О том, что на сегодняшний день коренные киевляне составляют меньшинство среди населения столицы Украины, знают или догадываются многие. Разные источники называют цифры от 39 до — страшно сказать! — 4 процентов. Впрочем, ничего уникального здесь нет: все мегаполисы и большинство мировых столиц, аккумулирующих и распределяющих финансовые, информационные и прочие жизненно важные потоки, всегда были и будут полюсами притяжения не только для строителей, реализаторов и водителей, но и для наиболее активных, амбициозных и творческих провинциалов — тех, кому тесновато в рамках родной периферии…
Кировоградское землячество в многомиллионном Киеве еще пару лет назад только по официальным данным насчитывало около 30 тыс. человек, или 12%(!) населения нашего областного центра. Что тоже, по большому счету, неудивительно, как бы мы ни любили родной город… По словам Андрея Богдановича, одного из наших земляков, достаточно известного в городе в качестве участника легендарной команды КВН «Гольфстрим», позже — столичной «Аляски», в прошлом — ведущего программ на почившем в Бозе «ТВ-Центре», а сейчас — теленовостей на всеукраинском канале «К1», «здесь никто не заинтересован в том, что ты хочешь делать. Любая карьера в Кировограде стала бы двадцатиметровым отрезком стометровки — я бы не только не выиграл забег, но вообще не добежал бы до финиша…».
Тем не менее, он до сих пор вспоминает годы работы на «ТВ-Центре» как «лучшие в своей жизни» — именно оттуда Богданович попал в школу новостей «Интерньюз-Украина», которую окончил с красным дипломом… Потом было много всего, в том числе и работа в компании UMC простым оператором — просто чтобы зарабатывать на жизнь. «Тогда меня спасал КВН — как отдушина. Но и работа оператором не прошла бесследно — проработав, образно говоря, миллион звонков, я стал намного интеллигентнее в общении…» — вспоминает мой собеседник.
Сейчас Андрей Ростиславович (так его величают многие из друзей и знакомых — видимо, не только за внушительные габариты) бывает в «родных пенатах» в среднем раз в полгода. В один из таких визитов — как раз накануне Международного дня КВН (кто не знает — именно 8 ноября 1961 года Клуб веселых и находчивых впервые появился на голубом экране), мы встретились с ним в нашей редакции и поговорили — о КВНе, телевидении, кировоградцах, Киеве и кировоградцах в Киеве…
Приток, грубо говоря, формальных «лимитчиков» в столицу, со слов Богдановича, обусловлен не только большим количеством открывающихся вакансий, но и острой нехваткой местных кадров. «Толковых журналистов в Киеве не хватает, — утверждает он. — Сейчас на киевских телеканалах, тех же “К1”, “Интере”, работает очень много людей с периферии, в том числе — из Кировограда, и работает успешно, хотя… Кировоградское поколение тех, кто состоялся и уехал в столицу в середине и конце девяностых, мое поколение, все нормально себя там чувствуют. А вот новеньких как-то не видно. Если я встречу какую-нибудь звезду, и узнаю, что он (она) из Кировограда, я очень удивлюсь», — утверждает бывший КВНщик…
Кухня за кадром
Все мы смотрим новости практически каждый день, и для нас они ассоциируются, главным образом, с «говорящими головами» в кадре — именно теми, которыми так хотят стать молодые да амбициозные. Благодаря Андрею Ростиславовичу мы впервые получили возможность заглянуть за этот самый кадр, заочно побывать на «кухне», где готовятся новости.
В первую очередь, как отмечает Богданович, ведущий должен работать в команде наравне с остальными — вплоть до осветителей и звукооператоров. «Хотя внимание телезрителя сосредоточено именно на нем — потому стрессы, потому потеют руки…» — об этом наш земляк знает не понаслышке.
