КИРОВОГРАДСКИЙ ХИТ-ПАРАД
Время собирать диски. Самые лучшие диски и книги 2007 года — по мнению кировоградцев, конечно. А наше с вами мнение как всегда во многом расходится с официальными рейтингами.
От себя хочу поблагодарить продавцов книжных и музыкальных магазинов, видеосалонов, которые в течение года помогали мне готовить страничку «Смотри, читай и слушай» — в первую очередь работников книжного супермаркета «КС», магазина «Вiдеосвiт», частных предпринимателей Галину Руденко и Сергея Сотникова, сети салонов «Мьюзик-соло».
Что смотрели
2007-й войдет в историю кино как год кризиса идей. В прошедшем году нас просто забросали сиквелами и ремейками: «Человек паук 3», «Фантастическая четверка 2», «Шрек 3», «Крепкий орешек 4», «Пираты Карибского моря 3», «У холмов есть глаза 2», «Хостел 2», «Обитель зла 3», двадцать первый фильм бондианы «Казино “Рояль”», пятый «Гарри Поттер», «13 друзей Оушена», «Час пик 3», «Возвращение Супермена», «Бэтмен. Начало», «Эван всемогущий», «Бой с тенью 2», «Черепашки ниндзя 4», «Мистер Бин на отдыхе», «Ультиматум Борна»… Даже лучшие фильмы, которые кировоградцы посмотрели в этом году, — «Отступники», «Двенадцать» и «300 спартанцев» — ремейки старых кинолент.
Как ни странно, именно продолжения продолжений, снятые к тому же по комиксам середины прошлого столетия, мы с вами больше всего и смотрим. В соответствии с рейтингом РБК, самые большие кассовые сборы на территории СНГ собрали «Пираты Карибского моря: На краю света», «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Человек-паук: Враг в отражении» и «Шрек 3». Но это касается сборов в кинотеатрах, покупали и брали напрокат кировоградцы совсем другие фильмы. По версии «Кировоградского хит-парада» на звание фильма года могут претендовать «Апокалипсис», «12», «Параграф 78» и «Монгол» — по крайней мере, только эти фильмы называли в числе самых востребованных больше, чем в течение одного месяца.
Что касается «Апокалипсиса» (в оригинале «Апокалипто» — «новое начало» или «раскрытие сущности»), то, на мой взгляд, это шедевр. После кровавых «Страстей Христовых» никто не ждал от режиссера Мэла Гибсона семейной комедии, но такого… Признаюсь, я так и не посмотрела фильм до конца — очень уж тяжело. После эпизода с очередью к жрецу, который решает, какой именно орган нужно вырвать из этого конкретного, живого человека, чтобы предсказать погоду на завтра, я не смогла себя заставить смотреть дальше. Цепочка людей, которые смотрят, как в страшных муках умирают те, кто стоял перед ними, и молча ждут своей очереди. Правители, считающие, что они могут использовать человеческий материал, как сочтут нужным, и народ, поверивший в это правило… Аналогии очевидны.
«Двенадцать» Михалкова — разочаровал, и не потому, что фильм плохой (фильм, на мой взгляд, как раз очень сильный), скорее из-за ожиданий, навеянных рекламой: казалось, тебя должно «порвать» в первые же секунды просмотра, а все не «рвет»… По мере просмотра никаких особых эмоций вообще не возникает. Два часа нам показывают один и тот же спортзал, одних и тех же людей, которые просто говорят — никакого действия, никаких спецэффектов. Фильм много выигрывает за счет великолепных актеров — Маковецкого, Гафта, Гармаша, Стоянова. Но это внешнее… Внутреннее описать сложнее: за два часа просмотра что-то внутри тебя неуловимо меняется. Фильм долго не отпускает, заставляет думать, искать аналогии в собственной жизни.
