5-го октября в одесском Дворце спорта с концертной программой “Крещение огнем” выступала легендарная рок-группа “Ария”. Естественно, пропустить такое мероприятие для приверженца “металлической” музыки и “арийца” со стажем было бы настоящим преступлением. Так что вопрос, ехать или не ехать в Одессу на “Арию”, разрешился в считанные секунды. Тем более, что рассчитывать на повторный визит “Арии” к нам в город в свете событий, сопровождавших первый и последний концерт этой группы в Кировограде, особо не приходится.
Шестнадцать лет тому назад
В конце 80-х выступление “Арии” на стадионе “Звезда” закончилось массовой кровавой дракой между милицией, десантниками с одной стороны и фанами группы — с другой. Вот что рассказывает о перипетиях того злополучного вечера очевидец тех событий журналист “УЦ” Геннадий Рыбченков:
— Зрителей пришло не так уж и много — тысяч пять. Самые ярые фанаты “Арии” — практически вся “металлическая” публика города — оккупировали 9-й и 10-й сектора стадиона. “Завелся” народ уже с первой песни, а минут через 20-25 после начала концерта пошли первые инциденты — несколько человек выбежали на поле стадиона и направились к сцене. Стоявшие в оцеплении милиция и десантники оттеснили их назад на трибуны. В процессе “восстановления порядка” милиция, не раздумывая, пускала в ход дубинки — несколько молодых людей, выбежавших на поле, получили по полной программе. Тут же последовала ответная реакция трибун — в милиционеров и солдат полетели различные предметы, обломки стадионных лавочек. Все это время “Ария” продолжала выступление, Кипелов в перерывах между песнями призывал зрителей успокоиться, но его уже никто не слушал. В определенный момент рота десантников перешла в наступление — через барьер, прямо на трибуны. Началась давка, кое-где вспыхивали бои местного значения. Концерт пришлось прервать…
На протяжении следующего часа в районе стадиона организовались две группы возмущенных, обиженных молодых людей, которые пошли крушить все, что попалось под горячую руку, — побили стекла стоявших рядом машин, где-то в городе перевернули автобус. Часть толпы направилась к казармам, “мстить” десантникам. По дороге набрали камней и стали бросать ими в окна казармы. Из расположения части выбежали десантники, вооруженные намотанными на руку ремнями. Драка началась страшная, пострадавших было много с обеих сторон. Видеосюжет о кировоградском побоище даже собирались показать в самой модной телевизионной программе конца 80-х — во “Взгляде” Владислава Листьева…
Неудивительно, что визит в Кировоград запомнился и самим “арийцам” — даже на фоне десятков концертов в без малого двадцатилетней истории группы. В интервью газете “Я молодой” (№6, 1997 год) тогдашний вокалист “Арии” Валерий Кипелов вспоминает:
— В 1988 году в Кировограде такое было!.. Когда зрители ринулись с трибун к нам на поле стадиона, вызвали десант, который просто забил народ обратно на трибуны. Это было проделано с такой жестокостью, что после концерта толпа собралась на выходе и пошла крушить город, скандируя: “Когда толпа едина — она непобедима!”…
А вот что запомнил Сергей Маврин, экс-гитарист “Арии”:
— Подобный случай (разговор шел о бесчинствах представителей правоохранительных органов во время концертов рокеров — прим.) был на выступлении “Арии”, кажется, в Кировограде. Мы работали на стадионе. Площадка стояла у поля, и в середине концерта кто-то спровоцировал публику выйти на это поле. В оцеплении стояли обычные солдаты, которые старались своими телами сдержать толпу. Кто-то из фанатов отодрал от скамейки доску и врезал по лицу одному солдатику. Только доска с гвоздем была, и паренек лишился глаза… Почему-то до сих пор вспоминается этот солдат, словно вина лежит именно на нас. Думаю, теперь понятно, почему милиция пытается “всех строить”. Ведь, случись чего, публика сама себя задавит и затопчет.
Тихая Одесса
На этот раз в Одессе обошлось без каких-либо эксцессов — и до, и во время, и после концерта зрители, большая часть которых — молодежь в возрасте 15-30 лет, грани дозволенного не переступали. О миролюбии одесских фанов рок-музыки говорит и тот факт, что 5 октября в Одессе “Ария” выступала, что называется, на бис — уж очень понравилась российским музыкантам (по словам одного из менеджеров концерта) реакция местной публики на их предыдущее выступление в Одессе — в феврале этого года в рамках турне-поддержки первого альбома обновленного состава группы “Крещение огнем”.
