Рубрика «Смотри, читай и слушай» существует уже больше полугода. За это время кировоградцы успели полюбить и разлюбить классическую музыку, увлечься восточными танцами и музыкой для релаксации. Первые места местного хит-парада занимали Верка Сердючка, Владимир Высоцкий и Мэрлин Мэнсон.
Казалось бы, ничего удивительного уже быть не может. Но в августе кировоградцы полюбили шансон, и не какой-нибудь легенький, а совершенно «конкретный» — «По этапу»…
Что смотрят
На первом месте два российских фильма: «Нас не догонишь» и «Груз 200». Действие нового фильма Балабанова «Груз 200» происходит в середине 80-х, в провинциальном Богом забытом городке. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома, и в тот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство — расследование обоих дел поручено капитану милиции Журову, который оказывается …маньяком. Мнения о картине самые разные: кто-то считает ее «действительно реалистичным фильмом о советской действительности», кто-то — откровенной «чернухой». Фильм основан на реальных событиях, которые в реальности просто не могли быть такими жуткими — сценария пугались даже актеры: Евгений Миронов отказался играть Журова, а Сергей Маковецкий — профессора Артёма, убеждающего зрителей, что «души нет». Саундтрек состоит из шлягеров 80-х, причем, чем ужасней происходящее на экране, тем веселей песенка за кадром. Фильм, безусловно, был задуман как культовый и эпохальный. И, видимо, не случайно название картины очень напоминает название цикла документальных короткометражек «Груз 2000», снятых телеканалом НТВ о кровавых войнах на территории бывшего СССР, непрекращающихся с середины 80-х: «Карабах», «Приднестровье», «Южная Осетия», «Абхазия», «Таджики-стан», «Легионеры».
«Нас не догонишь» — фильм совершенно иного толка — не претендующий ни на эпохальность, ни даже на запоминаемость — местами глупый, местами смешной, наивный и добрый. Судьба сводит вместе двух беглых заключенных — девушек с именами Насос и Бизон, эмигранта-манекенщика Вэйна, приехавшего на историческую родину с отцом, его невесту-миллионершу, студентку театрального института и беспринципного охранника женской колонии, трогательно любящего хомячка Кешу. Непримиримые вначале, к концу фильма герои просто захлебываются от любви друг к другу: злобная и жадная миллионерша спасает беглую заключенную Насос, которая, в свою очередь, превращается в нежную и чуткую красавицу и т.п.
Из российских фильмов востребована также комедия «Антидурь», снятая при поддержке управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Москве. Спецагентов Велика и Кошку, «по ошибке угробивших в Лондоне известного олигарха», из элитной спецслужбы переводят в подразделение по борьбе с наркотиками. Перебирая бумажки в кабинетах, герои впадают в отчаяние, но вдруг оказывается, что бороться с наркотиками не так уж скучно, а иногда даже веселее, чем ловить международных шпионов.
На втором месте — третий фильм об американском спецагенте «Ультиматум Борна» по роману Роберта Ладлема (первый фильм — «Идентификация Борна» — вышел в 2002 году, второй — «Превосходство Борна» — три года спустя). Человек с туманным прошлым и неопределенным будущим Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) снова мечется по планете, пытаясь понять, кто он на самом деле, и снова его пытаются убить. В третьем фильме Борн обнаруживает человека, стоящего во главе секретной программы ЦРУ по изменению личности человека — того, кто превратил его когда-то из Дэвида Уэбба в Джейсона Борна. Создатели фильма вроде как ставят точку в истории бывшего спецагента, но на всякий случай оставляют себе несколько незавершенных сюжетных линий — вдруг все-таки захочется снять еще один фильм.
Третье место в номинации «кино» делят между собой китайская историческая драма «Проклятие золотого цветка» и французский фильм «Братство камня». В «Братстве» речь идет о французской ученой (Моника Белуччи), усыновившей монгольского мальчика. В результате аварии ребенок впадает в кому. По совету таинственного немецкого доктора, который обещает, что сможет вылечить мальчика с помощью нетрадиционных методов, главная героиня отправляется в Монголию, чтобы разузнать все о происхождении сына. Действие «Проклятия золотого цветка» происходит в десятом веке. Императорская чета переживает кризис отношений, постепенно вмешивая в него своих детей, придворных и всю страну. Первые две трети фильма — это психологическая драма, последняя треть — красивые батальные сцены на фоне тысяч раздавленных золотых цветов — символов императорской власти.