Еще один российский фильм «Параграф 78» тоже по-своему удался — как российский вариант голливудских блокбастеров. Местами — похоже на «Солярис», местами на «Чужого». Герои имеют по одной доминирующей черте характера и ведут себя вполне предсказуемо. Думаю, идея разделить фильм на две части и «подать» его зрителю с интервалом в пару месяцев принесла создателям дополнительную прибыль, но фильм от этого очень многое потерял. «Фильм первый» — это по сути предыстория: давно вышедшая на пенсию группа спецназовцев должна собраться вновь, чтобы узнать, что происходит на заброшенной военной базе. Главное событие происходит в самом конце — герои понимают, что они заражены страшным вирусом и в силу вступает параграф 78 экспедиционного устава: «Если возвращение группы представляет потенциальную угрозу, группа подлежит самоликвидации». И тут очень хочется посмотреть, что же будет дальше. Но через два месяца это совсем не так интересно, и «Фильм второй» смотришь уже просто по инерции. В целом это смотрелось бы много лучше еще и потому, что фильмы получились какими-то разными: первая часть больше похожа на психологическую драму, повествующую о сложных отношениях внутри коллектива, вторая — обычный боевик.
А вот фильм Сергея Бодрова о детстве и юности Чингисхана «Монгол», на мой взгляд, удался. Чингисхан — вообще личность неоднозначная: с одной стороны, самый кровожадный правитель всех времен и народов, с другой — человек тысячелетия по версии ЮНЕСКО, сумевший создать из разрозненных племен огромную и могущественную империю. А маленький Тимучин (Чингисхан до громкого титула), каким его видит Бодров, тем более интересен — счастливый, веселый, любящий, но уже гордый и самолюбивый мальчик, который умрет, но защитит свою честь и тех, кто ему дорог. Фильм красивый, актеры-дети играют просто потрясающе.
В целом приятно, что российское кино уже вполне может конкурировать с американским — по крайней мере, на постсоветском пространстве. В 2007 г. в Кировограде русские фильмы брали напрокат и покупали даже чаще, чем американские.
Среди самых популярных фильмов ушедшего года есть и безусловно хорошие (кроме уже названных я бы отнесла к этой категории добрую комедию 2006 года «Дикари», чешско-американскую картину «Иллюзионист» и замечательный детский фильм «Мост в Террабитию». Но больше все-таки фильмов-однодневок: перечитывая «хит-парады» за год, я с трудом вспомнила, о чем вообще шла речь в фильмах «Нас не догонишь», «Жара», «Черная орхидея» и т.п. Сильно разочаровал перестроечный «Груз 200», снятый с претензией на эпохальность и культовость, но откровенно дешево (зато саундтрек из песен Цоя, Гребенщикова, Лозы середины 80-х очень порадовал).
Единственный украинский фильм, который кировоградцы покупали и смотрели, — «Аврора» Оксаны Байрак. Фильм очень эмоциональный и, безусловно, талантливый, игра четырнадцатилетней Насти Зюркаловой заслуживает самых высоких оценок, но… Обидно, честное слово за наш кинематограф: почему врач, осмотрев девочку через час после аварии, тут же понимает, что та получила большую дозу радиации? Почему сироту из Припяти сразу же, не мешкая, отправляют на лечение в Америку? Географическое расположение детдома и АЭС тоже вызывает недоумение. Говорят, в «Монголе» и «300 спартанцах» тоже исказили какие-то исторические факты. Но как можно было так снять в Украине и для украинцев фильм о событиях, которые они все хорошо помнят?
Что читали
Самая покупаемая книга года — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. В августе кировоградский хит-парад возглавляла книга на английском языке Harry Potter and the Deathly Hallows, в сентябре — украинский перевод «Гаррi Поттер та Смертельнi релiквiї», в октябре — русскоязычный «Гарри Поттер и Дары смерти». Книгу продолжают называть в числе самых покупаемых и сейчас.
