Этот город всегда был у меня в памяти таким себе стандартным центральноукраинским областным центром — в меру пыльным, с невзрачной речушкой посередине, тихо-размеренно, по-мещански неторопливо отсчитывающим свои дни. А сейчас, спустя лет восемь, я вновь попал на пару дней в Полтаву и был сражен ею наповал. И еще я понял, как сильно Кировоград отстает от своих, схожих по размерам, численности и статусу, соседей. Нам до Полтавы уже далеко…
Что для рядового жителя нашего Кировограда Полтава? Место битвы Петра Первого со шведами, славный своими галушками, гоголевский край, да еще родина Андрея Данилко.
Сегодняшняя Полтава поражает объемами жилищного строительства. У нас в Кировограде один современный дом достраивают возле Колхозного рынка, мы и рады за его будущих состоятельных жильцов. В Полтаве подобных новых домов — десятки. Только неподалеку от самого центра, Круглой площади, полтавчане выгнали вверх шесть красивых большущих домов, с модными магазинами внизу, пентхаузами наверху. Рядом с вокзалом, на улице Ленина, только сойдя с поезда, встречаешь грандиозную «стену» нового многоквартирного дома, рядом уже подрастают еще два. И так по всем районам города. Даже не верится, что найдется в скромной Полтаве столько покупателей на недешевое жилье!
И сразу возникает классический вопрос: «А у них откуда?» — Полтава ведь не столица и не Ялта, куда рвутся все. Она далеко не Днепропетровск или Донецк с их десятками мощнейших металлургических заводов, и не Одесса, через порт которой проходит половина украинского импорта и экспорта и еще больше контрабанды. Что касается этих городов, понятно, откуда появляется приличная, довольно многочисленная прослойка среднего класса, способного купить себе достойное жилье. Но ведь у Полтавы, казалось бы, ничего такого нет. Нет грандиозных производств. При всей исторической ценности города с 1100-летней историей, Полтава далеко не Львов, который неплохо имеет с полумиллиона официальных туристов в год. Итак, откуда у города зажиточность?
Тут весь секрет, вероятно, в ресурсах области, которые и кормят свой центр. Ибо Полтавской области повезло, и она, отдельно от города, пожалуй, в числе самых благополучных. Судите сами — на Полтавщине, в Кременчуге, находятся крупнейший нефтеперерабатывающий завод, а еще автомобильный КрАЗ и вагоностроительный, так что один этот райцентр может поспорить по богатству с областным центром. На Полтавщине добываются свои нефть и газ — в серьезных объемах, сразу в нескольких районах. В области расположен Восточный горно-обогатительный комбинат — еще тот монстр, снабжающий рудой многие металлургические заводы. А еще есть минеральная вода в Миргороде, есть Сорочинская ярмарка с ее сотнями тысяч посетителей…
Все упомянутое весьма прибыльно, и хотя далеко не все отчисления идут в Полтаву, больше в районы, Киев и даже за границу, в областной бюджет все же попадают приличные средства. И вот она, тайна — из областного бюджета всегда выделялись намного большие, чем в других краях, суммы для главного города области, для центра. Это сегодня мэр Андрей Матковский и губернатор Валерий Асадчев не могут найти общего языка. До этого было по-другому.
Есть еще и разгадка номер два. Предыдущий городской голова Анатолий Кукоба руководил городом более 15 лет подряд! А в прошлом году полтавчане вновь пожелали видеть именно его руководителем города. Но он предпочел стать депутатом Верховной Рады от Партии регионов. Кстати, предыдущий свой срок он ухитрялся совмещать мандат депутата с мэрским креслом. Но на такое жуткое нарушение закона все как-то закрывали глаза. На то есть причина. Кукоба действительно просто был неплохим мэром. И мог воплотить в жизнь задуманное — 15 лет для этого хватало. Все полтавчане, с которыми приходилось говорить на эту тему, однозначно хорошо отзываются о бывшем градоначальнике. Может, потому Кировоград так далеко отстал от соседнего города, что у нас сменилось за последние 15 лет пять или шесть городских голов, и сегодня любой, претендующий на мэрство, думает лишь об одном: «побыстрее нацарювать рублей сто и втикты»?
