Долгожданный договор между «Ощадбанком» и «Укрпочтой» о доставке компенсационных выплат по обесценившимся вкладам Сбербанка СССР наконец подписан. Точнее, подписан он был почти две недели назад. Правда, толку от этого для самих вкладчиков, как выяснилось, никакого. Во всяком случае пока.
Как пояснили руководители местных филиалов этих структур на пресс-конференции в понедельник, 28 января, согласно действующему законодательству, валюту почтой доставлять нельзя. А все денежные транши, перечисленные Минфином для выплаты компенсаций, были в долларах США.
Напомним, таких траншей на данный момент прошло уже 3, в целом по Украине — на сумму почти 400 миллионов долларов. По словам директора областного филиала «Ощадбанка» Анатолия Козинского, перечисление средств в иностранной валюте — элемент антиинфляционной политики. То есть, чем меньше ничем не подкрепленных гривен окажется в обороте, тем лучше для самой национальной валюты, — очевидно, считают в Минфине.
В то же время получить деньги в банковском отделении при желании можно и в гривнях — опять же, требования законодательства таковы, что операции обмена валюты нельзя проводить без личного присутствия клиента.
Таким образом, получить свою тысячу по почте вкладчики смогут только после того, как средства на компенсационные счета начнут переводить в гривнях. О том, когда это будет и будет ли вообще, Козинский не знает. Чисто теоретически и «Укрпочта», и банк к подобным операциям готовы — желающим необходимо будет лишь написать «заявление-поручение» на перевод при регистрации, которую все равно придется пройти в отделении «Ощадбанка».
В целом на сегодняшний день по области отработано уже около седьмой части от ожидаемого количества вкладчиков, и ажиотаж, уже меньший, чем в первые дни регистрации и выплат, должен окончательно стихнуть где-то через неделю, прогнозирует Козинский. Для того, чтобы ускорить процесс, увеличив пропускную способность отделений, в отделениях области были заполнены все вакансии кассиров, еще 30 приняли на работу по трудовому договору, очереди в целом по Кировоградщине «разводят» 107 администраторов зала.
К слову, этот ажиотаж уже успел отразиться на оплате гражданами коммунальных услуг — в «Ощадбанке» отмечают некоторое падение их уровня именно в связи с выплатой компенсаций. Тому есть несколько причин. Во-первых, очереди, отпугивающие плательщиков, во-вторых, некоторые люди надеются погасить долги по комуслугам за счет обесценившихся вкладов.
В то же время порядок, согласно которому, как неоднократно заявляла премьер-министр, у вкладчиков появится такая возможность, пока не разработан. К тому же, как отметил Анатолий Козинский, известно, что при разработке этого самого порядка преимущество будет отдаваться как раз добросовестным плательщикам, которым будет предоставлена возможность погашать за счет вкладов текущие платежи, а не задолженность. Так что прекращать оплату за свет и воду не стоит — дороже может выйти.
«Що то було?»
С таким вопросом после предыдущей публикации о выплатах вкладов в «УЦ» к нам обратилась читательница из г. Помошной С.О.Бондаренко.
Как следует из письма, в один из дней регистрации вкладчиков, а именно — 17 января, в одном из отделений «Ощадбанка» с них взимали, по словам Бондаренко, «якобы за какую-то печать» по 5 гривен. Ни до, ни после того дня никаких денег за регистрацию с людей не брали, а прочитав в «УЦ» о том, что операции, связанные с выплатами, банк выполняет бесплатно, женщина начала «искать правды» — посредством звонков в райцентр и местный «Ощадбанк», где внятных пояснений ей так и не дали, но предложили прийти и забрать свои 5 гривен. «Хочу, чтобы мне ответили через газету — “що то було?”» — пишет читательница.
Мы, в свою очередь, обратились за пояснениями к Анатолию Козинскому, который оказался в курсе ситуации. По его словам, в отделении, о котором идет речь в письме, установлен ксерокс, а услуги ксерокопии — платные. Именно за них — ведь для регистрации необходимы копии ряда документов — сотрудники сберкассы и брали деньги. После ряда обращений граждан — «що то було?» интересовало не одну С.О.Бондаренко — от этой практики вообще отказались, порекомендовав людям приносить готовые ксерокопии с собой, а тем, кто обращался с жалобами, деньги предписано было вернуть. Предлагалось это, как следует из письма, и нашей читательнице. Ответственный за «нововведение» сотрудник, по словам Козинского, получил выговор.
От себя добавим: даже при таком «раскладе» как-то дороговато выходит — 5 гривен за ксерокопию паспорта и кода, вы не находите, господа банковские работники из Помошной?..
Руки прочь от банковских работников Помошной, может люди просто растерялись и запутались в разрядах:)