопрос — это сложность тестов по математике. Достаточно было переговорить всего с несколькими педагогами, чтобы прийти к пессимистическому умозаключению: уровень знаний подавляющего числа нынешних школьников таков, что они вряд ли смогут набрать на тестах количество баллов, соответствующее высокой оценке.

Так, учитель математики с 40-летним стажем одной из школ Кировограда считает, что задания рассчитаны исключительно на сильных учеников. Некоторые задачи по силам и троечникам, однако задачки второй и третьей частей тестов, где нужно не просто указать ответ, но и обосновать его, потребуют от старшеклассников углубленных знаний предмета или специальной подготовки. Правильно решить задачи, где нет вариантов ответов на выбор, смогут только те, кто уверенно решает задачи третьего уровня сложности в учебнике математики под редакцией Янченко. А таких детей в обычных классах обычных школ нематематического уклона очень немного. На что тогда могут рассчитывать абитуриенты, которые окончили школу «надцать» лет назад, если эти тесты не по зубам даже многим нынешним выпускникам? Как сказала инструктор ВНО, начиная с 2003 года, когда в Украине прошли первые эксперименты по внешнему тестированию, еще НИКТО из школьников выпускных классов не решил правильно абсолютно все задания по математике.

Хотя есть и положительные моменты. Оценка действительно напрямую зависит не от толщины кошелька родителей, а от «соображалки» и знаний экзаменуемого.

Как это работает?

Тесты по какому-то одному предмету по всей Украине начнутся в день Х ровно в 11 часов утра. Прийти нужно часа на полтора раньше, чтобы успеть найти свою фамилию в списках, узнать номер своей группы и пройти «фейс-контроль» при входе в аудиторию. Инструкторы проверяют, чтобы будущий абитуриент сдавал тесты исключительно сам за себя. На руках необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и две ручки с черной пастой (вторая нужна про запас). Совсем не обязательно заранее зубрить правила поведения при тестировании. До отмашки флажка сигнальных часов инструктор толково объяснит, что можно, что нельзя. Например, нельзя разговаривать с другими участниками тестирования, списывать работу соседа, запрещается пользоваться какими-либо учебниками или справочниками, принесенными с собой листиками бумаги и карандашами, мобильными телефонами, плейерами и прочими электронными устройствами, в том числе … калькуляторами! Да-да! Даже на тестах по точным предметам все подсчеты придется вести или в уме, или вручную.

Можно выйти из аудитории, отпросившись у инструктора. Однако время «отгула» не будет компенсировано, и если накануне тестов от волнения выпить много воды и бегать в туалет каждые полчаса, можно не успеть ответить на все вопросы за отведенное на тестирование время. С другой стороны, правом выйти «по нужде» можно будет воспользоваться для поиска подсказки или решения. Как? Очень просто, ведь современная молодежь весьма продвинута в вопросе высоких технологий. Представьте, вы вдруг забыли нужную формулу или ключевую историческую дату. Что мешает отпроситься в туалет (где наверняка не будет камер видеонаблюдения) и там в спокойной обстановке по мобильнику получить необходимую информацию? Впрочем, школьникам не стоит особо полагаться на подобного рода подсказки. Во-первых, даже с помощью виртуального консультанта много баллов все-таки не наберешь, во-вторых, мало ли какие контрмеры против таких вот находчивых старшеклассников придумают в Центре оценивания качества образования.

