Обладатели новых профессий с государством «не дружат»
Смена экономической модели государства, появление новых товаров и услуг, развитие новых технологий привели к появлению в последние годы массы новых профессий. Объявления о трудоустройстве пестрят их малопонятными, как правило, англоязычными названиями, интригующими и загадочными…
На поверку в одних случаях все оказывается крайне прозаично: мерчандайзер (слово-то какое!) оказывается просто человеком, расставляющим товар определенной фирмы на магазинных полках, а промоутер – пареньком или девушкой, норовящими всучить вам рекламную листовку на улице. В других же по сути нет ничего нового, а их англоязычность – просто дань моде.
В то же время есть и другие, действительно принципиально новые сферы деятельности, требующие насыщения специалистами, владеющими солидным комплексом специальных знаний, умений и навыков. Этот материал – о людях, оказавшихся наиболее чувствительными к требованиям времени. Они ищут свой собственный путь, осваивая эти самые навыки самостоятельно, и трудоустраивают себя сами, занимая открывающиеся ниши именно в тех сферах деятельности, о которых идет речь.
Здесь куют Веб
Сфера IT — информационных технологий – однозначно наиболее многообещающий и активно развивающийся сектор бизнес-деятельности третьего тысячелетия. Без применения компьютерной техники сегодня не работает ни одно предприятие. Кроме того, через Интернет ведутся деловые переговоры, заключаются сделки, осуществляется управление компаниями и организациями. В странах с развитым информационным обществом (Украина к таковым пока не относится, хотя процесс идет) именно через Всемирную паутину администрируется львиная доля операций, обеспечивающих жизнедеятельность государства в целом.
В то же время, говоря упрощенно, Интернет – «всего лишь» технология, позволяющая практически мгновенно обмениваться данными между миллионами компьютеров по всему миру. Уверен, не слишком большой процент пользователей хоть раз задумывался о том, кто, собственно, создает веб-сайты, «картинки с кнопочками», посредством которых осуществляются все те операции, о которых говорилось выше, и где этому учат.
Наш собеседник Иван – «простой» кировоградский веб-дизайнер (от web – паутина, в английском — синоним слова «Интернет»), то есть создатель интернет-сайтов. В свое время, в начале 2000-х, он окончил КНТУ, став дипломированным системным программистом. По его собственным словам, возможно, предложение вакансий по этой специальности где-то и есть. Но ему их встречать не приходилось… «Поэтому, мне кажется, этот рынок слишком маленький, чтобы что-то там “ловить”, а тем более с нашими знаниями. Материал, который нам “размазывали” пять лет, на том уровне, на котором нам его давали, любой заинтересованный человек мог бы освоить за год, максимум два. Некоторым вещам я там (в университете. – Авт.), конечно, научился, но к специальности это не имеет никакого отношения», — так оценивает Иван вклад вуза в свою карьеру.
Заинтересовавшись веб-дизайном во время учебы, фактически на голом энтузиазме он начал осваивать новую специальность «экспериментальным путем». Тогда в городе этой деятельностью занималось только две «конторы», и, еще будучи студентом, Иван начал работать в одной из них, делая интернет-сайты — за 150-200 долларов в месяц.
Сегодня он вместе с «группой единомышленников» работает на себя. Несколько поменялись специфика и география основной массы заказов: «Сейчас увеличилось количество работ для Украины и России – раньше это было в основном дальнее зарубежье. Достаточно много заказывают простых сайтов, где есть только справочная информация — для бизнесменов сегодня своего рода стандартом является наличие интернет-адреса компании на визитной карточке. Мне и самому удобнее, собираясь сделать какую-то покупку, провести десять-пятнадцать минут в Сети, посмотреть, где какой ассортимент, какие цены», — отмечает собеседник.
Изменилась и финансовая составляющая бизнеса. Иван не может точно сказать, сколько зарабатывает: «Трачу я в среднем 2-3 тысячи гривен в месяц, соответственно, зарабатываю немного больше». За несколько лет «в деле» он приложил руку к созданию интернет-ресурсов для заказчиков из США, Канады, Дании, Швейцарии… — интернет-бизнес не имеет границ, да и берут за работу западные коллеги, как правило, на порядок больше. С подготовкой же специалистов в сфере информационных технологий, по словам собеседника, дела обстоят по-прежнему. Во всяком случае, в Кировограде…
Они работают – вы отдыхаете
Индустрия развлечений, реагируя на изменяющиеся тенденции моды и стиля, в Украине эволюционирует с достаточно высокой скоростью. Танцплощадки с местным самодеятельным ВИА на сцене (а то и просто «под баянчик») уже мало кто помнит, канули в Лету и «двух-пятирублевые» дискотеки начала 90-х. Теперь любое уважающее себя заведение, где есть площадка для танцев, именует себя «ночным клубом», а вход туда для желающих культурно отдохнуть и подвигаться стоит 15-30 гривен. Естественно, речь идет о ценах в нашем областном центре.
Работать туда приглашают профессиональных ди-джеев, умеющих «раскачивать» клубную публику, ведь от того, насколько качественно подается музыкальный материал, напрямую зависит заработок заведения. Кроме того, сегодня ди-джеи вытесняют традиционных «лабухов» разного уровня на частных и корпоративных мероприятиях.
Кировоградцы Роман и Сергей, более известные под сценическими псевдонимами, «в культуре» с конца девяностых. «Мы слушали музыку – много-много музыки, и в один прекрасный момент возникла мысль – почему бы самим ее не попытаться играть», — рассказывает Сергей. Это начиналось как увлечение, хобби: «Тогда не было ни специальной аппаратуры, ни ди-джейских школ, ни информации – ничего…»
Деньги любимым делом они начали зарабатывать через 3-4 года, когда тенденция начала достигать провинций – это были частные вечеринки в переполненных арендованных кафе, заработать удавалось гривен 200 за вечер. По словам собеседников, к этому моменту появилось желание как-то «отбить» огромное количество сил, времени и денег, уже вложенных в освоение необходимых навыков.
