«Минуту или две он изучал традиционные для средней полосы попытки записать названия окрестных деревень латиницей, чьи-то имена под грубыми коронами … и многочисленные торговые марки музыкального бизнеса» (Виктор Пелевин, «Generation П»).
Подобная «роспись», покрывающая хрестоматийные заборы, стены домов, гаражей, павильонов в детских садах и прочие подходящие поверхности, – явление типичное не только для средней полосы России или любой другой местности на постсоветском пространстве, но, по большому счету, для городов, сел и поселков всего мира.
Изобретение баллонов-пульверизаторов с краской во второй половине XX века вдохнуло в настенную живопись – граффити (от итал. graffiare — царапать) – новую жизнь и, в свою очередь, добавило проблем правоохранителям, муниципалитетам и собственникам сооружений, используемых в качестве «холста». На сегодняшний день в большинстве цивилизованных стран действуют разной степени жесткости законы, направленные против юных и не очень «художников», предпочитающих баллоны, стены и вкус опасности бумаге, кистям и затхлой атмосфере мастерской.
В последнее время (вдогонку за более развитыми мегаполисами нашей страны, где процесс пошел намного раньше) проявления творчества граффитчиков начинают заполонять центральную (и не только) часть Кировограда и других городов области, становясь достаточно массовым явлением. Вандализм это, все-таки искусство или, может быть, новое направление… успешной бизнес-деятельности? Журналисты «УЦ» попытались найти ответ.
До наших дней
Стремление увековечить себя «для потомков» доступным способом и в соответствии с собственными понятиями о «прекрасном» было свойственно человеку всегда, о чем свидетельствуют сохранившиеся наскальные рисунки первобытной эпохи, надписи на стенах древней Помпеи и не менее древних городов майя в Центральной Америке.
Нельзя сказать, что «пометки» наших пра-пра-предков несли более глубокую смысловую нагрузку, нежели теперешние «Коля+Вася=…» или всем известное слово из трех букв. Например, одна из типичных надписей на стене Помпейского лупанария гласит: Hic ego puellas multas futui («Здесь я … много девочек») или «19-го апреля я сделал хлеб», «Антиохус совокуплялся здесь с его подругой Ситерией» и т.п.
В то же время многие настенные произведения мастеров древности, вне всякого сомнения, имеют и немалую эстетическую ценность и могут по праву считаться произведениями искусства. «Баллонный» граффити-бум, начавшийся в США в 60-х, породил помимо новой волны «фольклорного» творчества, подобного образцам, приведенным выше, по сути новый вид искусства, достойный (и уже в значительной мере удостоенный) внимания.
Zdes byl ya!
Кировоградский обыватель не мог не заметить качественной эволюции, произошедшей в последние годы в сфере «настенного творчества» юных горожан. Наряду с традиционными «Маша любит Колю» на многих поверхностях, как-то: бетонных заборах (например, на улице Пацаева), бортах давно осушенного бассейна в дендропарке, набережной Ингула, стенах кинотеатра «Зоряний» — начали появляться многоцветные рисунки и надписи, претендующие на сюжет, композицию и стиль. Параллельно стены зданий, лайтбоксы, билборды и даже торговые ларьки начали понемногу покрываться малопонятными то ли словечками, то ли аббревиатурами, выполненными латиницей явно на скорую руку с помощью тех же баллонов или маркеров.
И если к первому разряду «произведений» большинство горожан, особенно старшего поколения, относятся, как правило, с определенной долей снисходительности, а иногда и с одобрением, то вторые вызывают у праздных наблюдателей непонимание и раздражение, а у хозяев «украшенных» таким образом сооружений – праведный гнев («Поймаю – убью!»). Хотя корень явления, дающего и те, и другие всходы, один – копирование. Или, если хотите, – распространение и укоренение стереотипов массовой культуры Запада, уверенно завоевывающей позиции на постсоветских территориях.