Решать так решать

После разговоров с учителями школ я морально был готов к тому, что приму за счастье, если правильно отвечу хотя бы на одно задание тестов по математике и физике. Согласитесь, без дополнительной подготовки по этим предметам крайне наивно рассчитывать на положительный результат через 15 лет после окончания школы…

Задачи тестов по математике предполагают наличие у потенциального абитуриента знаний по арифметике, алгебре, тригонометрии, геометрии и планиметрии. Тестирование включает в себя темы из программы всех старших классов, с пятого по одиннадцатый. Задания поделены на три группы: в первой (25 задач) нужно выбрать правильный ответ из четырех предложенных; во второй (8 задач) — необходимо самому написать ответ в цифровом виде; в третьей (3 задачи) — нужно от «а» до «я» расписать методологию решения. Максимально можно заработать 55 баллов: 25 в первой группе задач, 16 — во второй и 14 — в третьей. Затем уже, по специальной методике, набранные абитуриентом зачетные очки переводятся в удобоваримую шкалу — по 12-балльной или 100-балльной системе.

Скептики говорят, что та часть тестов, которая построена на принципе выбора ответа из четырех предложенных, по своей сути примитивна и не отражает уровень знаний школьника. Мол, правильный вариант можно и угадать. Нет, конечно, в принципе — угадать можно. Но ведь вы же не думаете, что кому-то из абитуриентов удастся угадать 25 раз подряд? Знания необходимы даже при решении примеров первой группы заданий. Или если не знания, то хотя бы пару граммов серого вещества. Например, одна из задач просит подсчитать сумму первых двадцати чисел арифметической прогрессии 5, 7, 9… Даже если не знаешь, или не помнишь формулу для определения суммы математического ряда, всегда можно взять ручку и подсчитать цифирки в столбик в тетрадке (не забыли? — калькулятором пользоваться нельзя).

Кстати, совет будущим абитуриентам — ни в коем случае не зацикливайтесь на задаче, которую не удалось пройти с ходу. Помните, время проведения тестов по математике ограничено тремя часами, если грубо — по пять минут на пример. Увязнув по какой-то причине на одной задачке, можно просто не успеть выполнить весь объем тестов. Так что, если возникли сложности с заданием, самое главное — не отчаиваться и не спешить выбрать ответ наугад. Переходите к следующей задаче, а к пропущенному примеру вернетесь, когда решите остальные задания.

Очень многое зависит от способностей абитуриента самому решать поставленные перед ним математические задачи. Задания из второй, а особенно — из третьей группы довольно-таки непростые. Решение этих примеров потребует очень и очень хороших навыков. Именно эти группы задач позволят в итоге ранжировать участников тестирования в зависимости от уровня их знаний предмета. Инструктор пробных тестов по математике рассказала, что преподавателям не так уж и хлопотно проверять задания третьей группы тестов (первые две группы проверяются компьютером автоматически). Потому что в подавляющем большинстве случаев участники пробных математических тестов прошлых лет вместо ответов сдавали чистые, незаполненные бланки…

Старшеклассница одной из кировоградских школ Ирина, которая сдавала пробные тесты в моей группе, призналась, что некоторые задачи «довольно сложные». Такого же мнения был еще один потенциальный абитуриент по имени Сергей. Молодой человек уже год ходит на курсы по математике, собирается поступать в престижный авиационный университет, но и ему задачи показались сложными. Приятель Сергея, не посещавший никаких подготовительных курсов, от этих заданий «вообще в шоке»…

Примерно такая же картина с тестами по физике. Заданий — 35, на все про все дается два с половиной часа. Ничего экстраординарного нет. Нужно знать формулы по основным темам и уметь их применить. Были совсем простые задачи, где нужно было всего-навсего подставить заданные числа в формулу закона Ома, но были и задачи из основ ядерной физики. Если абитуриент ориентируется в программе средней школы, для него не составит труда решить большую часть задач. Мне лично из программы тестов по физике больше всего понравились задания, где нужно было правильно указать размерность физических величин. Нас в школе этому хорошо учили: сила измеряется в ньютонах, ускорение — в метрах на секунду в квадрате…

История Украины: найди клуню

Решиться на то, чтобы еще раз пройти «вступительные экзамены» и почувствовать себя в шкуре абитуриента в своей же альма-матер было совсем несложно. Даже интересно. История была моим любимым предметом в школе, ее же более чем прилежно я на протяжении пяти лет зубрила в институте. Поэтому, бегло просмотрев школьные учебники с 7 по 11 класс, я спокойно отправилась проверять, что же осталось в голове спустя 5 лет после получения диплома.