Вы слышали хоть от одного из руководителей нашего города последних времен фразы вроде «генеральный план развития города», «через пять лет здесь будет…»? Я тоже такого не помню. Никто не думает на перспективу. А в Полтаве, оказывается, наперед на годы расписан план расширения города, научно обоснован и уже реализуется, — стройка пошла и на окраинах города.
Центр города — вообще как конфетка! Все вылизано, по вечерам на центральных улицах Октябрьской и Ленина горят во множестве фонари. Октябрьская — реально пешеходная улица, в отличие от нашей Ленина, которая давно превратилась в обычную стоянку для авто. Еще в центре меняют светофоры на цифровые — они отсчитывают и показывают, сколько секунд остается до смены цвета. Все центральные скверы — с памятниками, бульвары и переулки ухоженные, видно, что убирают все время. Ставят все новые и новые памятники — типа уже знаменитого на всю Украину памятника полтавским галушкам. И представляете — ни одной пивной палатки на площадях, и даже летом, в жару, их не было!
Что вам еще рассказать? В Полтаве какую-никакую жилищно-коммунальную реформу все-таки провели. А именно — почти вдвое сократили число ЖЭКов, их теперь на 320-тысячный город всего восемь, а было четырнадцать. Соответственно на сотню человек сократили и жэковских бюрократов, оставив лишь прежнее число дворников и сантехников.
В рейтинге 50 лучших для жизни городов Украины Полтава находится на десятом месте, Кировоград делит 13-14 места с Хмельницким. Средняя официальная зарплата в Полтаве на 300 гривен больше, чем в Кировограде.
Проезд в полтавском троллейбусе стоит 50 копеек, в маршрутках (вниманию местных автоперевозчиков!) — 75 копеек. Причем повышение произошло только прошедшим летом, с 15 июля. До этого (не падайте в обморок!!!) проезд на троллейбусе стоил 35 копеек, а в маршрутках — 50!
Белый круглый хлеб местного производства стоит 2 гривни 40 копеек, дороже нашего. Кстати, в Полтаве не такая уж редкость киоски известной нашей торговой марки «Формула смаку». Хоть что-то они от нас взяли…
Рецепт благополучия по-полтавски для меня более-менее ясен. Должен прийти к руководству города действительно грамотный и ответственный человек, прийти всерьез и надолго, хотя бы на два срока. Наша беда — непрофессиональные временщики, а еще — непомерная, до идиотизма доходящая конкуренция за доступ к кормушке, когда для снятия, нейтрализации конкурента не брезгуют никакими средствами. Грязные политические игрища выливаются в то, что имеем грязный город. И о том, что городу надо расширять дороги в связи с растущим количеством автомобилей, делать новые развязки и связки, планировать рост новых микрорайонов, просто некому и некогда думать. Вот кто знает — куда будет в будущем расти Кировоград? Помнится, некоторое время назад даже хотели отдать под застройку территорию нашего аэропорта. Другие предлагали стадион «Звезда» снести и тоже жилья настроить. Этого, слава Богу, не случилось, бедность помешала. Но где гарантии, что через время кому-то, облеченному властью, не придет в голову идея забабахать кабак на мемориальном комплексе на Валах? А чего, молодожены туда всегда приезжают, шампанское есть кому пить. Могут и построить: Кировоград — не Полтава…
Ребята-ребята, из Кировогроба надо ехать не в Полтаву, а в Канаду
Чем больше читаю газету, тем больше понимаю что из Кировограда надо уежать
ЭЭЭЭххх… Полтава…,галушки…, Данилко…, минералка а у нас пузаков намазаный тонким слоем на либеральную "Формула смаку" и слегка присыпаный регионально — шаровской зеленью…., да с таким бутербродом все Ліки Кіровоградщини не справятся…..