Николай Барабуля — заметная фигура в кировоградской культуре. Даже, извините, визуально. В том числе и для так называемого массового зрителя, не очень вникающего, кто есть кто в праздничных действах под открытым небом Кировограда. Иногда его можно увидеть с микрофоном в руках, дающим указания по ходу торжеств. Нередко его голос звучит из громкоговорителей, заранее записанный на пленку. Надо сказать, что и для меня, журналиста, знающего, кажется, многое и о многих, беседа с Николаем Ивановичем, начальником городского отдела культуры, стала своего рода открытием.
Десантник-режиссер
— “Роман” с профессиональным театром у меня не сложился, — рассказывает Н.Барабуля. — В 1971-м, после выпуска из Днепропетровского театрального училища, режиссерское отделение которого я закончил, должен был начать работать в Кировоградском областном музыкально-драматическом театре. Не захотел меня взять Иван Казнадий. Нет, ничего личного, у нас по сей день добрые отношения. Он даже говорит при случае: хорошо, что я тебя тогда не взял. Дескать, испортил бы тебе “карьеру”. Работа нашлась для меня в филармонии — ведущим в программе “До-ре-ми”. Но очень скоро последовал призыв в армию, и я попал в десантную часть здесь же, в Кировограде.
— В качестве кого?
— Десантника. Строевая и физическая подготовка, прыжки с парашютом — все, что положено. Служил, между прочим, с Александром Куценко, который теперь возглавляет в горисполкоме отдел физкультуры и спорта. Это он пустил однажды байку, что мне, когда я с парашютом прыгал, к ногам кирпичи привязывали — чтобы ветром не сносило. Я был худой, очень худой… Потом почему-то эта байка трансформировалась — что меня нужно было связывать, чтобы сбросить с парашютом… Но и культура все два года шла рядом со службой. Взяв за основу студенческий театр миниатюр, я сделал армейский театр миниатюр, естественно, и сам в нем играл. На смотре художественной самодеятельности мы заняли первое место в Киевском военном округе, а я получил грамоту от командующего.
— Охотно ребята шли в самодеятельность?
— Ну… иногда приходилось действовать и таким методом: “Ну что ж, если ты предпочитаешь сходить в наряд…” Но потом, я видел, у них просыпался настоящий интерес к тому, что мы делали.
Принц — король — лесничий
— После армии работал методистом в ДК им.Октября. Народный театр при ДК возглавляла Татьяна Корниец. Здесь сыграл свою первую роль — в спектакле “Валентин и Валентина” по пьесе Рощина. Тогда еще мог Валентина играть… Чуть позже поставил “До свидания, мальчики” по пьесе Бориса Балтера. В этом спектакле у меня играл Валерий Дейнекин — будущий руководитель знаменитого студенческого театра “Резонанс”, а затем и главный режиссер нашего областного профессионального театра. А потом уже Дейнекин пригласил меня в “Резонанс”, и я начал работать в студенческом клубе, сыграл немало ролей, но пришел к Дейнекину как Принц — в спектакль “Золушка”. Знаменитый спектакль — своего рода визитная карточка театра.
— Я помню его юбилейное представление: с В.Дейнекиным в роли мачехи и с вами в роли лесничего.
— Можно сказать, я рос вместе со спектаклем: после Принца в течение нескольких лет играл роль короля, потом — леcничего…
В новых ролях
В 1990-е Н.Барабуля работал в колледже у Пояркова — заместителем директора по воспитательной работе, директором центра эстетического воспитания. Но в целом это был период, когда мы теряли культуру, доступную массам.
— Клубов уже почти нет. Не стало ДК Октября. Нет ДК им.Калинина, при котором существовала блестящая оперетта. Я, кстати, немного работал и там, даже, когда заболел солист, мне пришлось петь вместо него главную партию. Cегодня самодеятельность — редкость даже для школ. Но ведь детям нужна культурная подпитка! Иначе засасывает улица — и потом уже не отпускает…
Городской отдел культуры Николай Иванович возглавил в 2001-м. Но перед этим был период работы в Кировском райисполкоме.
— Мы начали работать с инвалидами — с клубом “Ровесник”. Занимались детским спортом, организацией праздничных мероприятий. И делали это по принципу: праздник, любой праздник должен начинаться со двора, улицы, района. Но в райисполкоме начались сокращения, и я оказался в орготделе горисполкома. Это было не совсем мое, и, когда предложили должность начальника отдела культуры, я с радостью согласился. Но радость была недолгой…
Финансовые тиски стали главной и постоянной трудностью. Мне, собеседнику Николая Ивановича, припомнился эпизод одного из заседаний горсовета. Н.Барабуля, чтобы убедить депутатов не уменьшать финансирование, даже… прочел с трибуны свои собственные стихи, написанные накануне ночью… Но ведь прошедшее празднование 250-летия Кировограда город сумел профинансировать, выделив, образно говоря, “полмиллиона на улыбку” — или по 2 тыс. грн. за каждый юбилейный год?
— Для дотационного города — это немаленькая сумма, — говорит Н.Барабуля. — Но считать ее большой нельзя. Половина этих денег ушла на оплату артистов-гастролеров. А все остальное делалось на невероятном нерве. Были, конечно, и какие-то сбои, какие-то вещи, которые делались в последний момент, что называется, ночью, но все-таки зритель всей кухни, типичной, кстати сказать, и для театра, не увидел. Он видел праздник…
Который удалось сделать даже с ограниченным финансированием, вложив в него и душу, и сердце. Сам Н.Барабуля, стоит добавить, попал накануне Дня города в отделение кардиологии. А после капельниц, оставив врачам очередную расписку, что всю ответственность берет на себя, уходил работать…
Гены тапком не растопчешь
Если существуют “гены таланта”, то они, надо надеяться, не растворяются бесследно в следующих поколениях. Пример — Кристина Барабуля, внучатая племянница Н.Барабули, о которой он говорит немало теплых слов. Ее, юную солистку ДЮЦа, кировоградцы знают. Сын Николая Ивановича учится в аспирантуре — и играет, как и его родители в свое время, в студенческом театре “Резонанс”: начал с мальчика-пажа — уже вырос до Принца…
У Николая Барабули — человека творческого и многогранно талантливого — есть своя точка зрения, имеющая право на жизнь:
— Когда говорят: зря не стал артистом, музыкантом или еще кем-то, то говорят это зря. Самое главное в жизни — найти себя. А музыка, культура — пусть даже человек не стал музыкантом или поэтом — помогают ему в этом, помогают раскрыться.