В понедельник, 25 июня, исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного поэта — Арсения Тарковского. Поэта пока недоизученного и, видимо, поэтому недооцененного.
«Недоизученность» объясняется просто. Ровесник века, Тарковский помнил революцию, подростком был арестован за глупую шутку о Ленине и чудом избежал тюрьмы, переводил стихи Сталина, тяжело переживал вынужденную эмиграцию сына Андрея, еще успел увидеть перестройку, но за всю свою жизнь не написал ни одного стихотворения, хвалившего или ругавшего советскую власть. Отсутствие «гражданской позиции» делало его малоинтересным для советского литературоведения. В постсоветские же времена мы бросились читать гонимых и запрещенных — философская поэзия Тарковского опять оказалась никому не интересна.
В литературных кругах Тарковский был известен прежде всего как замечательный, очень чуткий к чужому языку и стилю переводчик с грузинского, туркменского, киргизского. Его дебют как поэта совпал с дебютом сына — в 1962 году Андрей Тарковский получил Золотого льва на фестивале в Венеции за фильм «Иваново детство», а Арсений Тарковский выпустил в свет первую книгу — «Перед снегом». Черная обложка, имя — красными буквами, название — белыми, цена — 14 копеек, тираж — 6 тысяч.
Назавтра Арсений Тарковский не проснулся знаменитым. Даже в Кировограде, на родине поэта, которым здесь должны были по праву гордиться, о нем вспомнили только в середине 90-х. Да и вспомнили так, очень скромно… Поскольку на родину отца приехала Марина Тарковская. При Кировоградском коллегиуме открылся музей поэта, велись разговоры о памятнике, о переименовании в его честь одной из улиц города (насколько помню, предлагалось два варианта — пр. Коммунистический и
ул. Пролетарская). Но как-то не сложилось…
А вот Тарковский родной город любил и помнил, гордился им, говорил, что город Елисаветград маленький, но дал двести членов Союза писателей. Несколько раз, уже после войны, приезжал и обязательно посещал «Хутор Надия», названный в честь его двоюродной бабушки Надежды Тобилевич (урожденной Тарковской), где вырос его отец. Кстати, в 60-е именно Арсений Александрович спас заповедник от закрытия. В письме двоюродному брату Андрею он писал:
«Только что написал письмо в Союз писателей Украины, где прошу заступиться за хутор. Вероятно, М.Т. Рыльский тоже предпринял что-то со своей стороны. Ума не приложу, кого еще направить на кировоградских деятелей во имя защиты памяти Ивана Карповича. Все же завтра я буду на людях и поговорю… Мне не ясно, по какому праву Кировоград может закрыть заповедник? Только потому, что он придан музею? Странно было бы, если бы Новгород или Опочка решили «закрыть» пушкинский заповедник на основании своей географической близости к нему…»
Рассказывают, что в последний свой приезд в нашу область Тарковский попросил остановить машину в степи, вышел, опираясь на палку, сорвал колосок и со слезами на глазах сказал: «На родину нужно возвращаться…»
Столетие поэта с размахом отметили в Москве и в Киеве. Торжественные вечера, посвященные этому событию, провели русские диаспоры в США, Аргентине, Австралии. Конгресс украинских писателей учредил даже ежегодную премию им. Тарковского для русскоязычных писателей Украины. Модный украинский режиссер Александр Огарев специально к этой дате поставил спектакль по поэме Тарковского «Чудо со щеглом», написанной в 20-е годы, сопроводив оригинальный текст музыкой Шуберта. В «Лужниках» состоялся концерт бардовской песни, посвященный 100-летию поэта, а Центральный Дом кинематографистов России 26-29 июня демонстрирует целую ретроспективу фильмов об Арсении Тарковском (их, оказывается, снято уже четыре, не считая замечательного фильма кировоградского режиссера Владимира Мощинского).
В Кировограде же «основную» часть празднования решили перенести на осень.
— Мы пригласили на юбилейные мероприятия Маргариту Терехову, сыгравшую в «Зеркале» роль жены Арсения Тарковского, актера Михаила Козакова, режиссера двух фильмов о поэте Вячеслава Амирханяна, Марину Тарковскую, — объясняет руководитель областной организации Русского движения Украины Валентина Бажан. — Сегодня они приехать не могут, потому что принимают участие в юбилейных мероприятиях в Москве и в Завражье, где поэт прожил последние годы. Мы же перенесли большую часть запланированных мероприятий на осень.
По словам Валентины Бажан, 29 сентября — 1 октября в Кировограде пройдут научная конференция, посвященная творчеству Тарковского, и Фестиваль поэзии, планируется показать на широком экране документальный фильм о жизни поэта «Малютка жизнь». Непосредственно же день юбилея отмечали скромно — в Литературном музее им. Тобилевича и в музее-заповеднике «Хутор Надия» открылись выставки, посвященные поэту. В Кировоградском музыкально-драматическом театре специально к этой дате поставили замечательный спектакль «… мой путь от земли до высокой звезды». На фоне декораций с видом Елисаветграда начала века актеры читали отрывки из воспоминаний Тарковского и его стихи. Действительно прекрасные, удивительные, вневременные стихи, услышав которые один раз, забыть уже невозможно…
На самом деле стихи Тарковского мы слышали и раньше. Скажем, песня «Только этого мало», которую исполняет София Ротару, написана на стихи Арсения Александровича. У него же Борис Гребенщиков позаимствовал строчку «С той стороны зеркального стекла». Стихи отца звучат за кадром в фильмах его знаменитого сына, на них написано очень много бардовских песен…
И все же Тарковского его земляки, особенно молодое поколение, знают и помнят плохо. И в этом есть великая несправедливость по отношению к талантливому человеку, который очень любил землю, на которой теперь живем мы с вами. А он, что свойственно избранным, будто знал и предвидел это:
Обо мне земля давно забыла,
Хоть моим рифмовником жива…