С самого утра перед новым корпусом КГПУ толпились школьники. Немалая их часть приехала в областой центр из районов, и многих скорее заботил обзор окрестностей, чем предстоящее мини-испытание. Родители переживали больше. «Я постоянно читаю, что в газетах про эти тесты пишут. Ужас! — переговаривались мамы будущих первокурсниц. — Почему именно на наших детях надо проводить эксперименты?» — вопрошали они.

Но это риторические вопросы, и зацикливаться на них не рекомендуется. А рекомендуется еще раз перед «часом икс» очень-очень внимательно проштудировать учебники. Причем не только школьные. Потому что ответы на некоторые вопросы скорее можно найти в вузовских пособиях.

Не зря говорят, что история, в отличие от других точных наук, предполагает наличие широкого кругозора. И для того, чтобы решить предложенные задания, надо было помимо событий, дат и причинно-следственных связей между ними знать историю украинского олимпийского движения (как минимум, представлять, в каком году проходили Игры четырехлетий в Лиллехаммере или Барселоне), быть знакомым с творчеством Александра Довженко, узнать на портрете Панаса Мирного и прочих писателей, понимать значение «монетарной политики», «денежной эмиссии» и «гиперинфляции», быть «в теме» по географии…

Всего надо справиться с 60 заданиями. 50 из них — стандартные тесты, с одним правильным ответом.

В следующих четырех надо расставить события (далеко не очевидные) в хронологической последовательности. Например, строительство моста по проекту Патона, юбилей некоего областного центра, 20 съезд КПСС и что-то там по культуре.

Начало Перестройки, независимость Литвы, Чернобыльская трагедия, принятие закона «о языке» — это легко, но вот в чем загвоздка: зная точные даты первых трех событий и абсолютно правильно их расположив, я злополучное четвертое событие методом тыка поставила не туда — и закономерно получила «ноль». Не три из четырех, а «ноль»! Впрочем, это специфика любого тестирования, независимого от человеческого фактора.

Далее — еще веселее. 4 даты и 5 событий расположены в хаотичном порядке. От абитуриентов требуется собрать их «до кучi», выбросив ненужное. При этом некоторые даты колеблются в диапазоне месяца. Например, изгнание войск Антанты из Одессы, поход Врангеля, проект «Товариства українських поступовцiв»…

Ну а с творческим заданием, думаю, справились вообще единицы. По крайней мере, все, кто выходил из аудитории, лишь удивленно пожимали плечами. В чем оно заключается? Дается очень небольшой отрывок из документа, где не указываются ни даты, ни фамилии — только общий смысл в энном приближении. Надо его проанализировать и ответить на 6 сопутствующих вопросов. Где, когда и кем принят? Основные положения? Результаты?

На первом отрывке — из Универсала Центральной Рады — я, правду сказать, поначалу немного растерялась. На втором — пакте Молотова-Риббентропа — пришла в себя. Кстати, это был единственный вопрос, косвенно связанный с безусловно историческим событием — Второй мировой-Великой Отечественной войной. К чему это я? Предложенные задания, по моему субъективному мнению, не являются сканером знаний по истории Украины, которая тесно связана со всемирной историей. Мимо внимания составителей тестов прошли такие важные и длительные периоды, как Киевская Русь, Гетьманат, декабристское восстание в Чернигове, две мировые войны (!), политические события послевоенной жизни УССР(!!), современность… Косвенно задеты Галицко-Волынское княжество (и то только в вопросе: «При каком князе литовском произошла битва у Синих Вод?), индустриализация, коллективизация… Зато более чем пристальное внимание уделяется деятельности ОУН-УПА, восстаниям в Буковине, перипетиям Карпатской Украины.