Охотно смотрят кировоградцы и новую американскую мелодраму «В стране женщин». Главный герой — сценарист порнофильмов Картер мечтает о большом искусстве. Когда подруга-актриса бросает его, Картер на время уезжает из Лос-Анджелеса к бабушке в мичиганскую глубинку, чтобы творить и предаваться депрессии вдали от коварных женщин, но в Мичигане их еще больше. Сумасшедшая бабушка все время собирается умереть, моложавая соседка, только что узнавшая, что у нее рак груди, ищет участия, ее дочь-тинейджер хочет с кем-нибудь целоваться — и крайним всякий раз оказывается Картер. Сентиментально, смешно и трогательно.
Самый востребованный мультик августа — «Симпсоны в кино» — полнометражный анимационный фильм, снятый на основе телесериала. Сценарий фильма вместе писали одиннадцать сценаристов сериала. Гомер Симпсон наводнил реку родного города Спрингфилда ядерными отходами. Президент США — Арнольд Шварценеггер — принимает решение накрыть город стеклянным колпаком. Семья всеми силами старается ликвидировать последствия аварии. В принципе «Симпсоны « — это пародия на все кинематографические жанры — от фильмов-катастроф до мелодрам. В США фильм вышел с рейтингом PG-13 («Детям до 13 лет только в сопровождении родителей»). Симпатично и актуально выглядит заставка: Барт Симпсон пишет на школьной доске I will not illegaly download this movie — «Я не буду скачивать пиратскую копию этого фильма».
Что читают
Самая востребованная книга августа — роман уже культового писателя Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Это первое его произведение, написанное в 1992 году, когда сам автор только что покинул общежитие Уральского университета. «Здесь, в общаге, всё было как в романе — с завязками, кульминациями и развязками. Всё было ясно и обнажено, и со стороны казалось даже если и не условным, надуманным, то во всяком случае несколько картинным, театральным» — этот тезис можно считать концепцией произведения. Общага здесь — замкнутый мир с собственной философией: «Из-за того, что жизнь твоя прозрачна, здесь соврать нельзя… И жить по-настоящему только здесь начинаешь, потому что общага сразу ставит перед тобой те вопросы, на которые надо отвечать, если хочешь человеком остаться». Но при всем этом роман получился вполне жизненным — тот, кто сам пожил в общежитии, многое узнает: непрерывные пьянки, случайные связи, мордобои, а потом — долгие споры о Боге и смысле жизни. Боюсь, поклонников «Сердца Пармы» роман разочарует.
На втором месте еще одна добрая сказка от автора «Между небом и землей» Марка Леви «Каждый хочет любить». Два друга — отцы-одиночки Антуан и Матиас переезжают из Парижа в Лондон и поселяются в одном доме, их дети тоже лучшие друзья и ходят в одну школу. Папы заняты в основном поездками в шотландские замки с привидениями, разборками с бывшими женами, обдумыванием вопросов, можно ли курить сигару в доме, может ли у малышей быть аллергия на кабачковую запеканку и т. п. Но оба они втайне друг от друга мечтают о большой и светлой любви. Думаю, книги Леви могли бы быть отличным средством от депрессии — после них начинаешь верить в чудеса и смотреть на окружающий мир гораздо более оптимистично.
Третье место в номинации «книги» — за повестью Евгения Гришковца «Реки». Повесть производит впечатление автобиографической, хотя Гришковец в первых же строках предупреждает: «Автор не сообщил своего имени, фамилии, откуда именно он родом и где живет теперь. О том, сколько ему лет, можно только догадываться». Это скорее даже не повесть, а монолог-воспоминание о том, как сдавались школьные экзамены, как впервые была выпита стопка водки, о взрослении, природе Сибири и русском быте. Повесть очень маленькая — всего-то 52 страницы, читается за час, но оставляет какое-то теплое и щемящее чувство. Востребован и сборник пьес Евгения Гришковца «Зима», в который вошли пьесы «Записки русского путешественника», «Зима», «Город», «Дредноуты», монодрамы «Как я съел собаку» и «Одновременно».