Именно с многоразового начертания так называемых «тэгов» — значков, содержащих собственные инициалы райтера (англ. writer – писатель, так себя называют сами граффитчики), его уличное «погонялово» или сокращенное название группировки, к которой он принадлежал, начиналась в свое время история современного граффити в Нью-Йорке. Рисовать целые полотна на стенах начали гораздо позже. А делалось это с единственной целью — заявить о себе, оставив свой индивидуальный или командный «тэг» в как можно большем количестве мест. Естественно, публичных – чтобы, опять же, побольше народу увидело. То есть по смысловой нагрузке «тэги» — не что иное, как американизированный аналог нашего «Здесь был я»…
Справедливости ради нужно отметить, что изначально такого рода «порча частного и муниципального имущества» имела и определенную идеологическую подоплеку… Арт-терроризм: во имя…
Показателен в этом смысле пример британского граффитчика Бэнкси. Западные СМИ называют его «самым разыскиваемым человеком в мире искусства». Его работы выставляются в самых престижных галереях мира. Он расписал Стену Плача, разделяющую Израиль и Палестину. Его настоящего имени не знает никто. Он называет себя «арт-террористом» и является поистине легендарным уличным художником.
Бэнкси, по его собственным словам, воспринимает город как «альтернативное современным медиа информационное поле» и использует его территорию как «художественное полотно для идеологической войны». Своими работами художник выражает протест войне, капитализму, засилью рекламы, загрязнению окружающей среды и подобным темам, волнующим современную леворадикальную молодежь.
Идейные райтеры — борцы с серыми стенами, «причесанным», просчитанным и обесцвеченным миром денег, обществом потребления, где господствует средний класс. Во всяком случае, именно так они мотивируют свою «антиобщественную» деятельность, достаточно строго, иногда просто до абсурда, преследуемую законом в Западной Европе и США.
Вот достаточно свежий пример, озвученный в СМИ в начале ноября: «Цветы, нарисованные шестилетним ребенком мелом на асфальте у входа в дом, стали причиной получения родителями малолетней художницы официального требования “уничтожить граффити” и угрозы штрафа в 300 долларов в случае невыполнения этого требования. Сама виновница происшествия, Натали Ши, говорит: “Моя мама получила штраф за граффити, но это было совсем даже не граффити. Это был рисунок. Красивый рисунок”. По всей видимости, соседи посчитали иначе и позвонили по телефону экстренной связи Санитарного управления Нью-Йорка, чтобы заявить о нарушении закона…» Как говорится, без комментариев…
Специального «закона о граффити» в Украине пока (?) нет. Хотя при желании к ответственности «художников» можно привлечь по ряду положений Админкодекса. Например, по статье 150 – «Нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями».
Впрочем, о подобных случаях в Кировограде нам неизвестно. Наоборот – у нас периодически проводятся конкурсы граффити, под которые городские власти отводят определенные участки муниципального «бетона».
Легально и за деньги
В некоторых городах идут еще дальше. Так, тернопольские райтеры (у них даже есть своя зарегистрированная ассоциация) два месяца назад вышли на местное гороно с инициативой: на общественных началах проводить уроки настенной живописи в городском центре детского творчества. Она была поддержана. По мнению чиновников, обучение школьников граффити уменьшит количество хаотичных рисунков на стенах зданий города, поскольку детей приучат рисовать в специально отведенном месте. В феврале 2007 года исполком принял решение выделить «на растерзание» граффитчикам железобетонную стену на одной из улиц города. «Лучше, чтобы дети учились себя творчески выражать, а не пили или курили по дворам», — говорит председатель тернопольской ассоциации граффити Алексей Станько. И с ним трудно не согласиться.
Легализации граффити способствует и массовая коммерциализация этого вида искусства — творения райтеров широко используются в клипах, при оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не молодежных). В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран граффитчики уже давно и повсеместно выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта, магазинов и кончая оформлением частных увеселительных заведений. Уличный стиль стал модой.
