В 1996 году на Новой Балашовке, на улице Днепровской, в помещении бывшего магазина наглядных пособий был зарегистрирован приход Святой Праведной Елисаветы — покровительницы города Елисаветграда. От бывшего магазина нельзя было требовать многого, а церковь оказалась востребованной и посещаемой, поскольку в этом районе никогда не было храма, а прихожан достаточно много. В связи с этим в 2000 году в этом районе была заложена капсула под строительство храма — таковым было решение областной и городской властей. Там сейчас стоит деревянный крест. Постановлением Священного Синода было решено на базе Елисаветинского храма организовать мужской монастырь. В Кировоградской области до этого не было ни одного мужского монастыря…
В глубь веков
Первообразом иноческой жизни является последний Ветхозаветный Пророк и Предтеча пришествия Христова Иоанн Креститель. А Святой Павел Фивейский положил начало монашескому образу жизни. Отцом монашества по праву считается преподобный Антоний Великий (251-356 гг.). Долго он жил отшельником в строгом уединении в пустыне на берегу Нила. К нему начали приходить последователи, желая учиться у него, но он длительное время не соглашался. Наконец, уступив их просьбам, разрешил селиться по соседству и строить монастыри, то есть одиночные келии, наподобие шатров. Это были первые колонии отшельников. Они жили раздельно, по возможности не общаясь между собой, в затворе и уединении, но все же образовали «братство», объединенное духовным руководством.
Монашество живет молитвой, постом и послушанием. Монах отказывается от своей воли и вручает ее игумену и духовному своему отцу. Он распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желание, чувства — все отдается в послушание. При этом послушание — это отнюдь не согласие с авторитетным мнением и не подчинение из принципа. Послушание — это внутренний отказ от всякого самостоятельного действия. Отказ не потому, что «надо слушаться, хотя и не согласен», а потому, что не может быть никакого несогласия, ибо «я ничего не знаю, а все знает, что мне надлежит делать, духовный отец мой». Вот так живут начиная с IV века люди, принявшие решение посвятить себя Богу.
Прописные истины
Людям, не изучавшим историю религии, воспитанным в условиях бесспорного атеизма, сложно разобраться в тонкостях христианства и любой другой веры. В рясе — значит, священник, считают многие. Между тем это не просто заблуждение, а элементарная безграмотность. У нас есть возможность хоть немного ликвидировать этот пробел в познаниях.
Монах и священник — это два параллельных пути. Человек, уходящий в монашество, посвящает всю свою жизнь служению Богу. Есть белое духовенство и черное. Люди, которые заводят семьи, и те, кто дает обет безбрачия, обет не остригать волосы и так далее. Но монаху одному жить в миру не совсем целесообразно и довольно трудно. В миру много искушений, все равно глаза видят окружающий, отличный от выбранного, мир, и не жить по его правилам сложно.
Есть три вида пострижения в монашество: ряса, малая схима и великая схима. Отсюда вытекают три степени — слабая, средняя и тяжелая — по обетам, по ограничениям. Если человек стал священником, а затем решил принять монашество, его называют иеромонахом. Если же он изначально избрал монашество, не будучи священником, он инок, или монах, или схимник — самая высшая степень. У женатых священников одна ветвь. Только священник, принявший монашество, может стать епископом, архиепископом, митрополитом и патриархом. Своя иерархия, своя карьерная лестница…
Начало есть
Здание бывшего магазина было в упадке, крыша текла, стены разрушались. Городские власти решили передать его монастырю. На тот момент кадров не оказалось, некому было служить. Только в 2005 году назначили отца Мануила, который теперь наместник монастыря. Позже стали приезжать из других областей, и на сегодняшний день здесь три священнослужителя и два дьякона. Скоро приедет еще один, семья растет, перспектива есть.
Помещение, которое занимает монастырь, оказалось удобным. Здесь нашлось место непосредственно для храма, есть также кельи, трапезная, кухня, санузел. Все, чтобы служить и жить на месте, то есть священнику не надо никуда выходить, чего не может обеспечить ни один храм города. Храм — это архитектура отдельного здания, а монастырь — это комплекс: жилой корпус, паломнический, может быть даже несколько храмов. Но все это в перспективе, и реализация этого зависит от неравнодушных людей. В любом случае, трудиться есть над чем.
Монастырь — это, проще говоря, общежитие, но для его обитателей он семья. Есть храм, который могут посещать прихожане, и есть закрытая территория. Могут быть мастерские, подсобное хозяйство, огород — насколько позволяют мужские руки. Здесь обязанности выполняют по очереди: выпечка хлеба, приготовление пищи, уборка, служба в храме, сейчас еще и ремонт.
«Чтобы стать монахом, нужно знать, на что ты идешь. Монастырь не значит, что тебя закроют в четырех стенах, ты будешь сутками читать молитвы и больше ничего не делать. Монастырская жизнь — это чувство коллективизма, это образ благочестия, это пример окружающим. Если нужно взять лопату в руки и поработать — то это не обсуждается, берем и идем работать», -рассказывает отец Мануил. Кроме лопат монахи и прихожане довольно часто вооружаются метлами. Каждую неделю на территории, где предполагается строительство храма, образуются огромные кучи мусора. С прилегающего рынка, из частных дворов сюда сваливают отходы. Почему-то народ считает это позволительным. Неужели настолько глубоко в сознании засело хамство и безверие?..
«Уйду в монастырь!» — часто говорят уставшие от окружающего мира люди. Но уходят в монастырь не в поисках отдохновения. Легкой жизни здесь не будет. Зато, если человек решил посвятить себя Богу, Господь помогает обрести благодать. Но это вещи, которые нельзя объяснить словами.
При любом монастыре есть храм, при этом — тоже. Службы для прихожан одинаковы, соблюдаются все каноны приходской жизни. Но что происходит за стенами — об этом знают только обитатели монастыря.
Кроме прихожан приходят в храм бездомные, особенно когда морозы. Есть такие, которые путают грешное с праведным, позволяют себе бесчинствовать. Но их культурно провожают из храма. Здесь есть место, где человека покормят и обогреют, если он действительно в этом нуждается. Каждое воскресенье после службы трапезная открыта для всех желающих. Кстати, такие традиции чтутся во всех монастырях, но здесь это пока немного затруднительно. Хотя до сорока человек одновременно можно посадить в трапезной.
Живет монастырь на пожертвования. Люди приносят продукты, а монахи не стесняются сказать, что не хватает картофеля или лука. Своего участка земли пока нет, но прошлым летом помогали людям убирать огороды, за что в знак благодарности хозяева делились урожаем. Покупают продукты, кто-то помогает деньгами. «Господь помогает», — говорит отец Мануил.
Бог в помощь!
Сечас в монастыре ведутся ремонтные работы. Кировоградский карьер бесплатно помог песком. Кто-то продал стройматериалы по себестоимости, и прихожане помогают просто так. Но это ремонт, а не исключено, что совсем скоро встанет вопрос о строительстве нового помещения. Вернее, комплекса помещений, и храма в первую очередь.
На строительство храма нужны не такие объемы материалов, рук и средств, как на ремонт. Только проект стоит огромных денег. Монахи молятся за то, чтобы нашелся человек, который захочет взять под свое покровительство строительство храма (хотя нужен еще корпус для монахов)… Это может быть не один человек. И помощь может быть выражена не обязательно в деньгах. Возможно, в стройматериалах. Или кто-то сможет помочь транспортом… Ведь нельзя найти более богоугодного дела, чем строительство храма. Господа бизнесмены, есть возможность оставить светлый след на земле!