Покупают и книгу французской писательницы Анны Гавальда «35 кило надежды». Повествование ведется от имени тринадцатилетнего мальчика Грегуара весом в 35 килограммов. С первых же горьких-горьких строк Грегуара хочется обнять и утешить: «Я ненавижу школу, ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней… Она испортила мне всю жизнь». И это желание не покидает до конца книги: незаметные взрослым детские несчастья, непонимание, скандалы дома и школьные проблемы — все вроде бы обыденно, но, читая, начинаешь осознавать, какой болью может обернуться эта обыденность для замкнутого мальчика, в которого никто не верит.
Огромным спросом в Кировограде пользуются полухудожественные руководства для женщин на все случаи жизни. «Ты научишься экстренно собираться на свидание, порхать над землей на высоких каблуках, эксклюзивно накладывать макияж, божественно танцевать танго и гроссмейстерски играть в покер. Узнаешь, как без усилий вывести пятно от вина, как одним взмахом ресниц стряхнуть с лица следы вечеринки» — обещает аннотация к книге Камиллы Мортон «Как ходить на высоких каблуках». И это, оказывается, далеко не все, пролистав книгу, я нашла главы «Как есть омаров», «Как подрезать кусты» — в общем, в шестидесятые годы такие книги были во всех семьях, только назывались они «Домоводство» и не претендовали на статус художественной литературы. Очень популярна и книга психоаналитика, журналистки и фотомодели Натальи Толстой «Любимая или любовница. Хождения по мукам». Опять же, процитирую аннотацию: «Речь идет не о том, почему и как люди изменяют друг другу, а о женщине. Каково ей, любящей женатого человека? Легко ли поддерживать отношения «на стороне»? Почему супружеская измена становится привычным явлением?»
Впервые за более чем полгода существования рубрики «Смотри, читай и слушай» продавцы книжных магазинов в числе хитов называли любовные романы. Самой огромной популярностью, по их словам, пользуются произведения Анны Берсеньевой и Екатерины Вильмонт.
Что слушают
На первом месте девчоночья группа «Ранетки» с дебютным альбомом «Ранетки», заглавная песня которого называется «Мы ранетки» (мелкие яблочки). Жанр «Ранеток» определяют как глэм-рок или поп-рок. В музыке действительно есть что-то рок-н-ролльное, но тексты «Ранеток» типа «Но я не забыла, как могла, так любила, любила, как могла, но я не забыла тебя» бесконечно далеки от традиций русского рока.
На втором месте украинская фанки-грув группа «БумБокс» с синглом «Тримай». Это третий альбом группы, созданной в 2004 году. Свой первый альбом «Меломания» «БумБоксы» не смогли сразу выпустить официально — не нашлось ни спонсоров, ни продюсеров, тогда они просто записали материал на болванки и стали раздавать всем знакомым. Меньше чем через полгода песни из альбома во-всю крутили на радиостанциях и уже продюсеры стали уговаривать музыкантов выпустить альбом. В прошлом году вышел второй альбом «Family Бiзнес». Что касается сингла «Тримай», который поступил в продажу только на прошлой неделе, то в нем, по сути, две песни — «Тримай» и «та4то» в разных обработках и две минусовки на эти же композиции для желающих попеть караоке.
На третьем месте прошлогодний «Пятый альбом» российской группы «Бутырка». Название группы говорит само за себя. Песни из «Пятого альбома» тоже не требуют комментариев: «Бутырская тюрьма», «За ростовскую братву», «Вторяки не чай» и т.п.
Кроме «Бутырки» любители шансона покупают также альбом Стаса Михайлова «К тебе иду…» — это, правда, уже несколько иной шансон — романтичный, что тоже ясно из названий треков: «Париж, Париж», «Гори звезда моя» и т.п.
Из отечественной и российской поп-музыки популярностью по-прежнему пользуются Тина Кароль, Дима Билан, Ирина Билык. А вот «зарубежку», по словам продавцов музыкальных магазинов, в последнее время почти не берут…
P.S. Большое спасибо за помощь в подготовке материала работникам магазина-салона «Відео-світ» («Сучасник»), книжного супермаркета «КС», магазина «Центр-книга» и сети салонов «Мьюзик-соло».