Полтора десятка лет прошло с тех пор, как знаменитый “железный занавес” был сдан в металлолом истории. За это время открыло для себя Америку несчетное число граждан бывшей Страны Советов, а затем и независимой Украины — в том числе и для того, чтобы воспользоваться опытом деятельности “акул мирового империализма” в той или иной сфере.
Не так давно из Америки вернулась директор Кировоградского коллегиума Маргарита Борисова. Своими впечатлениями о путешествии она решила поделиться с читателями “УЦ”. Нужно сказать, что преподавателям коллегиума, недавно, кстати, отметившего свое столетие, не впервой ездить за педагогическим опытом за океан. Впрочем, двери этого учебного заведения тоже всегда открыты для зарубежных коллег, причем не только “англичан” — преподавателей профильной коллегиальной дисциплины. Неудивительно, что такая практика с завидной регулярностью приносит свои плоды — уже 4 года подряд на Всеукраинской олимпиаде по английскому языку в разных возрастных категориях пальмы абсолютного первенства регулярно достаются именно ученикам Кировоградского коллегиума, не говоря уже о традиционных школьных городских олимпиадах.
По словам Маргариты Борисовой, поездка “на край света” никогда не была для нее самоцелью. Заокеанский вояж героини этой публикации стал возможным благодаря международной программе “Лидеры XXI столетия”, поддерживаемой в Украине организацией “Аксэлз”. Пройдя 4 отборочных тура, опытный руководитель учебного заведения вошла в число лауреатов конкурса, проводящегося в рамках этой программы. Наградой лучшим из лучших директоров школ и стала поездка в Соединенные Штаты.
— Одно из моих наиболее ярких впечатлений от первых дней поездки, — рассказывает Маргарита Николаевна, — удивительно живописные природные ландшафты. Хотя я думала, что меня, видевшую красоты Крыма и Кавказа, Средней Азии, Байкала и Карелии, уже ничто поразить не может. Причем американцы очень бережно относятся к природе: по улицам беспечно прогуливаются коровы, а косули совершенно не боятся людей. Купаясь в океане, можно даже увидеть морского котика. Кстати, свадебные банкеты в Америке модно проводить именно на лоне природы…
— Насколько, по-вашему, соответствует реальному положению вещей “голливудский” культ американской демократии?
— Американцы действительно очень демократичный народ, но при этом убежденные патриоты своей страны. Они на каждом углу ругают президента США, но, по их убеждению, никто из гостей страны не вправе этого делать. Или, например, после трагических событий 11 сентября 2001 года у входа в Капитолий неизменно выстраивается длинная очередь — у всех посетителей непременно проверяют пропуска. Из этого ставшего обязательным правила исключений не делается ни для персонала, ни для школьников, ни для иностранных делегаций. Вполне демократично ведут себя по отношению к иностранцам и местные чиновники любого ранга…
Поскольку целью поездки Маргариты Борисовой и ее коллег был обмен опытом в сфере образования, делегация, состоящая в основном из преподавателей постсоветских стран — руководителей общеобразовательных школ, побывала в самых разных учебных заведениях этой страны.
Как выяснилось, среднее образование юные американцы получают совершенно бесплатно, при этом предоставляющие его “храмы науки” имеют весьма солидную материальную базу. Судите сами: в школе, где учится 4 сотни детей, должно быть, как минимум, полторы тысячи компьютеров, которые уже через пять лет эксплуатации считаются морально устаревшими и подлежат замене.
Что характерно, при всем многообразии американских школ — и для беспризорных детей, и для элитных отпрысков — большинство из них являются государственными. Кстати, ребенок со слабыми умственными способностями (проще говоря, отстающий в развитии) по законному праву может учиться вместе со своими более развитыми сверстниками.
— Заметили ли вы существенные различия между американскими и украинскими подростками?
— Американские тинейджеры более раскомплексованы и свободны, но иногда эта свобода приобретает граничащие с абсурдом формы. Нашему учителю трудно представить, чтобы школьник во время его урока бездельничал, лежа под партой, или совершенно безнаказанно монотонно стучал об пол и при этом громко ругался. Я уже не говорю о том, что из классной комнаты можно без спроса выйти посреди урока. В результате подобной школьной вседозволенности многие десятиклассники едва умеют читать. К слову, в школе имени Джорджа Вашингтона висят портреты двух здешних лучших учеников. Одного зовут Иван, другого — Алексей…
С другой стороны, американские дети с малых лет умеют мгновенно “вытянуть” любую интересующую их информацию из компьютеров, которых, кстати, в тамошних школьных и студенческих библиотеках намного больше, чем книг.
Студенческая жизнь молодых граждан США также многим отличается от украинской. Во-первых, как правило, американский университет — это своеобразный мини-городок, население которого составляют исключительно студенты, преподаватели и обслуживающий персонал.
Во время многочисленных фестивалей и концертов, устраиваемых самими же студентами, постоянно проходят различные акции по сбору средств на борьбу с пороками общества, коими сегодня американская молодежь считает алкоголизм и СПИД. Что же касается курения, то в Штатах с этим уже никто активно не борется, так как многие американцы в последнее время с никотином “завязали”. Вместо традиционных для их украинских коллег перекуров студенты здесь предпочитают в перерывах между занятиями отдыхать, лежа на траве, либо перебрасываться мячом.
А в оборудованных по последнему слову техники студенческих научных лабораториях созданы все условия для потенциальных гениев физики, химии или биологии…
В разговоре с журналистом “УЦ” директор Кировоградского коллегиума в очередной раз подтвердила общеизвестный факт — американцы безумно любят свою страны и в большинстве своем беспрекословно подчиняются ее законам. И как вывод: сегодняшние “негаразди” украинского народа являются следствием недостаточной любви граждан к своей стране. Поэтому уже в следующем учебном году в Кировоградском коллегиуме будет введен новый предмет — гражданское образование, в рамках которого учащиеся начнут постигать первые системные уроки патриотизма…