Вот уже вторую неделю хожу под впечатлением от концерта. Думаете, от Сердючки или Малинина, недавно порадовавших кировоградцев своими талантами? Нет. В нашей областной филармонии выступал известный японский пианист, лауреат международных конкурсов профессор Токийской консерватории Дзюн Мацуока.
Приобщиться к высокому искусству кировоградский слушатель смог благодаря уникальному проекту, который реализует самый молодой преподаватель кафедры скрипки Национальной музыкальной академии Украины, лауреат международных конкурсов, один из наиболее известных современных украинских музыкантов Остап Шутко.
Цель проекта “Музыкальные вечера Остапа Шутко” — естественно, популяризация классической музыки. Мы давно не имеем возможности слушать исполнителей мирового уровня — восполнить этот пробел, дать украинскому слушателю шанс вживую увидеть звезд классики и решил Остап Шутко. Кроме того, рядом с мэтрами сцены получат возможность выступить и талантливые юные украинские музыканты. Лучшие из них получат материальную поддержку в виде личных стипендий Остапа Шутко. В рамках проекта на протяжении нынешнего и следующего годов предусмотрено около ста концертных выступлений во многих городах Украины.
Кировоградцы стали одними из первых, кому, без преувеличения, посчастливилось приобщиться к классике. Дзюн Мацуока исполнял произведения Шопена, Хисатады Отаки, Моцарта, Шуберта, Бетховена. Зал сидел завороженный…
Кировоградским стипендиатом в рамках акции стала лауреат международного конкурса “Золотой Орфей”, ученица кировоградской музшколы Юлия Гордиенко. Она исполнила романс Фридерика Шопена “Желание”, аккомпанировал Дзюн Мацуока. Думаю, это само по себе было огромной наградой для юного кировоградского дарования.
А потом на сцену вышел Остап Шутко. Он исполнил “Гимн любви” Эдварда Элгара и “Воспоминания об Америке” Анри Вьетана. Дух захватывало от этой красоты! Зал снова и снова взрывался аплодисментами. Когда же в сопровождении нашего камерного оркестра “Елисавет” Дзюн Мацуока исполнил концерт Баха, слушатели встали со своих мест. Музыкантам пришлось исполнять произведение на бис. После концерта люди не хотели расходиться. И это понятно. Давно у нас в Кировограде не было такого торжества классической музыки. И все же, если вы не смогли попасть на этот концерт, не расстраивайтесь. Через месяц в рамках “Музыкальных вечеров Остапа Шутко” нас ждет встреча с известным австрийским гитаристом Лео Витошинским.
После концерта мне удалось взять мини-интервью у Дзюна Мацуока и Остапа Шутко.
— Господин Мацуока, что сподвигло вас на участие в этих музыкальных вечерах? Ведь для этого вам пришлось изменить свои планы, оставить преподавательскую работу в Токио.
— Мы с Остапом знаем друг друга давно и очень крепко дружим. Поэтому, когда он прислал мне письмо с предложением принять участие в концертах, я, не раздумывая, согласился.
— Перед исполнением “Сонатины” Хисатады Отаки вы сами сказали, что композитор посвятил ее своей супруге. И действительно, музыка создает образ любимой — чувственный и загадочный. Чем для вас является это произведение, какие образы рождает оно в вашей душе?
— Для меня она наполнена национальным колоритом, традициями воинов-самураев, познанием дао. Когда я ее исполняю, то вижу перед собой прекрасные японские пейзажи.
— Как часто “Сонатина” звучит перед европейским слушателем? Чем отличается реакция японского и европейского залов? У меня, к примеру, она вызывала противоречивые чувства.
— Японцы намного больше знакомы с образцами европейской музыки, чем жители Европы — с нашей. И, конечно же, их восприятие очень отличается. Сегодня я лишь второй раз исполнял произведение Отаки перед европейцами, но нужно сказать, что публика слушала с большим интересом и очень тепло принимала.