Главные конкуренты Джоан Роулинг на книжном рынке Кировограда — Харуки Мураками, Борис Акунин, Виктор Пелевин и Людмила Улицкая. Говорить о популярности какой-то конкретной книги Мураками нельзя: кировоградцы охотно покупали и «Подземку», и «Мой любимый Sputnik» (в книге имеется в виду как раз русское слово «спутник»), и первый роман писателя «Слушай песню ветра». Что касается Бориса Акунина, то больше всего покупали его «Нефритовые четки» — сборник, в который вошли три повести и восемь рассказов все о том же Эрасте Петровиче Фандорине. Действие происходит в разных странах, повести и рассказы существенно отличаются друг от друга манерой изложения и не воспринимаются как единое целое, но расставлены автором в хронологической последовательности. Читали вышедшие в этом году «Ампир. V» и «Шлем ужаса» Пелевина. В «Ампир. V» миром правят вампиры, которые «разводят» людей для получения «баблоса» — энергетической субстанции, которую люди выделяют, когда борются за место под солнцем. Для усиления выделения нужного продукта вампиры используют «гламур» («секс, выраженный через деньги») и «дискурс» («секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет»). В общем, жизненно. Что касается «Шлема ужаса», то я не берусь определить жанр книги: миф о Тесее и Минотавре писатель изложил в форме разговора в интернет-чате.
Охотно покупали роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», прототипом главного героя которого стал католический священник Даниэль Руфайзен, который во время Второй мировой войны, работая переводчиком в гестапо, спас от гибели множество людей, а потом, приняв католичество, переехал в Израиль, где много лет руководил католической общиной, служа литургию на иврите. Правда, по популярности история Даниэля Руфайзена сильно уступает другой книге Улицкой — «Казус Кукоцкого». Кировоградцы сначала по достоинству оценили сериал, снятый по книге, а потом уже стали читать Улицкую. Таким же образом второе рождение пережила в этом году «Московская сага» Василия Аксенова, написанная в начале 90-х.
Как ни странно, в номинации «Книги» симпатии кировоградцев и мнение маститых литературных критиков совпали почти полностью. Роман «Даниэль Штайн» российская Литературная академия назвала «Книгой года», «Ампир. V» занимает четвертую позицию в том же рейтинге (кроме названных в пятерку лучших вошли: «Алексей Толстой» Варламова, «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной и «Матисс» Илличевского). О Мураками и говорить нечего — в этом году он был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы. Кстати, очень хотелось бы почитать английскую писательницу Дорис Лессинг, которая неожиданно для всех обошла живого классика японской литературы, но, к сожалению, ни на русском, ни на украинском языках ее книги не издавались.
По нескольку раз в нашем хит-параде появлялись также фамилии гламурной российской писательницы Оксаны Робски (за год она успела написать три новые книги о быте Рублевки: «Устрицы под дождем», «Casual-2» и «Zамуж за миллионера» в соавторстве с Ксенией Собчак) и модного ныне Сергея Минаева (тоже три книги: «Духless», Media Sapiens и Media Sapiens-2 — последние две о политтехнологе, работающем на выборах в России, что и для Украины в этом году было очень актуально). Сергей Минаев тоже удостоился в этом году литературной премии — ему вручили гран-при премии «Абзац» за самые сомнительные достижения в книгоиздательском деле. Газета «Книжное обозрение», которая является учредителем премии, пишет: «Впервые мы вручали гран-при человеку, чьи романы достойны обладать статуэтками по всем номинациям. Книги наводнены грамматическими, пунктуационными и фактическими ошибками». В качестве примера приведена фраза «уже подъезжая к дому, мне пришла мысль».
Кстати, как ни удивительно, пресыщенные политикой кировоградцы активно покупали книги Евгения Кушнарева «Выборы и вилы», «После майдана» Леонида Кучмы, «Мой Майдан» Бориса Березовского и «Юля» (биография Юлии Тимошенко, составленная Андреем Кокотюхой).
