Диггерство — страсть к ползанию по канализационным коллекторам, дренажным сооружениям, заброшенным шахтам метро и т.п. — довольно странное хобби. Первые диггеры появились в шестидесятых годах прошлого века в Западной Европе и действовали преимущественно в городах, где много древних, всеми забытых подземных ходов и тайных стратегических сооружений (достаточно вспомнить знаменитые парижские катакомбы). В середине восьмидесятых диггеры появились в Москве, Киеве, Одессе и других советских городах с многовековой историей. Сегодня в Украине есть несколько весьма серьезных диггерских клубов, в столице даже проводят экскурсии «Подземный Киев», во время которых туристам показывают не только древние сооружения, но и водят по вполне современным канализационным коллекторам и нерабочим тоннелям метрополитена.
Дошло это экстремальное увлечение и до Кировограда. Мой собеседник — один из первых местных диггеров, студент машиностроительного техникума Ярослав Федоров — рассказывает, что в «подземном Кировограде» тоже есть на что посмотреть.
— Я как-то услышал о том, что под Кировоградом есть подземные ходы — в районе «Красной звезды», железнодорожного вокзала. Просто хотелось проверить, действительно ли они существуют. Подземный ход возле складов Брайченко мы нашли вдвоем с другом около года назад, вход в него — со стороны гаражного кооператива — ничем не закрыт, раньше там были решетки, но потом их, видимо, сдали на металлолом. Сначала там довольно широкий тоннель, потом он разветвляется на два поуже, как будто огибает что-то. К сожалению, дойти до конца не получилось — на территории «Красной звезды» тоннели перегорожены решетками.
Сначала сходили туда вдвоем, потом приятели попросили показать… Это очень увлекает — под землей совсем другая энергетика. Сплетения переходов, коммуникаций и колодцев как будто живут собственной жизнью. Их планы и чертежи уничтожены. Их строителей давно нет, часто о них вообще никто не знает. Там чувствуешь себя исследователем, первооткрывателем.
Кстати, по словам людей знающих, когда-то тоннель, о котором рассказывает Ярослав, соединял завод с железной дорогой и только после того, как он потерял свою транспортную функцию, его разделили на два узких канала и пустили под дренажную систему.
Легче всего, по словам Ярослава, забраться в подземелье под Центральным сквером — просто отодвигаешь деревянный щит со стороны тротуара и спускаешься (только следи, чтобы рядом милиционеров не было), но там мало интересного — огромное пустое помещение, воды по колено.
Ярослав рассказал мне еще о нескольких подземных сооружениях, имеющих неохраняемые выходы на поверхность: в районе железнодорожного вокзала (по слухам, это длинный запущенный подземный переход) и в Парке Пушкина (говорят, это выход старой дренажной системы).
Еще один знаток «подземного Кировограда» — Юрий Вовкотруб — сам диггерством не занимается, зато несколько лет собирает все слухи и сплетни о подземных сооружениях и по возможности проверяет их подлинность.
— Ходили слухи, — рассказывает Юра, — что под городом была большая арочная канализационная система, но во время войны ее засыпало. Говорили, что проход был до трех метров в ширину. В архиве мне удалось найти только упоминание, что такую канализационную систему планировали строить перед революцией, проводили расчеты и даже выделяли средства на строительство. После революции о ней вроде бы не вспоминали. Но несколько месяцев назад в районе улицы Верхней Пермской раскопали котлован на стоянке (похоже, собирались строить автосалон) — и там, на глубине около двух метров, была видна кирпичная кладка аркой, ширина — метра полтора-два. Место раскопок сразу оградили забором.
Говорят, полузасыпанный подземный ход нашли возле Валов: что-то там обвалилось, и открылся туннель. Но исследовать его, судя по всему, не стали.
Знаете подвальчик на углу музпеда на ул.Ленина? Когда его реставрировали, то выяснилось, что там начинаются несколько ходов в разные направления. Один вел в соседнее здание — теперешний лицей искусств, второй — в противоположную сторону — к военной части. Причем это было не продолжение подвала, а именно ходы — чуть выше человеческого роста и меньше метра шириной, выложенные кирпичом. Со стороны музпеда входы просто заложили, не углубляясь в детали…
Несмотря на кажущуюся простоту и даже социальную пользу диггерства (иногда диггеры предупреждают власти о подтоплении или находят вещи, представляющие историческую ценность), это не такое уж безопасное увлечение. В 2004 году двое киевских мальчишек просто утонули в дренажной системе, когда внезапно начался ливень. Их нашли только через несколько дней, когда тела вынесло в Днепр. А в канализационных коллекторах и тоннелях теплосети есть опасность встретить «диггеров» в исконном значении этого слова (в XVII веке в Англии так называли людей без жилья и собственности — бомжей, проще говоря), которые могут оказаться не очень гостеприимными. Но это уже совсем другая история…
под колизеем проклятая золотая книга лежит весом килогамм 80ю туда лучше не соваться. Ато Барон Самеди начинает злиться. А когда он злиться это простите за выражение ЖОПА!!!!!!!!!!!!
Диггер-Сталкеры Кировограда на:
http://www.g-k-d-s.narod.ru
ГКДС №1
я считаю что нужно бальшинство людей отправить искать клады шоб патом на эти деньги пастроить бальшое падземелье и туда поскладывать новые клады
полюбому в городе должны быть подземные ходы.. и клады.. кстати первый