Эта, сугубо одесская характеристика вполне уместна для странной ситуации, которая складывается вокруг рынка, разместившегося в Кировограде по улице Героев Сталинграда — напротив и чуть наискосок от бывшего «Пишмаша» и нынешнего супермаркета «Фуршет».
Начнем с названия. Называется рынок — «Автотехника». Но торгуют здесь в основном сельскохозяйственной продукцией. Причем, что любопытно, картошка, например, и сегодня стоит почти столько же, сколько стоила осенью, — одна гривня девяносто копеек за килограмм. Тогда как на других рынках дешевле, чем за два пятьдесят, ее, пожалуй, и не найдешь.
Теперь далее. В том факте, что рынок существует и работает, сомневаться не приходится. Торговля бойко идет даже в это, что называется, «несезонное» время года, а уж летом-осенью, когда кировоградцы прут с рынка овощи мешками, активное народонаселение даже начинает требовать от городской власти, чтобы та непосредственно напротив рынка разрешила устроить остановку общественного троллейбуса — ну хотя бы остановку «по требованию». Но в то же время этого рынка… как бы нет! Во всяком случае, примерно так можно понимать заявление начальника городской специнспекции Виктора Иванова: «Рынок “Автотехника” на улице Героев Сталинграда работает вне всяких норм и законов».
И, наконец, последнее. На самом рынке «Автотехника» сенсационное заявление руководителя специнспекции оценивают по-разному. Одни говорят, что все, о чем поведал городу и миру товарищ Иванов, — это правда, но еще не вся правда. Другие — что это все неправда.
Итак, что — «правда» и что — «неправда» относительно рынка по ул. Героев Сталинграда? Но, чтобы с этим разобраться, начать стоит все же с цитаты. С сенсационного заявления Виктора Иванова, опубликованного нашим «УЦ-Репортером» под заголовком с вопросительным (а как же иначе!) знаком — «Вне закона?»: «Рынок “Автотехника” на улице Героев Сталинграда напротив “Фуршета”, работает вне всяких норм и законов. Об этом на пресс-конференции заявил начальник городской специнспекции Виктор Иванов.
Рынок считается оптовым, торговля ведется с машин, при этом, по оценке специнспекции, ни санитарные правила, ни правила рыночного сбора не соблюдаются. Правда, торговцы платят за место, но кассовых чеков им никто не дает. За въезд машин (в том числе машин покупателей) деньги также берутся, но без выдачи квитанций. Кроме всего прочего, продавцы платят «кому-то» 10 гривен, тогда как на всех рынках города существует такса — 2,50 грн. с машины.
По приблизительным подсчетам, городской бюджет с этого рынка, ввиду его неофициальности, недополучает около полумиллиона гривен в год. А существует он уже четыре года.
Начальник специнспекции обратился к городскому голове, налоговой инспекции, в санстанцию, прокуратуру и милицию с соответствующими письмами. Надеется Виктор Иванов на судебное разрешение явного конфликта. А пока что, по результатам рейда, было составлено 12 административных протоколов, вследствие чего будут наказаны два человека — директор рынка и главный бухгалтер. Они должны уплатить по 119 гривен штрафа».
Две противоположные оценки вызывает эта цитата. Рыночные торговцы, читавшие ее, как раз и заявляют: «Это правда, но не вся». Руководство рынка (в частности, в лице человека, представленного как и.о. директора рынка Ярошенко Ольги Владимировны) делает обратное заявление: «Все неправда».
Сборы по 10 гривен без квитанций, говорят торговцы, — это правда. Впрочем, после рейда специнспекции с этим «навели порядок» — стали давать чеки. А не вся правда (о которой не дозналась специнспекция) заключается, по их словам, в том, что десятью гривнями сборы на рынке не исчерпываются: торговцы обязаны еще сверх того платить за место («за клочок асфальта») от 150 до 250 грн. в месяц.
Руководство рынка категорически не согласно с формулировкой «рынок вне закона». Как выразился один из представителей администрации рынка, присутствовавший при этом разговоре, но не назвавшийся: «Рынок — в законе!» И пояснил — то есть работает в соответствии с буквой закона. А придирки специнспекции, по его мнению, носили порой до смешного мелочный характер — например, предъявлена претензия, что вместо стандартной металлической урны у входа на рынок стоит оцинкованный железный бачок (такие бачки иные домашние хозяйки используют для кипячения белья).
По мнению же рыночных продавцов, дело вовсе не в бачке: «А вы сходите посмотрите, какая мусорная свалка образовалась под забором». Перечисляют они и другие свои претензии: нет на рынке воды, нет света, нет канализации. В подобных «санитарных условиях», по их оценке, брать с них еще «такие деньги» — это больше похоже на грабеж, чем на цивилизованные рыночные отношения.
На действия специнспекции, сообщает администрация рынка, ею уже подана жалоба в прокуратуру. Обоснование жалобы — контролирующий орган не предъявил никаких документов, которые можно было бы считать основанием для проведения проверки. А то, что может трактоваться как существование «вне закона», по мнению администрации, связано с единственным обстоятельством — с землей, на которой расположен рынок: дескать, городская власть в свое время совершенно законно выделила эту землю рынку, но затем каким-то таинственным образом участок оказался выкуплен автопарком. Идет судебная тяжба из-за земельного участка между автопарком и рынком (причем второе юридическое лицо вынужденно выступает в роли защищающейся стороны), а специнспекция, дескать, просто «выполняет заказ» «нападающей» стороны…
А что думает обо всей этой ситуации городская исполнительная власть? Ответил на этот вопрос и.о. директора департамента содействия развитию транспорта, торговли, бытового обслуживания населения и связи Николай Николаевич Цуканов. Его оценки граничат с резкостью. Руководитель департамента считает, что для существования рынка «Автотехника» вообще нет никакой законной базы: земля получена самозахватом, нет уставных документов и разрешения на предпринимательскую деятельность, а потому уже по этой причине возникает вопрос: что представляет собой так называемая администрация рынка и не является ли она вообще самозванной?
Утверждение, что земля выделена законным путем, руководитель департамента (а в предыдущем созыве городской власти — секретарь горсовета) категорически отвергает: «Земельный участок вправе выделить только городской совет, а этого не было! К тому же этот рынок не платит налоги в городской бюджет, на нем нет санитарного контроля, качество овощей и фруктов не проверяется санстанцией».
Администрация же рынка утверждает обратное: налоги платятся, и прошедшая налоговая проверка указала лишь на отдельные недостатки, но серьезных претензий не предъявила.
Еще один вопрос: возможен ли в существующей ситуации диалог городской власти и рынка?
По словам Н. Цуканова, попытка начать диалог была сделана — и достаточно давно. Городская власть знает о судебном споре, но принимает во внимание и то, что, пока спор не завершен, рынок продолжает работать, поэтому попыталась наладить с ним цивилизованные отношения. В частности, Николай Николаевич предлагал на период до завершения судебного спора оформить рынку временное разрешение на работу — то есть дать возможность в этот период продолжать торговую деятельность и платить налоги в городской бюджет, но, по его словам, это предложение со стороны рынка отклика не получило…
Итоги нашего расследования оказались весьма неутешительны. Ясного и однозначного ответа на вопрос, существует ли в Кировограде под вывеской «Автотехника» «рынок вне закона» или «рынок в законе», такого ответа нет. Ибо каждая сторона утверждает свое. И кто прояснит создавшуюся ситуацию, это, как говорят в Одессе, еще тот вопрос…
опять кто-то с кем-то не поделился 🙂