В корне неправильно и представление о ведущих как о людях, работа которых заключается исключительно в прочтении новостей с бумажки или «суфлера» в прямом эфире раз (2, 3, 5 раз) в день.
У нашего собеседника — полный рабочий день, который начинается с того, что он приходит на работу и делает анализ событий за день — ведущий тоже должен смотреть новости по другим каналам, читать газеты, просматривать новости в Интернете, чтобы понимать, что и в каком виде должно пойти в выпуск. Потом нужно просмотреть, где журналисты набрали материал, какой именно, выставить его в верстке — что за чем. «И самое главное: то, что будешь говорить, ты должен написать сам, иначе и представить новость нормально не получится», — утверждает Богданович. Только после этого уже вырисовывается какая-то общая картина предстоящего выпуска.
Кроме того, между каналами существует достаточно жесткая конкуренция — за своего зрителя надо бороться. «Мы стремимся к тому, чтобы подавать новости по-другому, не так, как другие каналы, чтобы это было ярче и по-своему, так, как мы это видим», — рассказывает телеведущий.
В обсуждении того, как этого добиться, участвуют все — от выпускающего редактора до журналистов и операторов. Иногда спорные моменты, возникающие в ходе такого обсуждения, имеют анекдотический характер, например, касательно того, как называть всенародно любимую игру футбол. «Одна из моих редакторов — она с Западной Украины — утверждала, что по-украински футбол правильнее называть “копанкой” — так у них говорят… Пришли к компромиссу: один раз называли футбол футболом, другой — “копанкой”. Хотя так как играет наша сборная, то это, наверное, все-таки “копанка…”» — шутит Богданович.
Конечно, нас очень интересовал и чисто «шкурный» вопрос: сколько же зарабатывают звезды голубого экрана? По словам нашего собеседника, суммы эти отнюдь не заоблачны: «Того, что я зарабатываю, хватает для того, чтобы снимать квартиру в Киеве и нормально жить с семьей. Я не буду говорить, сколько именно, но, например, купить квартиру в Киеве я не могу…»
Да и сама эта звездность, по его словам, вещь довольно условная: его, например, узнали пока только раз — в одном из магазинов электроники. Но автографа не взяли и скидки не сделали…
Богданович своей цели достиг — он хотел стать телеведущим и стал им. Благодаря активной жизненной позиции, вере в себя и… КВНу. Именно Клуб веселых и находчивых он считает своим — и не только своим — «трамплином творческого развития».
Бизнес для веселых и находчивых
Хорошо известные читателям «УЦ» Юрий Смирнов, Вадим Мурованый, Алексей Чемерис, выступающий сейчас в украинском «Камеди Клабе» Антон Лирник, периодически «засвечивающийся» в разных проектах «Интера» Гарик Бирча — все они выходцы из «Скифа», «Гольфстрима», а позже — «Аляски». «Такой талантливой команды, как наша, в Кировограде нет. Я буду очень рад, если она появится… — без ложной скромности заявляет Андрей Богданович. — Именно там я получил первые уроки актерского мастерства, которое ставилось Щедринским, бывшим игроком команды питерского университета финансов, который потом занимался “О. С.П. — студией”, Марфиным — человеком, которого не нужно представлять… Именно там меня научили, как держаться в кадре, не бояться камеры, естественно вести себя…»
Однако эволюцию эстрадного юмора вообще и КВНа в частности на украинских, а точнее — постсоветских просторах он оценивает крайне неоднозначно: «…Вряд ли народ стал тупее. А вот о том, что юмор стал шоу-бизнесом, мы говорить можем. А там главное — конвейер. Что дает рейтинг, то и будет в эфире. Дает рейтинг Петросяна — будет Петросян в эфире, дает рейтинг КВН — будет КВН и так далее», — констатирует Богданович.