— У нас существует стереотипное мнение, что японцы — очень сдержанные в проявлении своих эмоций люди, но во время исполнения у вас они все-таки вырывались…
— Может, именно поэтому соотечественники, присутствовавшие на моих выступлениях в Будапеште, говорили: “Ты — не японец”…
— Увы, наша филармония не может похвастаться хорошим инструментом. Скрип педали разрушал таинство рождения музыки. Вам самому, наверное, некомфортно было играть?
— (Смеется.) Да, нельзя сказать, что это очень хороший инструмент. Но это моя профессия. Я должен хорошо сыграть на любом инструменте…
К Остапу Шутко удалось добраться, лишь переждав огромную очередь поклонников, покупавших его диски и просивших автографы.
— Остап, вы задумали столь грандиозную акцию. Собрать для участия в ней известных музыкантов довольно нелегко. Как вам это удалось и кого еще смогут услышать украинские любители классической музыки?
— Я просто позвал своих друзей. Мне очень приятно, что они откликнулись на мой призыв. Среди тех, кто примет участие в музыкальных вечерах, есть имена Виктории Лукьянец и Лео Витошин-ского, которые приедут из Австрии, Михаила Воскресенского из России, выступавшего перед вами Дзюна Мацуоки, питсбургского фортепианного трио из Америки. После выступления в Карнеги-холле с Нью-Йоркским симфоническим оркестром прилетит одна из лучших польских пианисток Беата Белинская, приедет известный чешский гитарист Владислав Блага. Безусловно, принимать участие в музыкальных вечерах будет и моя мама Лидия Шутко, (известная скрипачка, народная артистка Украины — авт.).
— Вы говорили, что одной из причин создания проекта является то, что филармонии не в состоянии приглашать музыкантов высокого класса. Значит, средства нужно брать в другом месте. Каком?
— Вы помните, раньше государство финансировало филармонии. Человек платил рубль и имел возможность слушать Рихтера, Когана, Ойстраха. А потом государство сказало: “Зарабатывайте деньги сами”. И филармонии пошли по пути удешевления билетов. Дошло до того, что в одном из городов билет на концерт классической музыки стоил 50 копеек. Какой уважающий себя музыкант будет работать на таких условиях? После концерта в Кировограде лично я даже не в нулях…
— Так за проведение концерта платите вы…
— …Из собственного кармана. Никаких спонсоров у меня нет. Я поставил перед собой достаточно сложную задачу. Нужно дать каждый месяц десять концертов в рамках “Музыкальных вечеров” и успеть еще заработать на их проведение. Поверьте, моя супруга нашла бы, куда потратить эти деньги, тем более, что мы ждем второго ребенка. И все же… Я уверен, ситуацию, что сложилась с классической музыкой в стране, нужно менять. Публика устала от того, чем заполнен теле- и радиоэфир. Она хочет чего-то лучшего, классического искусства, а его нет. Все мои друзья знают о состоянии, в котором находится Украина. Они согласились выступить если не бесплатно, то за чисто символический гонорар. Я хочу, верьте не верьте, стать примером для других. Кстати, я не один в своем стремлении что-то изменить в Украине.
— Остап, в ваших вечерах принимают участие очень разноплановые музыканты. Расскажите, как вы подбирали репертуар, на чем делали акцент…
— О, это очень важный момент. Потому что иногда музыканты совершенно не задумываются над тем, поймет ли их слушатель, или нет. Если вы не знаете, например, арабского, вы не будете слушать на нем новости, вы просто переключите канал. То же касается слушателя. Музыкальный язык за последнее столетие стал более сложным. Если человек придет на концерт в филармонию и услышит музыку, сложную для восприятия, он больше туда не вернется. Поэтому одним из обязательных условий наших концертов является умело подобранный репертуар, понятный и рядовому слушателю, и музыканту. Высшей похвалой для меня были слова, сказанные после концерта во Львове: “Если бы мы не любили классическую музыку, мы полюбили бы ее сегодня”. А в Виннице говорили: “Мы впервые услышали живую скрипку, мы не представляли, что это может быть так красиво”…