В отдельных же случаях абитуриентам предложены такие детали, которые невозможно усвоить, даже в целом хорошо ориентируясь в сложной и запутанной истории нашей Родины. Взять хотя бы такой абсолютно замечательный вопрос. На четырех картинках размером меньше сантиметра изображены хатки-домики. От многократного ксерокопирования они почти потеряли свои очертания. Так вот школьники должны — нет-нет, не думайте, не найти пять отличий, хотя и это сделать сложно — а выбрать, какой из них — «клуня». Я не смогла. Может, зря красный диплом получила?

А некоторые вопросы и вообще не предполагают какого-либо однозначного ответа. Скажем, что такое НЭП? Определение вам, дорогие абитуриенты, не пригодится. От вас требуется выбрать правильный ответ из предложенных: это волюнтаристская ошибка Ленина; это действия, которые привели к резкому подъему экономики; это действия, которые привели к не очень резкому — дальше по тексту. Это я — своими словами. Но суть-то остается. Как ответить правильно? Сколько раз еще надо переписать авторам учебников несчастную историю, чтобы однозначно этот самый НЭП оценить. Я на протяжении своей учебы слышала от преподавателей, как минимум, две трактовки. Такие вот задания…

Чтобы не показаться голословной, предоставим слово школьникам из моей группы. Вот их реакция по свежим следам:

— Это ужасно! Так не делается! Тесты сдать невозможно, нас в школе таким деталям не учили! Это что же, все провалятся?!

Итоговый лист

После первой публикации многие читатели спрашивали, напечатаем ли мы результаты своих тестовых «выступлений»? Спешим удовлетворить ваше любопытство. Честно говоря, таких высоких оценок от наших работ не ожидал, наверное, никто из нас. Светлана Семенова, притом, что вообще (!) не писала сочинение, набрала 164 балла (максимальная оценка в группе — 189), Анна Кузнецова — лучшая в своей группе со 152 баллами. Александр Виноградов физику написал на 132 балла, математику — на 128 баллов (в обоих случаях это где-то третье место среди пятнадцати старшеклассников, сдававших тесты в этой же группе). Если бы мы все с месячишко проштудировали учебники по предмету, нормально подготовились к тестам — результаты были бы еще краше. Так, может быть, задания не такие уж и сложные, как об этом говорят будущие абитуриенты? А причину «ужаса», «шока» и прочей паники школьников следует искать в другом? В уровне их знаний, например, в качестве современного среднего образования…

Как мы тесты сдавали: 3 комментария

  1. Понятно, рус.яз. — не государственный.
    НО! Как известно, "жи — ши" пиши с буквой И!
    А также прочая неграмотность письма — как удручающе. С таким уровнем элементарных знаний придется некоторым трудно…
    Не только школа не дает вцелом нужного уровня знаний, но и школьники НЕ хотят преобретать (причем — бесплатно!!!) знания для себя.
    Возможно, тестирование и станет действенным стимулом в получении знаний. Именно ЗНАНИЙ.
    А вот реальное отсутствие ЗНАНИЙ и пугает, и приводит к полной дескредитации проекта.
    В конце концов только ЗНАНИЯ должны решать все, в т.ч. будущее ученика. Если у вас нет достаточно денег на дорогую вещь, вы купите то, что попроще. А если нет нужного объема знаний — как претендовать на вузовское образование???Хватит блата и кошелька родительского, как пропуска в желаемый вуз (выбранный родителями, в большинстве).
    Иначе не остановить процесс девальвации вузовских дипломов. Учиться — это не только средний интеллект, но и умение, и желание, и понимание, чего ты действительно хочешь от вуза.
    Удачи тем, у кого есть именно знания, а не заранее раздобытые, приготовленные ответы на вопросы.
    Удачи!

  2. Подскажы мне пожалусто где можно найти ответы на Историю Украины!!! Или подскажы сам. Владислав 92jamper@rambler.ru

Добавить комментарий