Народ к площади перед Дворцом спорта стал подтягиваться задолго до начала концерта (если кого-то интересуют цены на билеты, сообщаю — стоимость билета на “стоячие” места составляла 25 грн., “сидячие” — 45 грн.), и к семи часам вечера перед зданием Дворца собралась приличная толпа рокеров. Не все они были в кожаных куртках, но какого-то однообразия и не требовалось. Агрессией в воздухе и не пахло (лишь изредка попахивало ароматом высушенного сена), дружные скандирования “Смерть попсе!” и “Децл — лох!” опасности для окружающих не представляли. Может быть, поэтому представители сил правопорядка никого не трогали, обходясь дежурными вопросами: “Наркотики, оружие есть? Нет? Ну и хорошо, свободны…” (правда на входе в помещение все напитки в стеклянной таре конфисковывались безжалостно и безвозвратно). К назначенному часу в зале Дворца спорта свободного места не осталось.
Концерт начался с исполнения старого доброго “Волонтера”, самые первые аккорды которого начали потихоньку “рвать” зал на кусочки. Затем еще одна “древняя” вещь “на разогрев”, и заглавную песню альбома “Крещение огнем” вместе с Артуром Беркутом вслух пела уже практически вся многотысячная аудитория “арийцев”. Та же участь — любительское “караоке” — постигла все прозвучавшие на концерте песни. Но вряд ли это можно отнести к недостаткам шоу. В конце концов, возможность спеть вместе со своими кумирами, находясь при этом от них в трех шагах, выпадает нечасто.
На протяжении всего выступления публика вела себя очень активно. Энергичным композициям зал отвечал всеобщими телодвижениями в такт музыке — особо эффектными были покачивания под “Раскачаем этот мир!” и завывания в прологе к “Обману”; баллады “Осколок льда”, “Там высоко” и блюзовый “Штиль” сопровождали огни зажигалок в руках фанов. Вдобавок ко всему, в перерывах между песнями зал наполняли крики “Ария!”, “Ария!”… И так все два часа этого потрясающего действа!.. К слову, московский сольный концерт “Арии” “Крещение огнем” популярной газетой “Московский комсомолец” был назван “Концертом 2003 года”. Одесское выступление хоть и уступало московскому по спецэффектам и художественным приемам, но однозначно не было хуже по эмоциональному фону и качеству работы музыкантов. Отыграли “арийцы” в высшей степени профессионально, проще говоря, классно — звук, естественно, “живой”, никакой “фанеры” не было и в помине. Не тот уровень…
Публика долго не могла смириться с тем, что концертная программа подошла к концу. Привычное скандирование “Ария!!!” и топот тысяч ног заставил музыкантов вернуться на сцену и исполнить на бис “Битву” из последнего альбома и визитную карточку группы — обожаемую многими любителями тяжелой музыки “Улицу роз”. После этого свет на сцене опять погас и, увы, в тот вечер больше не зажигался…
Кроме самого концерта не могу не упомянуть о первой своей “живой” встрече с музыкантами “Арии”. Случилось это памятное событие днем 5 октября в одесском магазине, торгующем аудио- и видеокассетами, компактдисками. Артур Беркут (вокал) и Максим Удалов (ударные) подъехали к магазину на простенькой “Тойоте”, без какой-либо свиты или телохранителей (чуть позже к ним присоединился басист Виталий Дубинин). Звезды русского рока свободно общались с фанами (коих тут же собралось с добрую сотню!), не грубили, никого никуда не посылали. Автограф? Пожалуйста. Сфотографироваться вместе? Да ради Бога. Альбом подписать? Нет проблем. Понятно, что впечатления от такого знакомства остаются самые положительные. И на всю жизнь…
Чуточку “нероковой” политики
Сложилось мнение, что в Одессе президентские выборы уже прошли. Минимум упоминания о главном политическом шоу пятилетия в местной прессе, на улицах центральной части города нет агитационных палаток, волонтеров, снабжающих бесплатной литературой “за” или “против” кандидатов в президенты. На заборах, ограждающих реставрируемые здания, на специальных информационных тумбах политические плакаты все же присутствуют, но в количественном отношении их число заметно уступает театральным, концертным или спортивным афишам. И, что особо порадовало кировоградскую душу, измученную повсеместным присутствием лозунга “Потому что”, за все 30 часов пребывания в Одессе (а за это время я объездил и обошел вдоль и поперек почти весь город) на глаза попались только 3 (!!!) привычных биг-борда: один классический “Потому что” в районе Французского бульвара, один с изображением детей “Выбор-2004” у входа в парк “Аркадия”, и еще один “Одесса — за Януковича” сразу у железнодорожного вокзала. На большее, наверное, одесситов не хватило… И вообще немыслимый для Кировограда случай — по дороге от железнодорожного вокзала до рынка Привоз был замечен биг-борд в поддержку Анатолия Кинаха. Совсем одесситы страх потеряли…
Вместо постскриптума. Немного парадоксальная ситуация — в Одессу, судя по расклеенным в подземных переходах листовкам, собирается приехать народный депутат Олег Тягнибок. Учитывая “дружелюбное” отношение пана Тягнибока к национальностям, составляющим подавляющее большинство коренного населения Одессы, интересно было бы послушать, что он собирается рассказывать одесситам. Неужели просить прощения за прогремевшие на всю Украину слова?..