Как следствие, по его мнению, изменился и сам КВН. «Добравшись в свое время до высшей лиги АМИК, мы (команда “Аляска”. — Авт.) поняли, что не сможем шутить здесь так, как хотим. Когда приезжаешь в Москву с украинской командой, очень остро чувствуешь, что твой юмор здесь не то что не нужен, его просто не поймут. Там никому не интересен наш политический юмор — ни Ющенко, ни Янукович, ни Тимошенко — первая шутка “зашла”, дальше уже все. То же можно говорить о российском политическом юморе или, скажем, белорусском, когда они приезжают сюда — если это будет смешно, да, раз посмеются, два, потом не будут…»
В то же время сегодняшний Андрей Богданович как представитель телеиндустрии не может не отметить, что КВН по-прежнему сохраняет хороший рейтинг. Масляков, по его словам, «в этом плане молодец — он сделал качественный продукт для телевидения в тот момент, когда было нужно. Рейтингово, весело, миллионы людей смотрят, миллионы людей занимаются КВНом. Но я больше люблю КВН времен легендарной команды ХАИ и иже с ними. Последними из могикан, последними из тех, кто мог делать то, что действительно хочет, не вписываясь в рамки шоу-бизнеса, стали, наверное, “Уральские пельмени”. Дальше все уже шло накатом».
Отмечает теперь уже бывший КВНщик и то, что у теперешнего Клуба появился свой, достаточно жесткий, формат. «Возьмите любое выступление любой команды: “унц-унц”, пошли танцы, песня и дальше какая-то “карусель”, сценки — все достаточно однообразно… Если ты “влазишь” в этот формат, ты либо тонешь в нем, либо выползаешь наверх. Мы — “Аляска”, утонули. Мы потеряли самобытность. Хотя это, конечно, только мое личное мнение», — резюмирует Богданович.
Работа в шоу-бизнесе подразумевает и финансовые «вливания». Конечно, если заниматься КВНом как хобби, «для себя», то небольшие — можно, например, собрать хорошую команду и выступать в Ассоциации команд КВН Украины. Там много денег не надо, но… Когда, повыступав года два, поднабрав материала, начинающая команда пробует «ткнуться» уже к Александру Маслякову и компании, она сталкивается с тем, что там уже нужны серьезные деньги. Богданович уточняет: «Не то что деньги Маслякову нужны, деньги нужны тебе, чтобы сделать качественное шоу, ведь это уже шоу-бизнес. Нужны деньги на костюмы, постановщикам, хореографам, звукорежиссерам, авторам…»
По словам собеседника, в кировоградских командах, а потом в «Аляске» всегда «культивировалось» собственноручное написание сценариев. Просить других написать было как-то… стыдно, как признание собственной беспомощности.
Сейчас, отмечает он, все по-другому. «Например, те же “ЧП” пишут другим командам — это стоит определенных денег. И авторы из “Утомленных солнцем”, и тех же “Пельменей” — да все команды, которые достигли чего-то, пишут другим, — утверждает Богданович. — А почему бы и нет, почему авторы не могут заработать себе немного денег, если другие не в состоянии написать себе смешное выступление? Опять же, это бизнес…»
Вместо послесловия
В конце концов, Бог с ними, в смысле с современными КВНом и бизнесом. Если честно, мне как кировоградцу, который, несмотря ни на что, остается патриотом своей «малой родины», обидно другое. Обидно, что здесь невостребованы творческое начало и амбициозность; обидно, когда те, кто уехал «добегать свою стометровку», раз от раза возвращаясь, качают головой и говорят: «Нечего здесь делать…» А может, все наоборот? И делать здесь нечего именно потому, что уже фактически и некому? Все уехали…
Не дрефь,Андрюха! Мы же с тобой остались! Так что вперед! А на Богдановича не смотри.( «Того, что я зарабатываю, хватает для того, чтобы снимать квартиру в Киеве и нормально жить с семьей. Я не буду говорить, сколько именно, но, например, купить квартиру в Киеве я не могу…» ) Надеюсь, все понятно?