А удовольствие это, прямо скажем, достаточно дорогое. Чтобы чему-то научиться самостоятельно, необходимо вложить в минимальный комплект оборудования от 1000 долларов и работать, работать над собой… Сейчас в некоторых мегаполисах Украины существуют «школы», где такую работу направят в нужное русло профессионалы. Стоит курс обучения от 5 до 15 тысяч у.е…
Роман и Сергей себя профессионалами не называют: «Это творчество — как музыкант, художник. Нельзя же сказать: профессиональный художник». В то же время, по их словам, мало кто из их коллег-«художников» сегодня согласится отыграть 1,5-2 часа (один «сет») за 100 долларов и меньше, «рабочая такса» — 200-250, в отдельных случаях – до 500. Заработки же звезд мирового ди-джеинга могут составлять 40-50 тысяч американских денег за один «сет». Не считая расходов на проезд артиста на место, проживание, питание и т.д. – все это оплачивает заказчик.
Правда, в нашей стране и особенно в нашем городе мировые стандарты культуры организации досуга приживаются с трудом, – констатируют собеседники, поэтому приходится совмещать работу любимую, дающую около трети общего среднемесячного заработка, и «основную» — дающую остальное.
Дело мастера
В отличие от культурной сферы, с которой у нас всегда было трудно, в сферу организации быта новые стандарты внедрились быстро и легко. И если сменить типовые квартиры в типовых хрущовках на современные апартаменты в пентхаусах элитных высоток могут себе позволить далеко не все, то сделать в этой самой «хрущобе» относительный евроремонт и поставить пластиковые окна, которые не нужно заклеивать на зиму, на сегодняшний день вполне по силам не только владельцам «заводов и пароходов».
Специалистов, готовых помочь в этом гражданам, на сегодняшний день бесчисленное множество. Но в строительных техникумах и училищах не учат монтировать подвесные потолки, да и о существовании специальных курсов «евроремонтника» я, например, не слышал…
Максим пришел в «оконный» бизнес около 4 лет назад. Набив руку в одной из фирм, продающих и устанавливающих стеклопакеты, он вложил заработанные честным наемным трудом 500 долларов в покупку необходимого инструмента и ушел на «вольные хлеба». Работая как частный мастер он, в отличие от большинства «шарашников», выполняет всю работу своими руками – от демонтажа старого окна и покупки профиля за деньги заказчика до выравнивания откосов.
«К человеку больше доверия, чем к фирме – тут все строится на личном контакте. Заказчику намного удобнее, чтобы я пришел, поработал неделю и сделал хорошо и до конца, чем нанимать сначала одних непонятных людей, потом других, каждые из которых делают что-то одно и как придется. Я отвечаю за качество лично, это моя репутация, и брак мне спихнуть не на кого», — рассказывает Максим.
Его такса — 200 гривен за одну единицу, хотя цена, как правило, договорная. Часть этих денег уходит на бензин и расходные материалы, позволяя в месяц иметь 2-2,5 тысячи. «Людей в этом бизнесе много, но далеко не все подходят к работе ответственно. Меня уже знают в городе, поэтому даже в декабре, несмотря на то, что “не сезон”, уже есть десяток заказов», — говорит Максим.
Минно-правовое поле
Иметь достойный заработок, не зависящий от представлений о таковом какого-либо начальства, являясь мастером своего дела, быть самому себе хозяином – нормальное стремление свободного человека в свободной стране. Однако государство, в котором всякая инициатива, в том числе и частная, является наказуемой, отнюдь не располагает к оформлению с ним полюбовных отношений.
Так, веб-дизайнер Иван не видит веских причин для того, чтобы регистрировать свою деятельность в фискальных органах. «С нашей системой налогообложения и тем, как в принципе работает государство, лучше с ним никаких отношений не иметь», — считает он.
Не спешат декларировать свои гонорары и наши ди-джеи, как, впрочем, и многие другие представители творческих профессий – по тем же причинам. «Оконных дел мастер» Максим в обозримом будущем перспективу регистрации предприятия допускает – когда доходы позволят расширить бизнес. В его планах – создание сервисного центра, который будет не только монтировать стеклопакеты, но и осуществлять их полноценное сопровождение впоследствии – окна, даже самые хорошие, периодически нуждаются в замене деталей, прочей «косметике» и улучшениях. Чем не европейский подход? Тем более, что эта ниша, по словам Максима, сейчас никем не заполнена. Правда, реализовывать свою идею в родном Кировограде не собирается. «Здесь слишком много злых людей», — говорит он.
Приходится констатировать: современные, творческие, действительно востребованные и квалифицированные кадры, задействованные вне спекулятивного «купипродайского» бизнеса, «куются» и «закаляются» вне системы профессионального образования и государства в целом. Ей, этой самой системе, предложить им нечего. И они платят ей тем же. Не потому ли так медленно и мучительно здесь все меняется к лучшему, что все новое и перспективное воспринимается существующим «истэблишментом» с ледяным равнодушием? И «утечка мозгов» за границу, о которой периодически, согласно конъюнктуре момента, нет-нет, да и взвизгивают представители этого самого «истэблишмента», — не закономерное ли явление для страны, которая в мозгах демонстративно не нуждается, в которой базовым лозунгом для каждого отдельно взятого из 90% граждан стала фраза «валить отсюда надо»? И не слишком ли пугающе очевидны ответы на эти вопросы?