Самые востребованные отечественные писатели 2007 года — Любко Дереш (в этом году покупали первый роман писателя «Поклонiння ящiрцi», принесший ему известность «Намiр» и последнюю книгу «Трохи пiтьми») и Сергей Жадан (самой большой популярностью пользовался «Капiтал» — почти полное собрание сочинений, составленное самим автором). В данном случае выбор кировоградцев не совпал с мнением литературоведов. В середине декабря вручались две престижные литературные премии — «Книга года Би-би-си» и премия Конрада-Коженевского, учрежденная польским институтом. По версии «Би-би-си», лучшей книгой года был признан «Андрiївський узвiз» Владимира Дибровы (на премию были номинированы «Трохи пiтьми» Дереша, «Сьомга» Софии Андрухович, «Майже нiколи не є навпаки» Марии Мативос и «БЖД» Александра Ушкалова).
Польский институт выбирал не книгу, а писателя года — премия вручается «за последовательность в реализации творческого пути, инновационность формы и ломание стереотипов». Из трех финалистов, среди которых были Сергей Жадан и Наталья Сняданко, самым последовательным и инновационным жюри признало Тараса Прохасько. Запомните эти имена: возможно, именно Тараса Прохасько и Владимира Диброву мы будем читать в следующем году.
Что слушали
Сложней всего определить лидеров в номинации «Музыка». Кировоградцы то увлекались классикой, то вдруг все разом начинали слушать Высоцкого или приобретать диски с медитативной музыкой. Да и вообще странно сравнивать Мэрлина Мэнсона с группой «Бутырка» или выбирать, что лучше: новый альбом «Алисы» или танцующие Pussy Cat Dolls — у каждого свои поклонники.
Хотя безусловные лидеры все-таки есть. Во-первых, это Мaksим — в начале года мы пару месяцев слушали ее дебютный альбом «Трудный возраст», осенью она порадовала своих поклонников вторым альбомом — «Мой рай». Кстати, в своем выборе кировоградцы не одиноки — MTV назвал Маksим лучшей исполнительницей и лучшим поп-проектом года. Впрочем, все российские рейтинги поп-музыки отводят молодой исполнительнице место в первой тройке. Кроме Маksим чаще всего звучат Земфира (которая недавно выпустила новый альбом «Спасибо») и группа «Винтаж», состоящая из бывшего участника группы «А-Мега» Алексея Романова, бывшей вокалистки группы «Лицей» Анны Плетневой и профессиональной танцовщицы по имени Мия.
В русском роке тоже было из чего выбирать. Во-первых, новыми и довольно нетрадиционными альбомами в этом году порадовали мэтры: «Алиса» выпустила диск «Стать Севера», почти полностью состоящий из полуакустических баллад, а «ДДТ» — альбом «Прекрасная любовь», стиль которого представляет собой нечто среднее между роком и бардовской песней. Но в музыкальных рейтингах альбомы мэтров почти не упоминаются. Скажем, по версии Альтернативного музыкального телеканала А-ONE, лучший альбом года — «Правда?» группы Lumen, на втором месте «Король и шут» с альбомом «Продавец кошмаров» (в течение одного месяца он присутствовал и в кировоградском хит-параде), на третьем — Amatory с «Книгой мертвых».
Из отечественных исполнителей покупали «12 21» «Океана Эльзы», «Вiдправила message» Могилевской и «ЙоЙ#1» VovaZiL’vоvа.
А лучше не "дивитися/читати/слухати", а самим писать/снимать/издавать — тогда другие смогут вас покритиковать 🙂
А хто заважає не уподібнюватися до "сірої маси" і дивитися/читати/слухати щось більш пристойне? Киянам: часто колоду в оці помітити важко..
Да, Дмитро, не повезло вам с земляками — тупые они у вас какие-то: смотрят фигню, слушают отстой, читают тупняк… Хотя родину не выбирают. Давайте к нам, у нас продвинутых больше!!
Після цієї статті так і хочеться услід за одним коментарем до інтервю "звьозд" Потапа і Каменських сказати: "Шкода кіровоградців!"