Неудивительно, что в Украине, где большая часть молодежи озабочена поисками способа заработать денег, этот бизнес сформировался немногим позже, чем вошло в обиход само понятие, а его изначальная антирыночная идеология как-то не прижилась. То, о чем говорилось выше, уже давно в полной мере касается больших городов – Киева, Харькова и т.д. Приходит он и в Кировоград…
Так, еще во время позапрошлых парламентских выборов все мы наблюдали в разных местах города красочную тимошенковскую агитацию в стиле граффити на заборах и стенах. На досрочных выборах к ним прибавилось название Партии регионов, нанесенное баллоном через трафарет, в основном на столбах. Я уж не говорю о слоганах «Симоненко, ты прав!», выполненных одинаковым шрифтом краской цвета кумача (а какой же еще?), также массово «украсивших» в свое время город. Наивно полагать, что делалось все это некими фанатиками исключительно «за идею».
Не политикой единой: выборы — даже в нашей стране – дело сезонное и не очень частое. Местный граффити-бизнес развивается и в чисто коммерческой плоскости. Оказывается, в областном центре действуют и профессиональные бригады райтеров — совсем недавно одна из них работала над задним двором детской поликлиники, что возле кинотеатра «Зоряний» — по трудовому соглашению и договорной цене. Ребята, на которых совершенно случайно вышел главврач учреждения, яркими и качественно выполненными изображениями мультипликационных персонажей украсили здание, ранее вплоть до окон первого этажа покрытое традиционным «этнографическим материалом», о котором уже достаточно много сказано в статье.
Однако попытки выйти на связь с самими художниками через чиновников поликлиники успехом не увенчались – граффитчики старательно избегают общения с прессой под любым соусом. По словам заместителя главврача Юрия Тютюшкина, они аргументируют это тем, что реклама им не нужна – у них достаточно заказов, в частности, по декору гаражей…
Вместо послесловия
«…ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи» (Пелевин).
История граффити – далеко не первый пример того, как вид творчества, зародившийся как часть протестной, радикальной молодежной субкультуры, со временем становится, подчиняясь железным законам общества рыночной демократии, банальным товаром, частью мира, против которого этот протест был направлен. То же в свое время случилось с так называемыми «русским роком» и русской советской фантастикой, в свое время несшими остросоциальную смысловую нагрузку, высмеивавшими и костерившими тоталитарный советский режим между строк, и выродившимися в выхолощенный, коммерческий «рокопопс» и коммерческую же, беззубую, «фэнтези», копирующие западные образцы.
Со временем «уличная живопись», скорее всего, станет просто еще одним из стилей декора, заниматься которым будут профессионалы. И подростки перестанут уродовать или украшать, как вам будет угодно, фасады наших домов, переключившись на что-нибудь другое…
Привет всем, я ищу мастеров и рукодельниц граффити, за работу заплачу, о цене договоримся.
ГРАФФИТИ
НИКОГДА НЕ ЗДОХНЕТ
Кировоградец? А какие сюжеты предполагались на задке загса? Уж не хроники первой брачной ночи?:)))
а мне кажется, красивых рисунков не хватает на стенах. я против политических надписей или матов. Но если это красиво…. То почему бы и нет? Это лучше чем грязная серая стена.
лет 7 назад со знакомым пытались как-то двигать эту тему. нам даже предлагали в комитете по делам семьи и молодежи разрисовать стену центрального загса (с обратной стороны).
Но как всегда — на это своих денег никто тратить не хотел.
Очень своевременная статья )) Руки бы поотбивать тому малолетнем умнику, который недавно пол-Кировограда расписал аббревиатурой АМ. И ведь как качественно, гаденыш, прошел — просто в глазах рябит от его автографов…
И товарищи, пару месяцев назад доносившие до общественности, что "ярошенко наш губернатор", тоже местами не пощадили зданий, переживших в этом городе не одного губернатора и градоначальника. Бить надо за такое мудачество.