Сохранятся ли сегодняшние пенсионные выплаты на уровне прожиточного минимума после президентских выборов? Это главный вопрос, волнующий наших читателей-пенсионеров, обращающихся в редакцию. Тем более, что тревожащая информация в независимых СМИ уже прозвучала: если в бюджете-2004 и хватит средств на удержание этого уровня до декабря, то в бюджете-2005 средства на эти цели не просматриваются…
Лучше позже в Швеции, чем раньше в Украине
К сожалению, общение с представителями органов Пенсионного фонда Украины во время заседания пресс-клуба оптимизма не прибавило. При всех заверениях, что пенсии в Украине “меньше не становятся, а только растут”, они вынуждены были сообщить в ответ на острые вопросы журналистов немало тревожных фактов. Судите сами (прямая речь):
— Перерасчет пенсий с 1 сентября этого года никто не проводил — они остались у каждого пенсионера в тех же размерах, в каких были ранее.
Что же такое в этом случае широко разрекламированные 284 грн. 69 коп.? Ответ прост: это не пенсия, а пенсионные выплаты. Пенсии не стали больше — просто пенсионеры, пенсия которых не дотягивала до прожиточного минимума, получили так называемую адресную помощь. Не более того!
Надо добавить, что адресная помощь, которая обусловила новые размеры пенсионных выплат (не пенсий!), резко увеличила нагрузку на бюджет Пенсионного фонда. Для примера — более-менее благополучный до недавнего времени Кировоград: если в сентябре прошлого года на выплату пенсий требовалось 10 млн. грн., то в сентябре этого года на пенсионные выплаты потребовался уже 21 млн. грн. Компенсировать недобор собственных средств можно главным образом за счет госбюджета. Причем совершенно очевидно, что Кировоград в этом отношении далеко не единственный город в регионе и в Украине.
Еще один аспект. Если год назад действовало ограничение размеров пенсий на уровне 150 грн., то менее чем через год “уравниловка” вернулась вновь — но уже при значительно более высоком уровне цен, тарифов и тому подобного. По этой причине Кабмин планирует с 1 января 2005 года провести еще один перерасчет пенсий — обеспечив дифференцированный подход в зависимости от трудового стажа, уровня зарплат в период работы и надбавок. Но значит ли это, что наконец будет узаконен размер минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума? Ответ:
— Если будет проведен перерасчет и в зависимости от того, каким будет механизм этого перерасчета, мы только после этого сможем говорить о новых размерах пенсий. Но, разумеется, и в следующем году останется ныне действующая система: пенсия плюс адресная помощь до прожиточного минимума.
Без сомнений, и нынешнего пенсионера, и будущего куда больше устроил бы другой, более вразумительный ответ. Но не будем упрекать работников Пенсионного фонда за его отсутствие: они живут и работают в тех же реалиях, что и все остальные. Можно лишь в очередной раз им посочувствовать: лихорадочные усилия Кабмина, направленные на повышение рейтинга главного кандидата в президенты, заставили сотрудников органов Пенсионного фонда за 9 месяцев этого года провести 6 (!) массовых перерасчетов пенсий. А с учетом отдельных категорий пенсионеров таких перерасчетов было восемь.
Стоит отметить еще один момент. Лишь Россия и Украина, принимая новое пенсионное законодательство, сохранили прежним возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но реплика “пора готовить общественное мнение к тому, что этот возраст будет повышен” на заседании пресс-клуба прозвучала. Объективно для этого есть, по меньшей мере, две причины: демографическая ситуация и не настолько “бурный рост экономики”, чтобы солидарная система могла прокормить растущее число пенсионеров. А приведенные примеры пенсионного возраста в разных странах, включая Швецию, и вызвали ответную реплику: наверно, и впрямь лучше уйти на пенсию попозже, но в Швеции, чем раньше, но в Украине…
Дискриминированные
Теоретически достойные пенсии может гарантировать лишь трехуровневая система пенсионного обеспечения, в которой солидарное (нынешнее) пенсионное обеспечение сосуществует с накопительным и подкрепляется негосударственным пенсионным страхованием. Фактически на вопрос, как скоро появятся в Украине второй и третий уровни, ясного ответа пока нет. К тому же граждане, которым остается до пенсии 10 и менее лет, в накопительной системе участвовать не смогут по закону, а в обязательном порядке — лишь те, кому в момент введения накопительной системы останется до пенсии 20 лет и более. То есть нынешние 40-летние уже сегодня дискриминированы как будущие пенсионеры. Им остается лишь гадать, какой будет экономическая ситуация и пойдет ли государство на выплату какой-либо адресной помощи.
Нынешних пенсионеров, которые в обвальные 1990-е еще продолжали бесплатно или почти бесплатно “работать” на неработающих предприятиях, тоже можно считать дискриминированными. Но для них, по крайней мере, существует так называемая процедура “оптимизации заработка”, о которой, видимо, осведомлены не все. Можно “выбросить” до 10% страхового стажа — те годы, на которые пришлись самые нищенские “заработки”. И, как сообщили наши собеседники, есть примеры, когда такая процедура способствует заметному увеличению размера пенсий.
Чтобы не оказались дискриминированными солдаты, безработные и мамы, берущие отпуск по уходу за детьми до трех лет, взносы в Пенсионный фонд за них начнут перечислять со следующего года, соответственно, Вооруженные силы, служба занятости и органы социального обеспечения. Благодаря этому периоды службы в Вооруженных силах, безработицы и ухода за детьми войдут в страховой стаж. “Упрощенцы” (люди, работающие в системе уплаты упрощенного налога) также должны перечислять пенсионные взносы, чтобы не остаться без стажа к моменту выхода на пенсию. Тот факт, что по новому законодательству достаточно 5 лет страхового стажа для оформления пенсии, сути дела не меняет — пенсия будет нищенской.
Бурную реакцию вызвал вопрос о членах летных экипажей (пилотов, штурманов, бортинженеров), которым в очередной раз снижены пенсии:
— Это неправильное утверждение: никто им ничего не уменьшил.
Словом, была “неправильная” компьютерная программа, по которой им начислили пенсии с 1 января, а теперь она заменена на “правильную”…
Так же “правильно” (то есть, извините, по-жлобски) была решена проблема людей, заработавших стаж на Крайнем Севере. Новое законодательство вернуло им право на пенсии с учетом северных коэффициентов (как по стажу, так и по зарплате), но… при условии, что оно подтверждено трудовым договором (справкой о праве на льготы). Если уехал на Север без трудового договора, на свой страх и риск, — нет у тебя никаких прав. А далее последовало еще более сногсшибательное разъяснение. У родившихся в России (даже притом, что до 1991 года не было ни граждан России, ни граждан Украины, а все мы были гражданами единого СССР) и заработавших северный стаж в Украине вообще нет права на “северную пенсию”, хотя ныне они и являются гражданами Украины.
После подобных разъяснений в резюме материала просятся только два слова: “Спасибi, ненька”.
e у меня в трудовой книге запись ,уволена по собственному желанию по уходу за ребенком до 14 лет ,это войдет в стаж пенсионный?